– Артем, как вы попали в съемочную группу фильма «Эбигейл»? Были какие‑то пробы?
– Честно говоря, даже и не помню. Ведь мы начали снимать картину более двух лет назад, а пробы прошли еще раньше. Кстати, проходили они на английском. Мы же весь фильм играли на языке Шекспира, а потом переозвучивали себя на русский. Вот такой крутой лингвистический кульбит.
– Вас сразу утвердили на роль?
– Изначально я пробовался на другую – роль главного героя Бейла. Но этот персонаж по сценарию был гораздо моложе меня, поэтому режиссер сделал выбор в пользу Глеба Бочкова, который справился прекрасно. А мне Саша (режиссер Александр Богуславский. – Прим. «ЗН») предложил роль Гаррета, главы Отдела безопасности города, и я с радостью согласился.
– Безальтернативно?
– Не знаю. Возможно, за кулисами были какие‑то моменты обсуждения, в которые меня не посвящали. Не исключаю, что был какой‑то неформальный кастинг, другие претенденты на эту роль. Но мне о них не известно, и во время проб я в гримерках ни с кем не пересекался.
Зла не должно быть много
– Чем привлек вас этот, скажем прямо, не самый приятный в фильме персонаж?– Ох! В каком‑то смысле мне предложили привычную для меня роль – антигероя. Режиссеры часто видят во мне именно такой типаж. Ничего не поделаешь. Но я уже выработал для себя некий ментальный «антидот»: в отрицательных ролях я всегда пытаюсь быть своему герою адвокатом. Стараюсь через роль объяснить, почему он стал таким и что им движет, когда он совершает неблаговидные поступки.
– А какая «система защиты» у Гаррета?
– Он, конечно же, неоднозначный персонаж. В первую очередь, военный, профессионал своего дела. А дальше… Пусть определит сам зритель.
– Есть у вас лично какие‑то точки пересечения с героем?
– Да какие у нас могут быть точки пересечения? Я в жизни скорее положительный герой.
– А профессионализм?..
– Разве что профессионализм. Я даже усов никогда не носил. Возможно, Гаррету так же, как и мне, повезло – мы работали с Эдди Марсаном (английский актер, в фильме – отец главной героини. – Прим. «ЗН»).
– Как относитесь к тому, что вам всегда предлагают роли антигероев?
– Не всегда. Мне периодически предлагают играть хороших парней. Не все так однозначно. Есть режиссеры, которые видят меня в положительном образе и берут на такие роли. Ожидается выход еще одной сказки, где я играю хорошего парня – самого хорошего и доброго. Согласитесь, зла ведь не должно быть очень много!
– Навыки фехтования пригодились на съемках?
– Да, конечно, и уроки сценического боя тоже.
– Как вы сами оцените: роль вам удалась?
– Мне сложно говорить об этом до премьеры. Пусть зритель решит.
– Как такое возможно: не видеть картину и представлять ее зрителям?
– Ну, вот так в кинематографе бывает. Не знаю, может быть, я вообще убегу из зала!
– Такое бывало?
– Бывало, что очень хотелось, но не было возможности выйти.
– Вам интересны проекты в стиле стимпанк?
– Еще полтора года назад я и слова такого не знал! Но жанр, безусловно, интересный в том смысле, что прежде не сталкивался с такой сценарной фактурой. И костюмы, и сюжет, завязанный на неких чудодейственных механизмах. Это очень интересный опыт. Над фильмом работали потрясающие художники, создали отличную атмосферу.
– Возможности графики, спецэффектов сегодня практически безграничны. Как к этому относитесь?
– В таких кинокартинах спецэффекты – половина успеха. Здесь все завязано на них и компьютерной графике. Но я все‑таки традиционалист. Уверен, что спецэффекты – это еще не все. Возьмем, к примеру, картину «Апокалипсис сегодня» (режиссер – Френсис Форд Коппола, фильм снят в 1979 году. – Прим. «ЗН»). Все снималось без спецэффектов и компьютерной графики. Но даже сейчас смотришь, и невозможно оторваться. Работа оператора потрясает! Так что сюжет и история всегда должны быть на первом плане, вести за собой зрителя. А он сейчас искушенный, замечает все ошибки. Не нравится графика – говорит об этом. Скучная история – тоже не промолчит.
– Чудеса и магия «Эбигейл» как‑то проецировались на вашу реальную жизнь?
– Когда работаешь над персонажем в сериале из недели в неделю, из месяца в месяц, то живешь с ним более продолжительный промежуток времени, чем в кино. И ты, конечно, в этого героя «ввинчиваешься» гораздо серьезнее, чем может казаться со стороны. Чудеса и магия? Пожалуй, нет. Психология – гораздо более сильная штука.
– В последнее время стало модным привносить в сюжет интригу. В «Эбигейле» есть какой‑то сюрприз для зрителя?
– Режиссер приготовил зрителям сюрприз. Даже несколько раз корректировали историю, чтобы сюжетную линию доработать.
Кадр из фильма «Эбигейл»
Хороший негодяй
– Актерская жизнь – это съемки, гастроли, показы, киноэкспедиции. Вам важны комфорт, уют или спартанские условия вас не пугают?– У всех разное понимание комфорта. Для кого‑то это соломенная крыша над головой, а кому‑то и пятизвездочного отеля недостаточно. Не могу сказать, что я с претензиями. Лимузин, президентский люкс – это точно не ко мне. Важно, чтобы было чисто, уютно и не пахло краской.
