— Анна, первым делом принимайте наши поздравления! Теперь вы — в числе лауреатов специальной премии Президента «Белорусский спортивный Олимп», как и многие из тех, о ком рассказываете зрителям все эти годы...
— Признаюсь честно: меньше всего ожидала столь высокой награды именно в этом году. Объясню: бывают периоды, когда ты на эмоциональном и творческом подъеме. А я в последнее время постоянно нахожусь в рабочем процессе, рутине, событиях и непрерывно думаю лишь о том, как бы все успеть отснять, смонтировать, выдать в эфир… И вдруг такая новость! Безусловно, очень приятно, что мою работу заметили и оценили. Тем более совсем недавно у меня был личный юбилей: 20 лет в прямом эфире. Так что, наверное, уже заслужила.
— 20 лет прямых эфиров равны 20 годам работы на телевидении, правильно?
— Не совсем. Рабочий стаж у меня все‑таки чуточку больше. В первый прямой эфир я вышла, еще когда училась в БГУ. То есть не была официально трудоустроена, просто стажировалась в спортивной дирекции.
Но знаете, я очень горжусь тем, что в моей трудовой книжке всего одна запись и одно место работы: Белтелерадиокомпания. Я остаюсь верной ей все эти годы, потому что искренне благодарна за опыт.Только представьте: простая девчонка из сельской школы однажды поступила на журфак БГУ. Помню, что в тот момент чувствовала себя самой счастливой девочкой в стране! Это был предел мечтаний, какое‑то сверхсобытие для меня... Потом пришла на практику на БТ. И как‑то все очень быстро закрутилось. Хотя я была очень юной, но с огромным желанием работать. Сейчас могу точно сказать молодым: если у вас есть желание чего‑то добиться, вы горы свернете.
— Наверняка вас не раз переманивали другие каналы или федерации, предлагали и позиции выше, и зарплату жирнее…
— Действительно, были разные предложения, в том числе из России. На мгновение я задумывалась, но понимала: что бы ни происходило, я все равно вижу себя исключительно в Белтелерадиокомпании, в этом огромном медиахолдинге с огромными возможностями, особенно для спортивного журналиста. Это та махина, которая позволяет на сто процентов раскрыть свой потенциал. Вот смотрю я сегодня на молодое поколение спортивных журналистов: для них ведь все двери открыты. Во‑первых, у нас есть спортивный канал «Беларусь 5». Во‑вторых, спортивный сайт sport5.by, где можно набраться опыта, привыкнуть к атмосфере, а после уже покорять новые вершины. Хочешь работать — пожалуйста.
— А нет ощущения, что вы уже достигли своего предела и потолка? Кажется, не осталось соревнований, которые вы не освещали.
— Начну с того, что я побывала далеко не на всех крупных стартах, но на многих. Однако самое важное, как мне кажется, понимание того, что профессия спортивного журналиста — вне возраста. А знаете, когда я это поняла? Когда первый раз попала на крупные международные соревнования за рубежом. Все мировые спортивные журналисты — дамы и мужчины далеко за сорок. Более того, и телеведущие, и операторы, и фотографы — это все статусные профессионалы в красивом почтенном возрасте. И они прекрасно себя чувствуют, работают в удовольствие. И это я сейчас не свой возраст защищаю. А говорю о том, что и наше телевидение сейчас проходит период такой правильной трансформации, когда в кадре работают преимущественно люди более зрелые и опытные, которым зритель больше доверяет. При этом, безусловно, есть и огромное количество молодых ребят и молодежных проектов — в этом смысле у нас заняты все ниши.
— Ведете учет международных стартов, на которых побывали?
— Ой, я не из тех, кто считает. Точно могу сказать, что была на четырех Олимпиадах: двух зимних и двух летних. Я, кстати, достаточно поздно начала на них ездить. В спортивной дирекции есть журналисты, которые могут похвастаться большим количеством Олимпиад. Еще работала на трех турнирах «Большого шлема» из четырех, не добралась лишь до Australian Open. Ну и практически на всех этапах Кубка мира по биатлону побывала.
— Есть такой стереотип, что спортивные журналисты и комментаторы — это просто спортсмены‑неудачники. Не достигли высот на поле или арене и сменили профессию…
— Это не моя история. Чаще всего в нашу профессию приходят люди, которые больше болельщики, нежели игроки. Я никогда и ничем профессионально не занималась. Хотя когда только пришла на телевидение, ходило много разных смешных историй на этот счет. Была даже сплетня, будто бы я шахматистка… Кто‑то до сих пор считает, что я всю жизнь профессионально занималась художественной гимнастикой. Спасибо, конечно, за комплимент, но нет. Более того, когда я на тренировках смотрю на наших девочек‑гимнасток, постоянно думаю: вау, это что‑то из области фантастики... А еще в минуты, когда мне тяжело, вспоминаю героинь своего цикла «Женщины и спорт» и понимаю: мне уж точно грех жаловаться.
— Кем из наших спортсменок вы особенно восхищаетесь?
