«Любовный напиток» Гаэтано Доницетти — один из эталонов классической итальянской комической оперы. Он с успехом идет во всех ведущих театрах мира, но до белорусского Большого добрался лишь единожды — в 1965 году стараниями дирижера Татьяны Коломийцевой и режиссера Юрия Уженцева. За второе прочтение одного из главных шедевров эпохи бельканто взялась Анна Моторная — режиссер крепкий и опытный, давно набившая руку на всевозможных операх и опереттах.
Спорить с традицией и ниспровергать основы, заложенные Доницетти, Анна Дмитриевна в собственноручно приготовленном «Любовном напитке» не стала. Но от лихого радикализма на сцене все же не отказалась: из безымянного села Страны Басков XIX века действие перенесено… на пляж начала прошлого столетия. Впрочем, ничего сокрушительного по отношению к самой музыке и сюжету оперы в спектакле не будет.
Стилистика Доницетти, конфликт социальных положений, средневековый миф о Тристане и Изольде и знаменитая ария Неморино — все останется на своих местах.
Поставить «Любовный напиток», к слову, давняя мечта Анны Дмитриевны:
— Во-первых, это опера-бестселлер. Итальянский шедевр, покоривший в свое время всю Европу. По сути, Доницетти переиначил известный французский сюжет и создал на его основе теперь уже итальянскую оперу. Она соединяет в себе французский шарм, шедевральный стиль бельканто, а также все возможности и традиции итальянского театра. И во-вторых, «Любовный напиток» — это праздник, которого нам всем сейчас так не хватает.
За музыкальную часть «Любовного напитка» отвечает дирижер Олег Лесун, над сценографией работал Андрей Меренков, костюмы — авторства Любови Сидельниковой.Заглавные партии Адины и Неморино, продолжает режиссер, требуют от артистов не только отточенной вокальной виртуозности, но и недюжинного драматического дарования. Именно поэтому «Любовный напиток» — хороший экзамен для солистов оперной труппы на актерское мастерство.
— Эта опера — настоящий шедевр в плане тонкости восприятия. Гротеск, поверьте, очень сложно играть. Более того, комическая опера — это не пошлость, а аккуратная и серьезная вещь, которую нужно уметь чувствовать и интерпретировать, — добавляет Анна Моторная. — Но самое главное, это великолепный материал для развития актерского мастерства.
Я за то, чтобы солисты оперы не просто выходили на сцену и пели потрясающими голосами прекрасную музыку, а чтобы они умели играть, если понадобится, настоящую драму.
Одна из исполнительниц партии Адины Елена Золова подтверждает, что «Любовный напиток» — серьезная вокальная и актерская школа для любого артиста:
— Да и вообще вся музыка Доницетти — это очень полезный материал для вокалистов. Она сразу ставит голос на место, направляет его. При этом с Доницетти нужно уметь работать, а самое главное — полюбить его. Но что интересно: чем больше поешь, тем больше влюбляешься в эту музыку.
Александр Михнюк в образе своего героя Неморино никаких противоречий не нашел. Образ, признается, моментально лег на него. В жизни артист такой же прямой, категоричный, но при этом романтичный парень.
— Мне кажется, мой характер очень подходит к роли Неморино, — улыбается Александр. — Он не умеет лукавить, прямо и четко выражает свои мысли, его легко обмануть. Но, работая над ролью, мне не хотелось уйти в абсурд. Была задача сделать его естественным (искренним и влюбленным) парнем и одновременно с этим донести до зрителей культуру итальянского пения, которую любят во всем мире.
Генеральный директор театра Екатерина Дулова, в свою очередь, уверена, что «Любовный напиток» органично впишется в репертуарную афишу Большого в следующем сезоне:
— Публике, убеждена, сейчас нужен такой формат, этот жанр и эти настроения. Я не вижу здесь противоречий, когда рядом с серьезными оперными постановками в афише соседствуют легкие по настроению комедии дель арте. Это традиция любого европейского театра. И белорусский Большой в этом плане не исключение.
Ближайшие показы «Любовного напитка» состоятся 8 и 9 сентября.leonovich@sb.by