СТРОИТЕЛЬСТВО, ремонт и содержание дорог, соединяющих 197 населенных пунктов, в ведении ДРСУ-121. А это 597 километров, из которых 287,5 — заасфальтированы. Обслуживанием занимаются и сельхозпредприятия, правда, они минимизируют затраты, пользуясь в основном песком и гравием.
ОТ села до села на легковой машине вместе с заместителем председателя райисполкома по экономике Еленой Шломой добирались без проблем. Причем маршрут не был запланирован заранее, ехали наугад и поворачивали туда, куда хотелось журналисту. Таких разбитых и страшных дорог в сельской местности, какими они могут быть в нашем представлении, не увидели. Было заметно, что дорожники в силу своих возможностей подсыпают и грейдируют гравийки и грунтовки. На асфальтовом покрытии много свежих, отличающихся по цвету пятен: ямочный ремонт проводится повсеместно в каждом районе и области.
Понятное дело, полностью вскрыть и вывезти старое покрытие, проложить новую дорогу — удовольствие не из дешевых. Но мне всегда казалось, пусть лучше меньше и медленнее, но зато качественнее и лучше. Немного нужно времени, чтобы под воздействием температуры и осадков эти «пломбы» вылетели обратно или появились новые ямы. Именно такую картину и увидели в деревне Замосточье, эти самые выбоины объехать без ущерба для подвески удалось с трудом.
Трассе Валевачи—Клинок—Озерный уже несколько десятков лет, и с самого ее рождения вообще не было капитального ремонта. Месяц назад на этом участке поработали дорожные службы и, как результат, — новый асфальт, по которому машина просто катилась. Решили посмотреть и на то, как восстанавливается дорога Войнилово—Клинок—Смиловичи, убитая лесовозами. В итоге — 3 километра нового асфальтного покрытия, который еще буквально прилипал к подошве обуви и автомобильным шинам.
Недавно в интернете вовсю гуляли кадры того, как возле деревни Журавковичи ямочный ремонт делали при помощи красного кирпича. Дорога находится на балансе хозяйства, которое и решило проявить такую инициативу, не тратя деньги на обычный ремонт. Сегодня под колесами автомобилей кирпичи превратились в крошку, лишь замаскировав выбоины. Ну, каждый решает свои проблемы в силу своих возможностей и фантазии.
По словам директора ДРСУ-121 Анатолия Урбановича, к ямочному ремонту приступили с 15 марта, латки поставили более чем на 15 тысячах квадратных метров. Пострадавшие от нашествия тяжеловозов деревни Проходка и Слободка наконец-то смогли вздохнуть с облегчением. Провели подсыпку песчано-гравийной смесью и грейдирование. Правда, техника до сих пор еще ходит, и никто не даст гарантии, что вскоре снова не понадобится помощь служб.
— Эта тема для нас актуальна, — поясняет председатель Червенского райисполкома Андрей Зубарь. — Ситуацию усугубил прошлогодний июльский ураган. Свыше двух миллионов кубометров древесины было перевезено по путям местного значения. Ущерб, нанесенный после стихии, составил более 9 миллионов рублей. Денег в районном бюджете на их полное восстановление нет. Своими силами можем провести только мелкий ямочный ремонт, а некоторые линии нужно строить с нуля. На восстановление республиканский резервный фонд МЧС выделил 1,1 миллиона рублей, но это всего лишь малая часть от общей потребности. В районном бюджете для этих целей запланировано 1,8 миллиона. Сюда входит и обкашивание, и текущий ремонт, строительство и реконструкция. Свыше двухсот тысяч рублей мы должны Миноблдорстрою. Стараемся, насколько позволяют возможности, но без больших финансов мало что сделаешь.
КОММЕНТАРИЙ
Руководитель КУП «Минскоблдорстрой» Денис СТЕПАНОВ:
— На содержание и ремонт дорог местного значения средства выделяют республиканский и областной бюджет. Ввиду ограниченного финансирования новые проезды к деревням мы сейчас практически не строим. В минувшем году в связи с прошедшим ураганом в четырех районах Минской области тяжелой техникой повреждены 200 километров местных дорог. Республиканским фондом МЧС выделены средства, что составляет только процентов 40 от потребности. За июль-август на предоставленную сумму будут проведены работы . Наиболее проблематичные районы Минщины в плане обслуживания — Минский и Пуховичский, что связано с большим количеством грузового транспорта, так как эти регионы являются крупными промзонами. К тому же в Пуховичском районе имеется наиболее развитая дорожная сеть, порядка 1 300 километров, а твердое покрытие только на 400 километрах, все остальное — грунтовки и гравийки. Небольшие и компактные районы — Несвижский, Клецкий и Крупский, — соответственно и проблем меньше.
chasovitina@sb.by
Фото автора
Корреспондент «СГ» оценила проходимость сельских проселков Червенского района
Асфальт, гравийка, грунтовка - стоп, приехали
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.