Техосмотр, права и не только
Слышал, что в нашей стране упростили процедуру техосмотра и увеличили срок действия водительских прав. Расскажите об этом.Виктор ПУШИНСКИЙ, Барановичи
Согласно недавнему указу Президента, скорректировано более 200 административных процедур, а некоторые и вовсе были исключены, поскольку утратили актуальность. Сообщается, что изменения внесены с учетом обращений заинтересованных органов и организаций, практического применения этих процедур и предложений. В частности, упрощена процедура технического осмотра. Теперь для прохождения диагностики автомобиля от автовладельца потребуется меньше документов: при получении разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении больше не нужно предоставлять водительское удостоверение и страховое свидетельство. Справку о регистрации автомобиля в ГАИ можно будет получить быстрее (срок уменьшен с десяти до семи дней).
При этом срок действия водительских прав увеличен вдвое, их будут выдавать на 20 лет. Кроме того, разрешения на допуск к участию в дорожном движении новых автомашин (не старше трех лет) будут действовать три года.
Заправка кондиционера
Какие разновидности хладагентов для автокондиционеров сегодня наиболее востребованы? Насколько часто их нужно заправлять, есть ли какие-то особенности применения?Сергей МОТОРНЫЙ, Скидель
![](https://storage01.sb.by/iblock/d56/d56e5461dd1771406ab1ebe7e6907c1c/5b84e5055ccfb83d9c8d39c8e6d5362e.jpeg)
Хладагентами принято называть особые углеводороды, которые переходят из жидкого состояния в газообразное при температурах ниже нуля по шкале Цельсия. Это свойство позволяет им в процессе испарения отбирать тепло у окружающего воздуха, а в процессе конденсации — наоборот, выделять тепловую энергию, сбрасывая ее в окружающую среду, рассказывает кандидат технических наук профессор автотракторного факультета БНТУ Евгений Савич.
Наиболее часто в автомобильной климатической технике используются следующие виды хладагентов:
• R12 — хладагент, обладающий высокой производительностью по холоду, экономичный в эксплуатации и недорогой в производстве. Этот хладагент широко применялся до начала
1990-х годов. Усилиями международного концерна DuPont хладагент R12 был запрещен к использованию по причине разрушительного действия некоторых его компонентов на озоновый слой планеты;
• R134а — хладагент, который с 1993 года заменил R12 и запатентован концерном DuPont. Он не содержит хлора, поэтому считается безвредным для озонового слоя, хотя уступает R12 по производительности примерно на 15 %. На сегодня R134а является наиболее распространенным хладагентом для автокондиционеров, который применяется производителями всего мира.
Фреон — основной хладагент для систем автокондиционеров, которые в отличие от стандартных холодильных установок имеют вспомогательные резьбовые соединения и уплотнители. Герметичность зависит от качества уплотнителей, но не исключено испарение хладагента, поэтому его необходимо периодически заправлять.
При заправке автокондиционеров следует очень внимательно относиться к возможности смешивания различных хладагентов. Ни в коем случае нельзя допускать смешивания R12 и R134а, так как они совместимы с компрессорными маслами разных типов и используют разные конструкции осушителей.
При выборе фреона необходимо учитывать, какой хладагент заливался раньше: информация указана в техпаспорте машины и руководстве производителя.
Чтобы определить, сколько фреона нужно залить, следует проверить давление при помощи манометрической станции и комплекта шлангов. Необходимо найти под капотом магистрали кондиционера: одна — высокого давления и одна — низкого. На первой установлены трубки небольшого диаметра. После соединения станции с магистралью посредством переходника нужно запустить мотор, после чего фреон перемещается по фреонопроводу. В процессе нужно отслеживать изменения давления: нормальные значения — от 250 до 270 кПа.
Для дозаправки килограммового баллона фреона будет достаточно на несколько раз. Баллон подсоединяется шлангами к системе, а мотор должен работать на холостых оборотах до 2000, а сам кондиционер включается на режим рециркуляции. В ходе заправки надо один раз в 2—3 минуты откручивать вентиль манометра. При достижении оптимального давления заправку следует прекратить.
Уровень фреона в системе может снижаться по причине утечки, механических повреждений, невыполнения рекомендаций по эксплуатации. В процессе заправки нужно контролировать объем, поскольку недостаточное количество провоцирует преждевременный износ, а излишек — неэффективное функционирование.
Заправку хладагента лучше доверить профессионалам на СТО, у которых есть необходимое оборудование для проверки давления и контроля отсутствия повреждений.
ЦЕНА ВОПРОСА
Заправка автокондиционера на СТО по программе «все включено» стоит от 35 рублей.
НА ЗАМЕТКУ
Автомобильные кондиционеры на новых автомашинах следует заправлять один раз в 2—3 года. На автомобилях возрастом от 6 лет заправка фреона требуется ежегодно.
По законам аэродинамики
Подскажите, зачем нужны небольшие брызговики перед колесами автомобиля?Мария БОРСУНОВА, Мядель
![](https://storage01.sb.by/iblock/1be/1beb371d743579d4a8b4aa770a63a7a8/b82db316ba6e1157c8ea5df00c56567f.jpg)
Многие автомобили штатно оснащаются небольшими брызговиками перед колесами. Но это делается не только для защиты от грязи — у них есть задача поважнее, рассказывает автоэксперт Николай Коршуков. По его словам, брызговики перед колесами имеют слишком небольшой размер, чтобы как следует справляться с летящей из-под них грязью. Зачем же производители тратятся на их установку, крепя к защите колесных ниш или непосредственно к бамперу как отдельную деталь?
На самом деле это не брызговик, а аэродинамический щиток, который заметно влияет на устойчивость автомобиля. Он выполняет несколько функций: уменьшает подъемную силу встречного ветра, действующую на автомобиль на больших скоростях, снижает эффект аквапланирования.
Николай Коршуков объясняет, что подъемная сила возникает из-за нагнетаемого давления воздуха под автомобилем, в частности в колесных нишах. Из-за этого передняя часть машины приподнимается. Воздух не может выходить из колесных ниш так же быстро, как туда попадает, — не дают это сделать быстро вращающиеся колеса. Поэтому его нужно выводить оттуда принудительно, но делать «жабры» на крыльях автомобиля — непрактичное решение. Поэтому инженеры пошли другим путем и ограничили поток воздуха перед нишей, установив небольшие, высотой не более 5 см, аэродинамические щитки. Такая деталь отбрасывает воздушный поток вниз. Отбрасываемый вниз воздух оказывается очень кстати при езде по мокрой дороге. Образующийся поток настолько силен, что сдувает часть воды с дороги и в пятне контакта ее остается гораздо меньше. Благодаря этому риск аквапланирования существенно снижается. Аэродинамические щитки перед колесами способствуют и охлаждению тормозных дисков, а также выхлопной системы, подытоживает автоэксперт.
Это нужно знать
Есть ли общие требования к автомобилю перед началом поездки?Иван ЗАГОРНЫЙ, Чашники
![](https://storage01.sb.by/iblock/f39/f394999643bc5aac2d31b43f805e038c/d772e96000528a3fdb588e3bb5a5b854.jpg)
Как сообщил автоэксперт Дмитрий Гайко, прежде всего автомобиль должен быть технически исправен. Под этим подразумевается не наличие у водителя талона технического обслуживания (ТО), а техническое состояние автомобиля и всех его агрегатов и систем.
savostenko@sb.by