— Александр Александрович, страна вступила в электоральную кампанию, и наверняка вы ставили перед вашими журналистами особые задачи.
— Мы извлекли определенные уроки из 2020‑го. Потому, когда два с половиной года назад я пришел в ЗАО «Столичное телевидение», ставка была сделана в первую очередь на развитие информационного вещания, а затем — на развлекательный контент. Мы все прекрасно понимали, что 2025‑й — это выборный год, и мы все к нему готовились. На протяжении всего времени, как я руковожу ЗАО «Столичное телевидение», проводили планомерную работу по увеличению информационного вещания на двух наших телеканалах — СТВ и «РТР‑Беларусь», готовили новые рубрики и проекты, развивали авторскую журналистику.
К нынешней избирательной кампании мы шли целенаправленно и долго, понимая, что в покое нас не оставят, что гибридная и информационная войны против нашей страны будут продолжены.Сейчас у нас в штате работает около 400 человек, это намного больше, чем даже до 2020 года. К нам приходят как молодые талантливые ребята, так и журналисты с опытом, в том числе из регионов. Когда я только пришел в телекомпанию, на «РТР‑Беларусь» были лишь пятиминутные информационные дайджесты. Теперь мы увеличили информационное присутствие собственного производства на «РТР‑Беларусь» почти в три раза. Запустили с прошлого телевизионного сезона итоговую программу «Акценты». Сегодня в структуре нашей компании работают две дирекции информационного вещания — телеканалов СТВ и «РТР‑Беларусь». Все новостные выпуски идут на телеканалах в прямом эфире. Новостные выпуски «24 часа», выходящие в вечернем эфире в 19:30 на СТВ, мы запустили в другом формате — уже с двумя ведущими и в нашей новой трехсотой студии. Считаю, что к предвыборной кампании 2025 года мы пришли абсолютно подготовленными. У нас отлично работает интернет‑дирекция, развивая аккаунты в интернет‑среде и различных мессенджерах.
— Как оцениваете работу команды ведущих и какие новые проекты появились?
— Замечательно работает Григорий Азарёнок. Он единственный белорусский журналист, который успешно работает в том числе на российскую и мировую аудиторию, имея два часа в неделю в проекте Владимира Соловьева «Соловьев‑LIVE». Кроме рубрики «Тайные пружины политики», Григорий предстал в новом амплуа в рубрике «Слово и дело», выходящей на СТВ по воскресеньям после итоговой программы «Неделя».
Евгений Пустовой продолжает трудиться над рубрикой «Политика без галстуков и купюр». У Евгения свой стиль изложения с нотками православия. Также за это время появились проекты «Крокi незалежнасцi», «Созидаем вместе». В ноябре этого года, кроме полюбившейся рубрики «Накипело», у известного журналиста Андрея Муковозчика вышла еще одна — «Вопросы от блондинок», телевизионная версия его газетной рубрики в «СБ. Беларусь сегодня», как и «Накипело». Замечательный пример кросс‑медийной журналистики. Также мы добавили проекты, касающиеся Года качества. Весной и летом на телеканале СТВ вышел цикл документальных фильмов «Со знаком качеСТВа» нашего известного тележурналиста Игоря Позняка.
А уже в ноябре стартовал еще один масштабный проект Игоря «Семнадцать мгновений страны». Это проект о том, как Беларусь начинала строить свой суверенный путь, о роли Президента в построении независимой страны, о том, как Беларусь утверждала себя на мировой арене и как мы сейчас противостоим внешним вызовам и угрозам.Продолжит выходить в эфир проект Алены Сыровой «Свои», в нем рассказывается о людях, которые встречались с Президентом, когда он выезжал в регионы нашей страны. Будет также продолжаться ток‑шоу «По существу», его Алена успешно ведет в прямом эфире вместе с заместителем генерального директора агентства «Минск‑Новости», главным редактором газеты «Минский курьер» Кириллом Казаковым. Начался новый сезон у популярного проекта «САСС уполномочен заявить». Пул экспертов у команды проекта только растет, несмотря на то, что самой Надежде Сасс запрещен въезд в ЕС. Мы видим готовность европейских экспертов общаться. Увы, на зарубежных экспертов, политологов, евродепутатов оказывается очень сильное давление со стороны их властей. Для многих это общение просто небезопасно.
