Ребенок блокады, через всю жизнь она пронесла благодарность своей бабушке Шарлотте Фридриховне: «Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили». Внутренняя самодисциплина и самоконтроль не раз помогали ей в дальнейшей жизни.
Артистические способности Алиса проявила уже в детстве. Наверное, и гены давали о себе знать: отец Бруно Фрейндлих, оставивший семью незадолго до начала войны, был актером (после войны он много снимался в кино, играл в Александринском театре, стал народным артистом СССР). Увлеченные занятия в театральном кружке обернулись для юной Алисы Бруновны поступлением в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. В труппе театра имени В.Ф. Комиссаржевской, как и многие актеры, она начинала с малого и играла мальчишеские роли.
Кино в творчестве Фрейндлих появилось не сразу. Первые работы в фильмах «Город зажигает огни», «Повесть о молодоженах», «Похождения зубного врача», «Полосатый рейс» не сделали ее звездой. А в театре все сложилось по-другому и счастливо. Знакомство с талантливым режиссером Игорем Владимировым переросло в брак и многолетнюю успешную работу в театре имени Ленсовета, который он возглавил в 1961 году. Алиса Бруновна стала звездой и примой этого театра. Кто бы мог подумать, что, например, сказка «Малыш и Карлсон» способна стать событием? А вот стала. И сегодня на стенах театра можно увидеть фотографии из этого и других спектаклей, где Фрейндлих блистала вместе с Анатолием Равиковичем, Михаилом Боярским и другими партнерами.
Но все же кино нашло ее. Поначалу не состоялось сразу несколько работ с Эльдаром Рязановым. Он хотел видеть актрису в «Гусарской балладе», специально писал для нее роль Алевтины в комедии «Зигзаг удачи», мечтал, чтобы Фрейндлих играла главную роль в пьесе «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», которую они с Эмилем Брагинским отдали в театр имени Ленсовета и по которой был снят ставший культовым фильм. Не сошлось. Они встретились только на «Служебном романе», причем триумфально. А до этого был переломный 1974 год, когда вышли сразу три картины с ее участием: «Анна и Командор», «Соломенная шляпка» и «Агония». После были полярные роли, которыми Фрейндлих покорила как массового зрителя, так и эстетов. Это королева Анна Австрийская в популярнейшей картине Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» и жена Сталкера в философской драме Андрея Тарковского «Сталкер». Многие назвали ее роль у Тарковского откровением. Подобного нерва и боли в кадре советский кинематограф, пожалуй, еще не видел…
В мелодраме «Старомодная комедия» она сыграла вместе с мужем Игорем Владимировым, что не спасло их брак: в 1981 году они развелись, и только спустя два года, в 1983-м, Фрейндлих перешла в БДТ. Очередной взлет в кино был снова связан с именем Эльдара Рязанова и его картиной «Жестокий романс». На фильм обрушилась критика, а зрители полюбили его всей душой. Но были и другие картины: «Опасный возраст», «Успех», «Простая смерть», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», сказка «Тайна Снежной королевы». И нет, наверное, нужды говорить о том, кто блестяще сыграл эту самую коварную и эффектную Снежную королеву.
После появились продолжения саги о мушкетерах и криминальная драма Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера». А потом наступил многолетний перерыв в кино, который был прерван сериалом «Женская логика». В отличие от многих своих коллег Алиса Бруновна никогда не боялась возрастных ролей. И в драме Константина Худякова «На Верхней Масловке» она сыграла почти 90-летнюю скульпторшу. Заметной и популярной стала лента «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, где Фрейндлих сыграла мать поэта Иосифа Бродского. И это был настоящий подарок в ее актерской судьбе. В роли отца Бродского мы увидели непревзойденного Сергея Юрского.
Недавняя премьера «Волнение», в которой Фрейндлих сыграла главную роль, была специально создана для нее популярным российским драматургом и режиссером Иваном Вырыпаевым. И снова, по отзывам критиков, зрители увидели бескомпромиссную, честную и неожиданную работу. Алиса Бруновна играет американскую писательницу польского происхождения Улью Рихте. Вырыпаев признавался, что создавал пьесу с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь.Однажды мне посчастливилось видеть Фрейндлих на сцене в спектакле «Оскар и Розовая Дама» режиссера Владислава Пази по новелле Эрика-Эмманюэля Шмитта. В этом моноспектакле Фрейндлих играла сразу две роли — неизлечимо больного мальчика Оскара и сиделку Розовую Даму. Те, кто знает эту непростую историю Шмитта, могут представить, какую психологическую и физическую нагрузку выдерживала актриса. Это было непростое испытание и для зрителей. Тот спектакль был сродни актерскому подвигу, снова доказавшему, что Фрейндлих подвластно все. Есть постановки, которые запоминаются на всю жизнь, хотя, казалось бы, в них нет никаких особых приемов, только беззащитный артист со своей органикой и психофизикой. «Оскар и Розовая Дама» с Фрейндлих — из их числа.
Стоит вспомнить, что Алиса Бруновна работала и с нашим режиссером, худруком Купаловского театра Николаем Пинигиным, поставившим в БДТ спектакли «Квартет» и «Калифорнийская сюита» с ее участием. В 2017 году вышли картины «Большой» Валерия Тодоровского и «Карп отмороженный» Владимира Котта — такие разные по амплуа у актрисы и своему экранному настроению. В «Большом» мы увидели некогда знаменитую советскую балерину Белецкую, в «Карпе…» — провинциальную и крайне эмоциональную подругу главной героини в исполнении Марины Нееловой Людмилу (кстати, продюсером фильма стал внук Фрейндлих Никита Владимиров).
В ее любимом БДТ актрису можно увидеть в спектаклях «Алиса», «Дядюшкин сон», «Лето одного года», «Война и мир Толстого».
ЦИТАТЫ ФРЕЙНДЛИХ
• «Чем дольше человек сохраняет в себе детство, тем дольше хранит данное Богом дарование».
• «Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести».