Борис Андреевич Лазуко — искусствовед и музейщик со стажем. Уроженец деревни Репенщина Браславского района, он окончил Витебский педагогический университет, преподавал, работал в Министерстве культуры. Кандидат искусствоведения, доцент. С 1998 года был проректором и заведовал кафедрой Белорусской академии искусств.
Рассказывает Борис Лазуко. Фото Большого театра Беларуси
Ныне возглавляет отдел древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси, директор Музея древнебелорусской культуры. Виднейший специалист по белорусскому барокко.
— Мы ведомственный музей Национальной академии наук, — рассказывает он. — Работаем ежедневно в будние дни с девяти до шести. Пускаем всех, причем пока бесплатно. Экскурсии по предварительной записи. Правда, сейчас у нас идет реконструкция, мы уже на 80 процентов сделали интерьеры, выстраиваем новую экспозицию.
Фрагмент экспозиции музея. Фото из социальных сетей
Экспозиция Музея древнебелорусской культуры. Фото из социальных сетей
Удивительный музей в центре Минска, о самом существовании которого многие столичные жители даже не подозревают. Между тем, музей был основан еще в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР. А его открытие, приуроченное к празднованию 50-летия Национальной академии наук Беларуси, состоялось в мае 1979 года.
Иконы из коллекции музея. Фото Большого театра Беларуси
— Музей комплексный, — делится подробностями Борис Лазуко. — У нас несколько тысяч археологических предметов, огромная коллекция памятников этнографии, самая большая в стране коллекция икон — около тысячи.
Кстати, замечу, что в 2000 году их было порядка шестисот. То есть коллекция стремительно растет.А Борис Андреевич продолжает перечислять музейные богатства.
— Огромная коллекция алтарной скульптуры и деревянной резьбы. Самая большая в мире коллекция белорусских народных костюмов. Около ста полных комплектов. Громадная коллекция рушников, традиционных народных поясов. Кстати, у нас хранятся два слуцких пояса, причем не копии, а именно оригиналы. У нас огромнейшая коллекция тканей XVI, XVII, XVIII, XIX столетия, использованных при пошиве церковных облачений. Шелка и бархат со всей Европы — из Франции, Венеции, Англии, Германии. У нас хранится множество памятников народного творчества. Это и знаменитые рисованные ковры — маляванки, и писанки, и вытинанки, и многое другое. Коллекция старопечатных книг — небольшая, но очень интересная. Коллекция нумизматики, художественного стекла, металлических кованых изделий…
Казалось бы, куда уж больше? Но, оказывается, фонды Музея древнебелорусской культуры с каждым годом растут и растут.
— Недавно, буквально полгода назад мы закупили огромное количество антиквариата. У нас появилась мебель и фарфоровые статуэтки XVIII века. Привезли громадный буфет XIX века — мы сейчас его наполняем.
«Так у вас, наверное, коллекция большая, чем в Национальном историческом музее?» — не сдерживаюсь я.
— Нет, это наши старшие братья — Художественный музей и Исторический музей. У нас чуть более 30 тысяч единиц хранения, а в Национальном историческом музее в три-четыре раза больше. У них просто не хватает площадей, чтобы все свои сокровища показать.
Понятно, что и Музей древнебелорусской культуры показать все свои сокровища не может. Три зала, общая площадь музея 1200 квадратных метров, площадь экспозиции 600 квадратных метров. А фонды за последние четверть века увеличились вдвое. В 2000 году было 17 тысяч единиц хранения, в 2022, по словам Бориса Лазуко, более 30.
Слуцкие пояса из коллекции музея. Фото Большого театра Беларуси
— Из тысячи икон, которые у нас хранятся, мы можем показать лишь около двухсот, — признается он. — Остальное в фондохранилище. У нас и реставрационные мастерские есть, мы функционируем как музей.
Историю мы должны знать и изучать, тем более в Год исторической памяти.
А музей — овеществленная память, воспринятая нами от поколений собирателей и ученых.