— Конечно, отвечу, что каждой. Все они очень разные, однако всех их объединяет трудолюбие, терпение, сила воли и воля к победе. А еще храбрость — не каждая согласилась бы на те идеи, которые я предлагала. Так, например, наша четырехкратная олимпийская чемпионка потрясающая Елена Белова вышла на подиум во время самой настоящей Недели моды. А ведь там все молоденькие девочки, модная публика… Но Елена Дмитриевна была вне конкуренции. В сногсшибательном платье, с прической, макияжем — вот кто настоящая королева. А как она вела себя за кадром, как готовилась к выходу!.. Шикарная женщина! Этого у нее точно не отнять.
Кроме того, один из самых трогательных выпусков получился с Ванессой Колодинской. Помню, как все мы радовались ее медали в Токио. Спустя какое‑то время узнаю, что она в положении. Подумала тогда: «После таких эмоций, Олимпиады точно нужно рожать детей». И я обратилась к Ванессе с предложением: снять о ней фильм и показать момент рождения нового человека… Конечно, мы сделали бы все это максимально красиво, интимно, не пошло, правильно… И она согласилась! Мы провели ее в родзал, через день пришли навестить, и я держала на руках ее ребенка… Это ли не чудо? Через пару месяцев снимали уже у Ванессы дома, когда малыш подрос. Так мы, а вместе с нами и зрители «Беларусь 1», стали свидетелями рождения новой жизни.
— С женщинами в спорте разобрались. Новый цикл, полагаю, будет о мужчинах? Или им и так хватает внимания?
— Есть одна задумка, которая перекликается с этим проектом, но пока без подробностей. Я, кстати, специально не стала начинать с мужчин. Вообще, идея проекта «Женщины и спорт» возникла не на пустом месте. Немногие знают, что я состою в одноименной комиссии при Национальном олимпийском комитете. И как‑то Максим Владимирович Рыженков, который тогда занимал должность первого вице‑президента НОК, предложил мне сделать такой цикл. Мол, было бы неплохо и логично рассказать о наших знаменитых спортсменках, которые в эту комиссию входят. Так, перед Олимпиадой в Рио‑де‑Жанейро мы выпустили первые серии «Женщин и спорта», а чуть позже, в 2020‑м, появилась программа «Между прочим».
— Одна из главных задач, которые стоят сейчас перед НОК, — возвращение белорусских спортсменов на международную арену. Вы плотно общаетесь с нашими ребятами, что они рассказывают: есть подвижки в изменении отношения к белорусским спортсменам?
— Если говорить о самих спортсменах, представителях других стран, то практически все они были бы рады возвращению наших ребят на международные старты. Всем хочется соревноваться с сильнейшими, чувствовать конкуренцию. Если двукратный чемпион мира велогонщик Евгений Королек находится в Минске и не может выступать за рубежом — это явно что‑то неправильное, так не должно быть. Многие наши ребята общаются, переписываются с коллегами, поэтому точно могут сказать: сами спортсмены (за редким исключением) выступают за честную борьбу. Они были бы только рады, если бы белорусы вернулись отстаивать честь своей страны и под своим флагом.
— А может спорт быть политически нейтральным?
— Так называемое международное сообщество требует этого от нас, не чувствуя при этом своей ответственности за сложившуюся ситуацию.
Спорт используется в политике не с нашей стороны, Беларусь абсолютно открыта. Пожалуйста, приезжайте к нам на соревнования, всех ждем. Так почему этого не могут сделать наши ребята?Опять же, это вопрос скорее к международным функционерам, которые принимают такие решения.
— Дочь Иванку уже отдали в какой‑то спорт?
— Иванке сейчас всего девять. Она пробовала заниматься гимнастикой, но мы сразу поняли, что, к сожалению (а может, и к счастью), она не обладает спортивным характером. Когда подрастет, думаю, сама выберет, в какую сторону двинуться. Задача родителей в данном случае — помочь ребенку найти призвание, дать возможность все попробовать. Иванка — телевизионный ребенок, она постоянно со мной на съемках. Сейчас, например, загорелась хоккейным «Динамо».
— Неожиданный выбор для девочки!
— Дело в том, что последние полгода я работаю над небольшим реалити‑шоу про 15‑летнего парня Гошу, у которого есть мечта: выйти на лед с хоккеистами минского «Динамо». Но есть нюанс: Гоша весит 100 кг. Точнее, весил летом… Как‑то я привела его на матч, он сразу влюбился в хоккей и мечтательно сказал: мол, вот бы хоть раз с ними сыграть. Я предложила пари: он худеет, приводит себя в порядок и получает возможность сыграть с командой. Минское «Динамо», «Динамо‑Джуниверс» и РНПЦ спорта идею поддержали. Так что с июля Гоша похудел почти на 30 кг, научился кататься на коньках и сейчас тренируется с «Динамо‑Джуниверс». Хороший результат, мне кажется.
Анна Эйсмонт — автор почти двух десятков фильмов о жизненном пути известных спортсменов: «Обыкновенное чудо Владимира Копатя», «Салей, которого мы не знали», «Непобежденный. Виталий Щербо», «Наш HLEB» и многих других.leonovich@sb.by