Когда я вижу в программке очередной премьеры Театра-студии киноактера имя популярной актрисы театра и кино Анжелы Кораблевой, всегда тихо радуюсь. Потому что знаю: скучно не будет.
В быт и прозу реалистического спектакля Анжела привнесет поэзию и мятежный дух, в иррациональное и мистическое действо — ощущение земного. Актерское естество Кораблевой лучше всего раскрывается на стыке жанров, дающем возможность проявить множество ипостасей, когда она может быть и стервой, и вечной девочкой, и хлопотливой мамашей, и докучливой тещей. Это же касается и работ Кораблевой в кино: каждое ее появление на экране — неистовый взрыв эмоций и ярких красок. Какое счастье, что она у нас есть! 17 ноября ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера Анжела Кораблева отметит юбилей.
Чеховский типаж
Практически во всех статьях, посвященных Анжеле Михайловне, журналисты отдельно упоминают ее лучистый ангельский взгляд, который не меняется с годами. Взгляд ребенка, оказавшегося в теле взрослого человека, или ангела, спустившегося с небес. В недавнем спектакле «Дядя Ваня» я вдруг увидел в этом взгляде новые «краски» — боль, тревогу, печаль. Взгляд и мастерство актрисы стали богаче, глубже. В образе Марии Васильевны Войницкой (а сколько вообще было замечательных образов на театральной сцене!) Кораблева предстает живой, чувствующей женщиной, находящейся в ситуации непонимания с собственным сыном. Это непонимание запущено, как тяжелая болезнь, оттого трагично. Войницкая, которую обычно играют вполне земной и взбалмошной дамой (такой, например, представала бесподобная Людмила Максакова в спектакле Римаса Туминаса), у Кораблевой в спектакле Александра Ефремова получилась совсем иной. Пронзительной и трагичной.
Безусловно, Чехов — ее автор. Она бы с блеском могла сыграть и Шарлотту из «Вишневого сада», и Наташу в «Трех сестрах», всех этих бесконечных кумушек и душечек, провинциальных жеманниц из рассказов Антона Павловича. Обидно, что уходит время. А у кого оно не уходит?
Я всегда могу поехать в свои Бояры — у меня там березы, розы, пионы. Есть любимые деревья в парке у дома, там я часто бегаю. Вдобавок регулярно обливаюсь ледяной водой, зимой купаюсь в проруби. Актер ведь должен быть вдвойне здоровым, чтобы его хватало и для сцены, и для жизни. Но главное, наверное, в том, что я просто люблю жизнь. Просыпаюсь каждое утро и благодарю Бога за еще один новый день...
Актриса со своим голосом
Кораблева как большой мастер, на мой взгляд, давно созрела для серьезного моноспектакля, где бы высказалась и о театре, и о природе творчества, и о женщине в искусстве. Есть ли сегодня такой материал? Когда-то неплохие пьесы для женского бенефиса писал недавний юбиляр — драматург и историк Эдвард Радзинский. Иногда обращаются к эстетскому «Человеческому голосу» Жана Кокто. Этот материал, например, выбрала для одного из своих бенефисов актриса Анна Маланкина в Театре имени М. Горького, присовокупив по воле режиссера Александра Карпова еще и Теннесси Уильямса.Впрочем, Анжеле Кораблевой не надо прятаться за классиков — у нее собственная глубокая индивидуальность. Да и вообще Театру киноактера повезло с актрисами: в труппе такой потрясающий цветник — и все привлекательные, обаятельные, неподражаемые. Кораблева — один из самых ярких цветов. Конечно, как в любой актерской судьбе, было всякое: и моменты творческого непонимания, и ощущение невостребованности. Разве можно этого избежать, если работаешь в театре с 1990 года? Но Анжела Кораблева не предала свой театр и своих коллег, не «изменила» с другой труппой.
Как забыть ее мисс Эйнсфорд Хилл в спектакле «Пигмалион» по пьесе Б. Шоу или Корову в пронзительной «Очень простой истории» по пьесе М. Ладо, Турусину в постановке «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты» — это Анжела Кораблева. А еще были «№ 13», «Хто смяецца апошнім», «Алиса в Зазеркалье».
Ее Ирина Федоровна из мелодрамы «Женщины без границ» по пьесе известного российского писателя Юрия Полякова в постановке художественного руководителя театра Александра Ефремова — еще одна творческая победа. А чопорная миссис Бойл в «Мышеловке» поражает снобизмом и предвзятым отношением к окружающим. Она эгоцентрична и претенциозна. Великолепную роль в «Дяде Ване» я уже упомянул.
Вечный зов таланта
В кино Кораблева работала с известными режиссерами Ренатой Грицковой, Андреем Голубевым, участвовала в проектах продюсера Менахема Голлана, легендарного режиссера первых советских многосерийных картин «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» Владимира Краснопольского. Работа с Владимиром Аркадьевичем вообще воодушевила многих белорусских актеров, которым довелось столкнуться с ним на съемочной площадке. Его энергия, кругозор, режиссерский метод — неоценимый профессиональный опыт. Верим, что судьба еще сведет Анжелу Кораблеву с подобными крупными мастерами, ведь она может предложить им «вагон нерастраченного таланта». Актриса только в начале своего творческого пути, на котором будет еще так много открытий и радостных свершений!pepel@sb.by