Контролируем давление
Как часто водителю при эксплуатации нужно проверять давление в шинах автомобиля?Рузанна АКОПЯН, Вилейка
Шины и колесные диски отлиты не из цельного материала, поэтому проверять давление в автомобильных покрышках нужно регулярно. В идеале — один раз в неделю, рассказали в Центре контраварийной подготовки.
Назначение воздуха в колесах, то есть на дисках со смонтированными шинами, — обеспечивать заданные изготовителем автомобиля характеристики комфортности и управляемости. Это строго регламентировано.
Если давление в шинах будет выше нормы, начнут происходить ускоренный износ покрышек по центру протектора, ухудшение торможения, быстрый износ деталей подвески — из-за повышенной вибронагрузки. При давлении ниже нормы автомобиль будет «плавать» по дороге, плохо подчиняясь рулю и значительно запаздывая на управляющие действия водителя.
Второе следствие пониженного давления в шинах — ускоренный износ шин по краям протектора, рост расхода топлива. На глаз вы не определите нехватку 0,5 атм, а автомобиль зафиксирует, потребовав плюс 5—10 % к расходу топлива. Ну и риск разбортировки покрышек в движении значительно повышается.
Если давление в передних колесах будет существенно отличаться между правым и левым, результат резкого экстренного торможения может оказаться непредсказуемым, особенно на летних гравийных (грунтовых) дорогах. Автомобиль может бросить в сторону колеса, имеющего меньшее давление, — так работает физика.
Уровень давления в шинах, установленный изготовителем автомобиля, можно найти в руководстве по эксплуатации, с внутренней стороны лючка топливного бака, на торце водительской двери или средней стойке кузова со стороны водителя (место этой наклейки у каждого автопроизводителя может быть своим).
И безусловно, если автомобиль оборудован датчиками давления в шинах, то вам нет особой нужды упражняться с манометром. Машина сама вам «подскажет», что в каком-то колесе проблемы с давлением.
ЦЕНА ВОПРОСА
Установить необходимый уровень давления в шинах на шиномонтаже можно за 2—3 рубля или сделать это самостоятельно и бесплатно на АЗС.
Порядок изменился
Хотелось бы узнать о новых правилах постановки автомашины на учет и снятия с него, которые вступили в силу в Беларуси 17 июня 2024 года.Виталий ЗАЙКОВСКИЙ, Брест
В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 19 апреля 2024 года № 294 изменен порядок госрегистрации и госучета транспортных средств, снятия их с учета, а также порядок внесения изменений в документы на автомобили. Напомним о главных новациях, вступивших в силу 17 июня.
Согласно документу, новым владельцам автомобиля в случае покупки или приобретения его в лизинг отводится больше времени на регистрацию транспортного средства — 30 дней со дня приобретения, получения или ввоза транспортного средства вместо 10 дней, как было прежде.
Так, при регистрации транспортного средства субъекта хозяйствования теперь не надо предоставлять документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора, зарегистрированного таможней, а также документ, подтверждающий освобождение от такого сбора, и некоторые другие справки. Для регистрации транспортного средства, ранее не зарегистрированного в Беларуси и на территории государств — членов Евразийского экономического союза, теперь необходимо предоставлять выписку из электронного паспорта транспортного средства со статусом «действующий».
При внесении изменений в регистрационные документы транспортных средств белорусам не нужно предоставлять свидетельство о регистрации транспортного средства, если в автоматизированной информационной системе (АИС) ГАИ есть сведения о таком свидетельстве.
Для снятия машины с учета для утилизации теперь среди оснований документальное подтверждение утраты эксплуатационных характеристик вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, боевых действий, актов терроризма, ДТП и других происшествий.
Кроме того, отныне владельцам транспортных средств не придется отдельно проходить процедуру снятия с учета, если в АИС ГАИ есть сведения об аресте транспортного средства либо о запрете на совершение регистрационных действий в отношении него, о нахождении транспортного средства в международном розыске.
Также автомашину снимут с учета для утилизации при отсутствии в регистрационном подразделении информации, подтверждающей эксплуатацию транспортного средства в течение не менее одного года (ранее — не менее трех лет).