– Насколько семья повлияла на выбор вашей профессии?
– Моя мама – музыкальный человек, поэтому сначала пыталась мою жизнь связать с музыкой. Но из этого ничего не вышло. Потом старшая сестра перешла в другую школу и узнала, что там есть театральный класс. Она рассказала маме. А мама в своих мечтах – нереализованная актриса, когда‑то хотела связать жизнь с этой профессией, но ее родители были против. Вместе сестра и мама как‑то заинтересовали меня. Конечно, не было такого: вот, с этого дня я буду связан с искусством, театром или кино. Думаю, после 9-го класса четкое самоопределение мало к кому приходит.
– Что послужило толчком?
– Мне хотелось попробовать. Попробовал – получилось. А уже позже, когда начали ставить и играть спектакли, осознал, что дальше этот путь мой.
– Кто из ваших героев ближе вам по духу, характеру? С чьим образом, с каким персонажем комфортнее было работать?
– Нет такого – проще работать. Нет такого – кого больше нравится играть. Есть интересный персонаж, из которого можно что‑то вылепить, рассказать историю. И неважно, хороший персонаж или плохой. То есть должен быть материал интересный, где можно в какой‑то момент даже антигероя показать хорошим. Чтобы его полюбил зритель и ужаснулся потом: «Господи, я полюбил вот этого негодяя, сочувствую ему!» Это высший пилотаж, я считаю.
– А есть какой‑то персонаж, которого хотелось бы сыграть в кино или в театре? Может быть, пьеса, автор?
– Что касается театра, то сейчас перечитываю, перелистываю Гоголя, и мне кажется, что было бы классно переиграть всех его персонажей. К сожалению, это невозможно. Но такое вот настроение у меня. А что касается кино, то сейчас я снимаюсь у Ильи и Антона Чижиковых в картине «Казанова в России». Там настолько интересный материал, классная роль, яркая, разнообразная, с такими переливами и переменами, что это та роль, которую хотелось бы играть. Можно сказать, это роль мечты!
– Какие встречи в жизни назовете судьбоносными?
– Встреча с моими школьными педагогами – Борисом Львовичем и Ольгой Анатольевной, благодаря которым я связал свою жизнь с театром и кино. Разумеется, встреча с Олей Логиновой, ассистенткой по актерам, благодаря которой я попал в свою первую картину «Меченосец», а также во вторую и третью картины.
– Разглядела в вас потенциал?
– Это была случайная встреча в кафе, где проходили съемки. Я туда за компанию поехал с товарищем. В одном зале были съемки, а в другом я одиноко сидел в углу за столиком и грустил. В этот момент Ольга беседовала с продюсером по поводу новой картины, обсуждали нового героя. И тут она заметила меня, подошла. Вот так я получил роль в «Меченосце».
Жена все понимает
– Много времени уделяете сыновьям?– Бывает ли много? Точно недостаточно, особенно сейчас. У нас как у садовников: летом густо, а зимой пусто. Поэтому сейчас все время в разъездах. Забыл, как дети выглядят… Хотелось бы больше с ними времени проводить.
– Как часто удается уезжать на отдых с детьми?
– В последний раз несколько дней провел со старшим сыном в Берлине. Ездили в Лего-город, океанариум, крытый аквапарк. Сейчас поеду за ним в Калининград, где он гостит у своей бабушки. Тоже несколько дней с ним побуду – съездим к морю, погуляем. А младший, ему три года, только что приехал с отдыха из Таиланда, был там с мамой.
– Младшему еще пока рано в аквапарки?
– Теоретически можно, но я сразу с двумя не справлюсь. Одному шесть с половиной, другому три! Я сойду с ума от переживаний!
– Футбол – это ваш вид спорта?
– Нет, категорически.
– А какой вид спорта нравится?
– Фехтование. Сам занимался сценическим фехтованием в институте. Автогонки периодически смотрю.
– Чего вам не хватает в жизни?
– Наверное, как и всем, – времени. Самый главный сейчас ресурс. Времени с семьей, с родителями. Для меня такие моменты очень ценны, получаю от них удовольствие.
– В чем сила и слабость актера Артема Ткаченко?
– Сила – в профессиональной свободе. Свобода позволяет тебе быть спокойным и органичным на сцене, в кадре. А слабость… Интересный вопрос, никогда не задавали такого. В чем же слабость? Возможно, в том, что актер ради хорошей роли может многим пожертвовать. В том числе такими вещами, как день рождения мамы или отдых с семьей.
– Как выходите из положения? Или семья входит в ваше?
– Чаще всего семья идет на компромисс. Ведь жена у меня тоже актриса, понимает.
АРТЕМ ТКАЧЕНКОP. S. Артем Ткаченко во время просмотра «Эбигейла» не сбежал из зала. После премьеры, во время общения со зрителями, сказал, что фильм получился вполне органичным: «Когда что‑то не нравится, все время смотришь на часы. Сегодня смотреть на часы желания не было. Значит, все неплохо!»
Родился: 30 апреля 1982 года в Калининграде
Семья: в браке с актрисой Екатериной Стеблиной
Образование: окончил высшее театральное училище имени М. Щепкина
Карьера: снялся в фильмах «Меченосец», «Индиго», «Малая Москва», «Zолушка», «Южные ночи», «Вдребезги», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Петровка, 38», «Красная королева», «Гоголь» и других
Оксана ЛЕБЕДЕВА , ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)