Весть о немедленном выселении жильцов из общежития "Минскоблсельстроя" в деревне Новое Поле свалилась на них как снег на голову. На сборы людям дали неделю. Аврал с выселением был затеян "из добрых побуждений". "По заключению службы госпожнадзора и санэпидемстанции Минского района общежитие находится в аварийном состоянии. Поэтому его эксплуатация прекращается, будут отключены системы электро-водо-теплоснабжения", - объяснял жильцам генеральный директор облсельстроя Михаил Алексеевич Куделко. Проживающим в общежитии было предложено "решать свои проблемы по месту работы". Все попытки жильцов отсрочить "приговор" успеха не имели.
Письмо, под которым значилось более двух с половиной десятков подписей, в редакцию "СБ" - для скорости - привезла Зоя Михайловна Синица.
"Все мы работаем в государственной сфере - в республиканской клинике радиационной медицины, в Новопольском сельскохозяйственном техникуме, в детском саду, - говорилось в письме. - Решить вопрос "по месту работы", как предлагает М.А.Куделко, практически невозможно. Многие из нас имеют малолетних детей. Среди жильцов есть и пенсионеры. Снимать жилье и платить за него огромные деньги мы не в состоянии. Еле сводим концы с концами. Помогите, не дайте остаться без крыши над головой", - взывали отчаявшиеся люди.
После обращения в редакцию остроту конфликта отчасти удалось снять. Заместитель генерального директора "Минскоблсельстроя" В.И.Прахов сообщил "СБ": "В связи с отсутствием подменного фонда принято решение о проведении в общежитии текущего ремонта и создания условий для проживания. Впоследствии здание требует капитального ремонта с отселением жильцов".
Что будет с отселенцами дальше, когда начнется капремонт, на этот вопрос ответа не последовало. А потому вялотекущая аварийная ситуация снова заставила людей обратиться за помощью в газету: "После вашего вмешательства кое-что было сделано: частично заменена электропроводка, в котельной заменен котел. Но грелись мы ровно неделю, - рассказывала позвонившая в редакцию Людмила Ткачева. - Зато плата за общежитие изменилась существенно. Если в ноябре с нас брали по 3 - 4 тысячи рублей, то теперь - от 18 до 24. За какие такие "блага"? Приезжайте, посмотрите, в каких условиях мы живем..."
Массивная пятиэтажка на сельской улице производит удручающее впечатление. Два верхних этажа вот уже 6 лет закрыты из-за непригодности для проживания. Выбиты окна, сняты с петель двери, по гулким пустым коридорам гуляет ветер. На втором и третьем этажах живут в экстремальных условиях люди. Так как снова что-то случилось с котлом, жильцы обогреваются, кто как может.
С комендантом общежития Марией Карницкой мы зашли в комнату Галины Романчик. Хозяйка, приспособив на табуретке таз с водой, стирала. Воду приходится носить ведрами со второго этажа. Жилая комната одновременно служит и ванной, и кухней. В комнате сырость. Обои почернели от плесени, кое-где отвалились.
Галина - помощник воспитателя Новопольского детского сада. Живет в общежитии вместе с 4-летней дочкой второй год. Перспектив на улучшение жилищных условий никаких. Рада тому, что есть. С ужасом думает, куда ей деваться, когда прикажут выселяться.
У Валерии Юговой трое детей. Старший, 10-летний Сергей, - инвалид. Самому младшему, Артему, недавно исполнился год.
Семьи Валентины Дашкевич, Аллы Драневич, пенсионерки Зинаида Петухова и Нина Татаренко в общежитии старожилы, живут здесь с 1987 года. Александр Масько - инвалид 2-й группы, чернобылец. Приехал из зоны обязательного отселения в 1990 году.
Людмила Ткачева - старшая медсестра клиники радиационной медицины. В общежитии родилась дочка, муж погиб. Перспектив относительно решения жилищного вопроса по месту работы никаких.
Со своим убогим бытом жильцы общежития давно смирились. Сегодня их больше всего волнует неопределенность ситуации, в которой они оказались: настоящего-то хозяина в общежитии нет...
Сельское общежитие, построенное 14 лет назад для рабочих подсобного хозяйства треста "Строймеханизация" Министерства архитектуры и строительства, поначалу являло собой островок городской цивилизации. В каждом блоке были все удобства: горячая и холодная вода, душевые, индивидуальные санузлы, кухни, оборудованные электроплитами. Но длилось это благоденствие недолго. Грянула авария на Чернобыльской АЭС, и значительная часть жилья была отдана переселенцам из Наровлянского и Краснопольского районов. А в 1991 году трест "Строймеханизация", чтобы не держать хомут на шее, передал общежитие в аренду на 25 лет агропромышленному комплексу "Новое Поле", образовавшемуся на базе местных сельхозпредприятий.
Кому и как удалось новое, с иголочки, здание за 4 года превратить в "крайне ветхое состояние" (из договора об аренде), остается загадкой. Объект, требовавший на тот момент замены кровли, окон, дверей и еще много чего, был принят арендаторами условно в связи с его аварийным состоянием.
Аварийная ситуация, длящаяся уже 10 лет, кроме жильцов, никого не волновала. За все эти годы никакие строительно-восстановительные работы не велись. Люди поддерживали жизнеспособность своего коллективного дома, как могли. Но в 1995 году жильцов 4-го и 5-го этажей пришлось переселить из-за невыносимых условий для проживания. На 1 - 3-м этажах осталось горе мыкать 38 семей, которым деваться было некуда.
Так продолжалось до июня 2000 года, когда наконец-то бесхозное, никому не нужное, кроме живущих в нем людей, общежитие приказом Министерства архитектуры и строительства было передано на баланс жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Ремфорт" объединения "Минскоблсельстрой". Новые владельцы, которым досталось аварийное здание, энергично взялись за дело и перво-наперво решили избавиться от... жильцов. Тогда-то и последовало распоряжение в течение недели освободить занимаемую жилплощадь.
Все эти межведомственные перипетии, пожалуй, не стоили бы столь подробного изложения, если бы за ними все эти долгие годы не стояли живые люди, до которых никому не было дела. Их судьба до сих пор не определена.
Аварийная ситуация
Весть о немедленном выселении жильцов из общежития "Минскоблсельстроя" в деревне Новое Поле свалилась на них как снег на голову.