— В вашей творческой команде немало и региональных журналистов.
— Слово «столичное» в аббревиатуре СТВ осталось только в названии. На самом деле у нас большая корреспондентская сеть по всей Беларуси. В некоторых областях действуют сразу два корпункта. Корреспонденты работают как на ежедневные новости, так и на наши две информационно‑аналитические программы — «Неделя» на телеканале СТВ и «Акценты» на телеканале «РТР‑Беларусь».
— Вопрос профессионалу: что способствует росту доверия к белорусскому телевидению, в том числе к СТВ?
— Действительно, социология подтверждает: растет доверие как к национальным медиа, так и к национальным телевизионным СМИ: в 2021‑м телевидению доверяло около 30 процентов, весной этого года — уже более 53 процентов жителей страны.
Мы неоднократно слышали, как во время совещаний Президент говорит о том, что СМИ не должны держать аудиторию в теплой ванне. Поэтому мы используем фактчекинг, рассказываем о реальных проблемах, показываем критику, которая присутствует в отношении тех или иных проблем.Но очевидно, что по сравнению со многими соседними странами мы живем очень хорошо: у нас прекрасная медицина, образование, отличная социальная поддержка со стороны государства. В полном смысле этого слова у нас социальное государство, которое выстраивалось на протяжении последних тридцати лет.
В наших программах развлекательного характера также прослеживается идеология нашего государства. На самом деле все эти проекты — портреты наших людей. Так, в ноябре стартовал второй сезон реалити‑шоу «Есть девчонка одна», в котором мы показываем белорусских девушек и женщин народных профессий.
— Рассчитывали, что у шоу будет второй сезон?
— Признаться, да. Это не франшиза, от начала до конца проект придуман нами в стенах СТВ. Спасибо генеральному продюсеру телеканала Юлии Крыницкой и ее молодой команде за то, что они сработали просто на отлично. Я увидел, как замечательно реализовалась идея, высказанная руководителем Белорусского союза женщин Ольгой Шпилевской. Во время финала шоу первого сезона присутствовавшие там председатель Совета Республики Наталья Кочанова и пресс‑секретарь Президента Наталья Эйсмонт сказали нам, что второй сезон программы должен быть обязательно. Я благодарен им за столь высокую оценку.
Особо замечу, что все наше информационное вещание, проект «Есть девчонка одна» и многие другие реализуются за счет средств целевого сбора на производство национального контента, предусмотренного Указом Президента № 131 «О развитии средств массовой информации». Второй сезон реалити‑шоу «Есть девчонка одна», на наш взгляд, получился более интригующим, чем первый. Финал шоу также получился еще ярче. Мы его уже записали и теперь рассчитываем на третий сезон. Первый сезон мы показали российским коллегам на специализированной выставке в Москве, и они им очень заинтересовались. Сказали, что будут готовы купить у нас все три сезона.
Летом этого года Александр Осенко запустил собственный телепроект «Рецепт настоящего белоруса».
— Александр Александрович, этим летом вы запустили собственный телепроект «Рецепт настоящего белоруса». Расскажите о нем.
— На белорусском телевидении достаточно программ, когда в студии в той или иной камерной обстановке берется интервью. Мне захотелось уйти от такого прямого воздействия на аудиторию. Тем более что кулинария мое хобби. Не один десяток лет мне нравится готовить для друзей на открытом огне. При приготовлении того или иного блюда мы говорим о профессии, семье, увлечениях, преданности своему делу и родной Беларуси. Блюдо, которое готовим, выбирают герои. Многие приходят со своим «багажом» — специями, приправами, нужными ингредиентами.
Без зазрения совести могу сказать, что средняя доля телесмотрения моего проекта «Рецепт настоящего белоруса» на уровне российского контента.
— В нынешнем году в Минске впервые с большим успехом прошел «Душевный фестиваль». СТВ и «РТР‑Беларусь» транслировали концерты его программы. Вы довольны этим опытом?
— Мы очень благодарны «Музыкальной медиакомпании», которая пришла к нам с такой идеей. У канала СТВ более мужская аудитория. Шансон — это наш контент. Мы видим по рейтингам и по доле телесмотрения, что концерты прошли в эфире очень хорошо. Уверены, это тоже начало хорошего длинного пути.
pepel@sb.by