Техосмотр, права и не только
Слышал, что в нашей стране упростили процедуру техосмотра и увеличили срок действия водительских прав. Расскажите об этом.Виктор ПУШИНСКИЙ, Барановичи
Согласно недавнему указу Президента, скорректировано более 200 административных процедур, а некоторые и вовсе были исключены, поскольку утратили актуальность. Сообщается, что изменения внесены с учетом обращений заинтересованных органов и организаций, практического применения этих процедур и предложений. В частности, упрощена процедура технического осмотра. Теперь для прохождения диагностики автомобиля от автовладельца потребуется меньше документов: при получении разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении больше не нужно предоставлять водительское удостоверение и страховое свидетельство. Справку о регистрации автомобиля в ГАИ можно будет получить быстрее (срок уменьшен с десяти до семи дней).
При этом срок действия водительских прав увеличен вдвое, их будут выдавать на 20 лет. Кроме того, разрешения на допуск к участию в дорожном движении новых автомашин (не старше трех лет) будут действовать три года.
Заправка кондиционера
Какие разновидности хладагентов для автокондиционеров сегодня наиболее востребованы? Насколько часто их нужно заправлять, есть ли какие-то особенности применения?Сергей МОТОРНЫЙ, Скидель
Хладагентами принято называть особые углеводороды, которые переходят из жидкого состояния в газообразное при температурах ниже нуля по шкале Цельсия. Это свойство позволяет им в процессе испарения отбирать тепло у окружающего воздуха, а в процессе конденсации — наоборот, выделять тепловую энергию, сбрасывая ее в окружающую среду, рассказывает кандидат технических наук профессор автотракторного факультета БНТУ Евгений Савич.
Наиболее часто в автомобильной климатической технике используются следующие виды хладагентов:
• R12 — хладагент, обладающий высокой производительностью по холоду, экономичный в эксплуатации и недорогой в производстве. Этот хладагент широко применялся до начала
1990-х годов. Усилиями международного концерна DuPont хладагент R12 был запрещен к использованию по причине разрушительного действия некоторых его компонентов на озоновый слой планеты;
• R134а — хладагент, который с 1993 года заменил R12 и запатентован концерном DuPont. Он не содержит хлора, поэтому считается безвредным для озонового слоя, хотя уступает R12 по производительности примерно на 15 %. На сегодня R134а является наиболее распространенным хладагентом для автокондиционеров, который применяется производителями всего мира.
Фреон — основной хладагент для систем автокондиционеров, которые в отличие от стандартных холодильных установок имеют вспомогательные резьбовые соединения и уплотнители. Герметичность зависит от качества уплотнителей, но не исключено испарение хладагента, поэтому его необходимо периодически заправлять.
При заправке автокондиционеров следует очень внимательно относиться к возможности смешивания различных хладагентов. Ни в коем случае нельзя допускать смешивания R12 и R134а, так как они совместимы с компрессорными маслами разных типов и используют разные конструкции осушителей.
При выборе фреона необходимо учитывать, какой хладагент заливался раньше: информация указана в техпаспорте машины и руководстве производителя.
Чтобы определить, сколько фреона нужно залить, следует проверить давление при помощи манометрической станции и комплекта шлангов. Необходимо найти под капотом магистрали кондиционера: одна — высокого давления и одна — низкого. На первой установлены трубки небольшого диаметра. После соединения станции с магистралью посредством переходника нужно запустить мотор, после чего фреон перемещается по фреонопроводу. В процессе нужно отслеживать изменения давления: нормальные значения — от 250 до 270 кПа.
Для дозаправки килограммового баллона фреона будет достаточно на несколько раз. Баллон подсоединяется шлангами к системе, а мотор должен работать на холостых оборотах до 2000, а сам кондиционер включается на режим рециркуляции. В ходе заправки надо один раз в 2—3 минуты откручивать вентиль манометра. При достижении оптимального давления заправку следует прекратить.
Уровень фреона в системе может снижаться по причине утечки, механических повреждений, невыполнения рекомендаций по эксплуатации. В процессе заправки нужно контролировать объем, поскольку недостаточное количество провоцирует преждевременный износ, а излишек — неэффективное функционирование.
Заправку хладагента лучше доверить профессионалам на СТО, у которых есть необходимое оборудование для проверки давления и контроля отсутствия повреждений.
ЦЕНА ВОПРОСА
Заправка автокондиционера на СТО по программе «все включено» стоит от 35 рублей.
НА ЗАМЕТКУ
Автомобильные кондиционеры на новых автомашинах следует заправлять один раз в 2—3 года. На автомобилях возрастом от 6 лет заправка фреона требуется ежегодно.
По законам аэродинамики
Подскажите, зачем нужны небольшие брызговики перед колесами автомобиля?Мария БОРСУНОВА, Мядель
Многие автомобили штатно оснащаются небольшими брызговиками перед колесами. Но это делается не только для защиты от грязи — у них есть задача поважнее, рассказывает автоэксперт Николай Коршуков. По его словам, брызговики перед колесами имеют слишком небольшой размер, чтобы как следует справляться с летящей из-под них грязью. Зачем же производители тратятся на их установку, крепя к защите колесных ниш или непосредственно к бамперу как отдельную деталь?
На самом деле это не брызговик, а аэродинамический щиток, который заметно влияет на устойчивость автомобиля. Он выполняет несколько функций: уменьшает подъемную силу встречного ветра, действующую на автомобиль на больших скоростях, снижает эффект аквапланирования.
Николай Коршуков объясняет, что подъемная сила возникает из-за нагнетаемого давления воздуха под автомобилем, в частности в колесных нишах. Из-за этого передняя часть машины приподнимается. Воздух не может выходить из колесных ниш так же быстро, как туда попадает, — не дают это сделать быстро вращающиеся колеса. Поэтому его нужно выводить оттуда принудительно, но делать «жабры» на крыльях автомобиля — непрактичное решение. Поэтому инженеры пошли другим путем и ограничили поток воздуха перед нишей, установив небольшие, высотой не более 5 см, аэродинамические щитки. Такая деталь отбрасывает воздушный поток вниз. Отбрасываемый вниз воздух оказывается очень кстати при езде по мокрой дороге. Образующийся поток настолько силен, что сдувает часть воды с дороги и в пятне контакта ее остается гораздо меньше. Благодаря этому риск аквапланирования существенно снижается. Аэродинамические щитки перед колесами способствуют и охлаждению тормозных дисков, а также выхлопной системы, подытоживает автоэксперт.
Это нужно знать
Есть ли общие требования к автомобилю перед началом поездки?Иван ЗАГОРНЫЙ, Чашники
Как сообщил автоэксперт Дмитрий Гайко, прежде всего автомобиль должен быть технически исправен. Под этим подразумевается не наличие у водителя талона технического обслуживания (ТО), а техническое состояние автомобиля и всех его агрегатов и систем.
savostenko@sb.by