Суть мирового конфликта все больше становится не политической, идеологической или даже экономической, а энергетической. Вводя санкции и эмбарго против российского углеводородного сектора, на Западе не скрывают: цель не снизить добычу той же нефти в России, а сделать сырье дешевле. Сейчас на повестку дня вышла атомная энергетика. Сначала совершенно неожиданно Германия выступила за европейские санкции против российского атомного сектора. Потом сей вопрос обсуждался на заседании G7 в середине апреля, на котором решили выдавить Россию с атомного рынка. Наступил очередной раунд передела энергетического рынка. Правда, борьба за ресурсы, по сути дела, никогда не заканчивалась.
Основа цивилизации
Цивилизация всегда трансформировалась вместе со сменой энергетической парадигмы. И в каждую эпоху были свои лидеры. Американцы, например, стали гегемонами во многом благодаря лидерству в нефтяном секторе. Потом их позиции «поджала» активная газификация той же европейской экономики. Но сегодня наметился новый энергетический переход. Только происходить он будет не совсем по тем трекам, которые преподносят широкой аудитории.
Очевидно, что углеводороды еще долго не исчезнут из энергетического баланса. Впрочем, 40 процентов людей до сих пор готовят пищу и обогреваются дровами. Правда, живут они в самых бедных странах. Но факт в другом: ни один источник энергии не исчезает бесследно. Просто со временем падает его стратегическое значение. В этом отношении править миром будут не зеленые технологии при всем к ним уважении. Да, увеличивается мощность ветряных установок, солнечных станций, теплонасосов и других видов зеленой генерации.
Но солнцем, ветром или естественным теплом матушки-Земли можно отопить-осветить коттеджный поселок, торговый центр, даже город средних размеров. Но тяжелой промышленности нужны мощные и надежные источники энергии. Не может металлургия, химические предприятия да и любой более-менее крупный завод запитываться исключительно от ветряков!
Эксперты Международного энергетического агентства утверждают: цивилизационным источником энергии будет мирный атом. На него сегодня приходится менее 10 процентов мировой генерации. Но значение АЭС возрастает, и их статус в глобальном энергобалансе в ближайшие десятилетия кардинально повысится.
Зеленые сомнения
Опять же посмотрим на цифры Международного энергетического агентства.В 2020 году совокупная мощность ядерной энергетики составляла 415 ГВт, а к 2030 году увеличится до 515 ГВт. И в следующем десятилетии планируется, что мощности будут прирастать на 20 — 25 ГВт в год. Это очень беспокоит развитые страны.Ту же Германию. Недавно страна торжественно остановила свои три последние АЭС. Зеленые праздновали событие бурными уличными гуляньями. Экономисты же здорово призадумались и взгрустнули. В том числе и министр экономики и окружающей среды ФРГ Роберт Хабек. Он-то в отличие от романтичных экологов с цифрами дружит. И великолепно понимает: по себестоимости и с точки зрения надежности зеленые технологии не могут конкурировать с мирным атомом. Конечно, можно надеяться на технологическое развитие возобновляемых источников энергии в будущем. Но энергетический кризис терзает экономику в настоящем.
Более того, значительная часть государств за пределами G7 активно развивает ядерные проекты. Начиная от Британии, которая хочет повысить долю АЭС с 15 до 25 процентов в выработке электроэнергии к 2050 году, заканчивая странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.Лидером по наращиванию атомных мощностей является Китай. Активно по этой парадигме идут и другие развивающиеся государства, которые в отличие от ЕС обладают трудовыми ресурсами. А некоторые — Индия, Китай — и весомым технологическим потенциалом. В какую сторону смещается стрелка конкурентоспособности, очевидно. Не забываем про два слагаемых цивилизации.
Поэтому и забеспокоился Роберт Хабек. И заговорил о рестрикциях против российского ядерного сектора. По этой же причине решили выдавливать Москву с международного атомного рынка и на заседании G7. Правда, из «семерки» с такой повесткой согласились только пять стран: Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. Германия и Италия эту идею не поддержали.
Но сама по себе декларация выражает явную озабоченность «развитого» мира по балансу в ядерной тематике.
Развитые и отстающие
В ЕС, США и Японии бум на АЭС пришелся на 1970‑е, после топливного кризиса. Потом по различным причинам отношение к мирному атому было в ряде стран настороженным. Сказался и чернобыльский синдром, и другие факторы.Страны G7 в ядерной тематике здорово отстали. И от России, и от Китая. Сегодня 63 процента мощностей АЭС старше 30 лет. Большинство из них находятся в развитых государствах.В результате, несмотря на все долгообещающие планы, сегодня в этих странах атомная генерация сокращается. В то время как остальной мир строит новые станции. Они возводятся в 19 странах. Причем из 32 реализуемых проектов 27 приходится на Китай и страны с переходной экономикой.
Опять же, в силу зеленых веяний в G7 атомная отрасль долгие годы была недоинвестирована. И сегодня в значительной степени она утратила и промышленный, и кадровый потенциал. Пожалуй, более-менее полноценной страной в этом отношении может являться только Франция.
Сколько бы американцы ни кичились своим превосходством, но сегодня на территории Штатов нет ни одного завода по обогащению урана! Ни одного. Все топливо США для своих АЭС импортируют. В том числе и из России — около 20 процентов.Эту зависимость Вашингтон прекрасно понимает. Поэтому, невзирая на очень сложные (мягко говоря) отношения с Москвой, против российского атомного сектора санкции как таковые не вводились. Были определенные ограничения против некоторых предприятий, входящих в структуру «Росатома». Но они не влияют на работу корпорации. А сама она находится за периметром рестрикций.
Собственно говоря, по этой причине не вводили ограничения и в ЕС. Судя по всему, намерения «пятерки» так и останутся декларацией. Страны, которые подписались под идеей снизить возможности Москвы в ядерной тематике, не смогут без нее выстроить производственно-технологические цепочки. По крайней мере, в моменте. В будущем — возможно. Но для этого необходимо много инвестиций, усилий и, что немаловажно, специалистов. И вкладывать придется не только в строительство тех или иных профильных предприятий, но и в подготовку специалистов, инвестировать в технологии, по уровню которых те же американцы здорово от России отстали. Более-менее на равных в этом вопросе может конкурировать Франция. В части технологий, но заместить «Росатом» у Парижа попросту не хватит мощностей.
Декларация нервозности
Для чего лидеры развитых стран делают громкие заявления, которые реально не смогут исполнить? Это элемент информационно-психологической войны, в которой главное — произвести эффект. В данном случае — вербально повысить потенциальные риски сотрудничества с «Росатомом». Другой вопрос, насколько это будет иметь реальное действие. Да, на какие-то государства удастся надавить. Заморозила же Финляндия строительство АЭС. Другой вопрос, кому от этого будет хуже? Сменить генерального подрядчика в строительстве АЭС можно, но долго, дорого и сложно. А у «Росатома», судя по ренессансу мирного атома, заказов хватает.И ключевые партнеры, пожалуй, уже находятся не в развитых странах. А проекты в Турции, Саудовской Аравии и других регионах будут продолжаться.
Как показал опыт, страны за пределами G7 и развитого мира не очень чувствительны к идеям рестрикций.