Недавно встретила знакомую из прошлой жизни. Модное пальто, короткая стрижка, каблуки. Можно сказать, дама с обложки журнала. Если не знать о возрасте, никогда не догадаешься, что ей шестьдесят с плюсом. По сути, бабушка. «Да, — подтвердила. — У меня трое внуков. Младшему всего два месяца!» И тут же сменила тему — рассказала о своих последних путешествиях. Европа, Ближний Восток, Кавказ давно покорены. В нынешнем сезоне, похвасталась, объездила Азию, Вьетнам, Камбоджу, Сингапур. Семь перелетов, причем практически без знания английского. Ну не считать же таковыми здравствуйте-пожалуйста и спасибо-до свидания! Как выходила из положения? Добрые люди, заверила, есть везде.
На том и разошлись. А мне вспомнилась другая история — из журналистской практики. Где бабушка так любила внучку, что в итоге делила ее… с родной матерью. Свекровь в воспитании девочки принимала активное участие буквально с момента рождения малышки. Мало того — невестку тоже муштровала. Когда внучка подросла, бабушка стала забирать ее к себе — на выходные, на неделю, месяц. Папа в споры любящих его дам старался не встревать. Но если ситуация накалялась до предела, выбирал сторону матери.
В общем, дело дошло до развода. А следом был поднят вопрос: с кем ребенку жить дальше? Самостоятельно спорную ситуацию в семье разрешить не смогли, обратились в суд. Девочка к тому моменту стала уже школьницей и тоже давала показания. Детская психика напряжения не выдержала — ребенок с нервным срывом попал в больницу. Грустно, но тяжбу взрослых это не остановило. После серии заседаний суд оставил школьницу с мамой. Но бабушка сдаваться не намерена и продолжает бомбардировать самые разные инстанции обвинительными письмами в сторону теперь уже экс-невестки.
К счастью, подобные крайности случаются редко. И молодые родители порой на самом деле нуждаются в поддержке родных. Конечно, здорово, когда степень внимания и заботы к ребенку со стороны бабушек-дедушек совпадает с ожиданиями мам и пап. А если нет?
Как известно, участие старшего поколения в деле воспитания внуков у нас сложилось исторически. Полвека назад декретные отпуска были чисто номинальными, да и квартиры молодожены массово делить со своими родителями перестали не так давно. И что, не покачаешь ребенка, если он плачет, а мама на работе? Не покормишь? Чем вообще заниматься на пенсии, если не помогать детям и внукам? «Старикам ведь ничего не нужно. Главное, чтобы в случае болезни было кому подать стакан воды», — одна из моих соседок-пенсионерок рассуждает так и сегодня. С осуждением поглядывая в сторону сверстниц, которые по утрам занимаются скандинавской ходьбой, дважды в неделю плавают в бассейне и — страшно сказать! — делают в салонах прическу и маникюр. Ей немногим за шестьдесят, все свободное время проводит на даче. Чем очень гордится. Но я-то знаю, что в этой идиллии есть и закулисье. В частности, обида на дочек, которые на мамины посевные и уборочные кампании приезжают с опозданием, банки с соленьями и вареньями не разбирают, потому их содержимое со временем приходится выбрасывать. То, что у детей давно свои семьи, работа и живут они в других городах, в расчет не берется. Подаренные дочками палантины, пальто и кардиганы даже не надевает: зачем, если, кроме дачи, все равно нигде не бывает?
Чужая семья, конечно, потемки. Со своим уставом в чужие монастыри напрашиваться не хочу. Но осмелюсь предположить, что насильно счастье, как и свое понимание жизни, навязать невозможно. Да и стоит ли? Эффект может оказаться совершенно отличным от желаемого.