Вот только некоторые из них, что проводились в Европе.
♦ 18—20 января 2021 года в Польше, Литве, Эстонии и Латвии прошли учения Griffin Force сухопутного компонента Объединенной оперативной группы НАТО повышенной готовности.
♦ В рамках учений Defen-der‑Europe-21 30 000 военнослужащих с середины марта по июнь 2021‑го отрабатывали одновременные операции на более чем 30 полигонах в Албании, Эстонии, Болгарии, Румынии, Косово и других странах.
♦ Учения Ramstein Ambition—21 представляли собой программу интеграции сил радиоэлектронной борьбы НАТО с региональными элементами системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО.
♦ Учение Locked Shields — одно из крупнейших и наиболее сложных в мире учений по кибербезопасности, где имитируют реагирование на массированную кибератаку.
♦ Сейчас натовцы проводят масштабные учения Cold Response—2022 для отработки боевых действий в условиях зимы, 30 000 участников из 27 стран задействованы в Норвегии.
Как можно заметить, все эти учения предполагают вариант масштабной войны с Союзным государством. При этом с 2020 года у границ Беларуси проведено несколько десятков разных по своему размаху учений, где задействовались ударные системы и НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ вооружения, причем ни одно из мероприятий не имело выраженного оборонительного характера.Американцам нужно показать боеспособность восточного фланга НАТО, который находится на ручном управлении США и Великобритании. Восточные страны‑сателлиты используются для сдерживания России. Скорее всего, с помощью их пытаются оттянуть силы и внимание российских войск от разгрома группировки ВСУ в Донбассе, изображая «угрозу» нападения.
При этом у стран НАТО и Украины, видимо, сложилось ложное впечатление о слабости российских войск, потому что в рамках российской спецоперации не используются ковровые бомбардировки, как в Ираке, а стоит задача сохранить жизни гражданских и инфраструктуру. Однако натовцы должны понимать, что в случае локального конфликта в Европе будет применяться совсем другая тактика, в том числе прямые удары по столицам, промышленным центрам, командной инфраструктуре НАТО и другим объектам.
Поэтому максимум, что смогут поляки и литовцы, — это поработать дополнительным рубежом обороны, пушечным мясом и целями для военных ударов.Хотя на территории Беларуси пока нет ядерного оружия, мы вполне располагаем такими средствами поражения противника, как, например, РСЗО «Полонез». Он способен моментально ударить по соседним столицам в случае любых агрессивных действий, не говоря уже о том, что телодвижения Польши и стран Балтии против нас будут означать нападение на Россию и приведут к ответному ракетно‑ядерному удару.
Надо сказать, что именно ядерное оружие обеспечивает военный паритет России и НАТО, несмотря на превосходство альянса в обычных вооружениях.
Другой вопрос, что реальная война в Европе сегодня никому не нужна. НАТО — это, скорее, такой намордник, который американские союзники надели на своего конкурента — ЕС. Соответственно, и европейцы воспринимают этот блок как бесполезную бюрократическую структуру, которая выкачивает из них деньги.Единства в НАТО нет и близко, а решения по уставу принимаются коллегиально, что сильно усложняет управление. Даже Зеленский вылил на НАТО ушат помоев, хотя по факту именно члены блока сейчас снабжают Украину оружием и техникой.
Разгадка в том, что, когда надо вести реальные боевые действия, американцы обычно заключают двусторонние договоры в обход НАТО, как было и с Украиной. То есть для размещения там ракет и иных американских ударных систем вступать в НАТО нет никакой необходимости, достаточно прямых соглашений с США. В рамках таких соглашений американцы и сегодня оказывают Украине поддержку, хотя формально НАТО как блок не участвует в конфликте.
По факту на данный момент США с помощью НАТО запугивают европейских союзников и ставят их под полный контроль, увеличивая свое влияние в Европе. А с другой стороны, пытаются затянуть войну в Украине и сделать ее максимально тяжелой для России, но без перерастания в полноценный европейский конфликт.
Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей, член КПБ.