Документом предусмотрены некоторые другие изменения и уточнения, в частности о регистрационных действиях с автомобилем, на которых видоизменен либо поврежден VIN-код.
Зависит от качества
Сколько прослужит пленка для оклейки автомобиля?Виктория ИВАНОВА, Скидель
Качественная пленка для оклейки машины прослужит 8—10 лет, считает автоэксперт Дмитрий Гайко. Снять ее после этого с автомобиля можно без всяких последствий для заводской окраски.
Что касается вторично окрашенных деталей кузова — тут уж как повезет, все будет зависеть от качества работы автомаляров. Кстати, в процессе эксплуатации пленку можно даже полировать, как и лакокрасочное прокрытие автомобиля.
Есть виды пленок, которые теряют внешний вид спустя три года эсплуатации и снимаются вместе с автомобильным лаком. Но так было с дешевыми виниловыми материалами, говорит Дмитрий Гайко. Правда, они и сейчас еще используются для оклейки автомобилей-такси. Однако винил бывает и качественным, таковы практически все цветные пленки — они равномернее сохраняют оттенок и лучше тянутся.
Сейчас популярностью на рынке пользуются полиуретановые материалы. Их средняя толщина составляет 200 микрон, что почти вдвое больше, чем все защитное покрытие металла (а не только краска и лак кузова) у многих современных моделей, уточняет эксперт. Такое покрытие выдерживает и удары камней, и мелкие ДТП. Полиуретановые пленки обычно бывают прозрачными — глянцевыми или матовыми.
Жара может «убить» аккумулятор
Как обеспечить надежную работу АКБ в летний период?Татьяна МЕШКОВА, Толочин
При высоких температурах в летний период происходят ускорение коррозии и саморазряда аккумуляторных кислотных батарей, поэтому уменьшается срок их службы, отмечает наш автоэксперт Николай Коршуков. В обслуживаемых АКБ в летний зной происходит испарение электролита. В итоге вода частично выкипает, повышается концентрация серной кислоты, пластины оголяются, в свою очередь, емкость АКБ снижается. Кислота уже не может находиться в жидком состоянии, частично она оседает в кристаллах на решетке, происходит сульфатация. Этот процесс всегда активизируется при повышении температуры.
По словам Николая Коршукова, на аккумулятор автомобиля убийственно действует не холод, а именно жара. И такое явление вполне можно объяснить, ведь от температуры зависит скорость прохождения химической реакции. То есть чем температура выше, тем активнее протекает реакция. Если автомобиль длительное время стоит на солнце, под капотом начинает повышаться температура.
Полностью защититься от сильной жары невозможно, как и от холода. Но вред можно минимизировать. Эксперт советует избегать перегрева АКБ и стараться парковать автомашину в тени. Также нужно регулярно проверять состояние и заряд батареи, особенно в погоду с высокими или низкими температурами воздуха.
Со сроком давности
Сколько времени в базах ГАИ Беларуси хранится информация о нарушениях Правил дорожного движения?Ирина ЗАЙЦЕВА, Витебская область, Браславский район, д.Слободка
В Беларуси уточнили сроки хранения тех или иных данных в автоматизированной информационной системе ГАИ. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 477, которое вступило в силу 6 июля 2024 года. Документом, в свою очередь, внесены изменения в Закон «О дорожном движении».
Итак, вот сколько времени в базах автоматизированной информационной системы ГАИ Беларуси должна храниться информация:
♦ постоянно — сведения о госрегистрации и госучете транспортных средств, за исключением колесных тракторов и прицепов к ним, наложенных ограничениях (обременениях) в отношении транспортных средств;
♦ 55 лет — о выданных водительских удостоверениях, прекращении права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной;
♦ постоянно — о зарегистрированных ДТП;
♦ 13 лет с даты совершения — о правонарушениях;
♦ 3 года с даты фиксации — о нарушениях ПДД, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (в виде фотоизображений);
♦ 2 года после окончания срока лишения — водительское удостоверение, изъятое у лишенного права управления;
♦ 2 года — водительское удостоверение, поступившее в ГАИ по причинам, не связанным с осуществлением административных процедур.
savostenko@sb.by