– Чем вас привлек проект «Спасская. Новые серии», который недавно показывали на телевидении?
– Меня заинтересовала в первую очередь команда. Я хорошо знаком и с административным, и с продюсерским цехом, да и с главной героиней Кариной Андоленко мы уже вместе работали, так что здесь все сошлось.
– Вам комфортнее играть со старыми знакомыми или для вдохновения нужны какие-то новые краски, новые партнеры?
– Общение с коллегами, и с новыми, и со старыми, в разных проектах всегда доставляет мне массу удовольствия.
– Чем был интересен образ Петра Голицына, которого вы играли? Какую придумали ему историю, походку, жестикуляцию?
– Историю, походку выстраивал режиссер Давид Ткебучава, проекцию его идей нам удалось выполнить, я надеюсь, успешно. Он достаточно четко выстраивал и образ, и интонацию, мы все с удовольствием шли за ним.
– В истории следователя Спасской, а это уже продолжение, ваш герой Петр Голицын – новый персонаж. Легко ли входить в проекты, когда надо вливаться в уже сложившийся коллектив – в сюжетный и в съемочный?
– Секрет в том, что в нашей профессии ежедневно так или иначе нужно вливаться в новый коллектив. К этому психика актера уже готова, это профессиональный навык. Тем, наверное, и интересна наша профессия. Все было замечательно: команда мне была знакома, не было никакой сложности. Были любовь, дружба и взаимопонимание.
– По сюжету у вас складывается любовный треугольник. В жизни вы как к таким многогранным фигурам относитесь?
– Жизнь – это моя личная территория, я туда никого не пускаю.
– Чисто гипотетически?
– Чисто гипотетически – я за крепкую православную семью.
– Вам посчастливилось поработать с корифеями российского кинематографа: Михалков, Урсуляк, Мороз. Что их всех объединяет и в чем они неповторимы?
Кадр из фильма «Ялта-45»
– Для меня они неповторимы разным прочтением материала. Это же разный подход к жизни, а самое главное – абсолютно разный подход к моей работе. Каждый из них показал мне какую-то границу себя самого, за что я безмерно им благодарен. То есть показал что-то новое в себе, с чем я живу и иду дальше, пытаясь развивать по мере сил.
– Вы довольно рано вошли в профессию, уже в 14 лет снялись в своем первом фильме. До этого играли в детских спектаклях. А как же ваша беззаботная юность?
– Я остаюсь беззаботным, моя юность еще не закончилась.
– В раннем возрасте у вас уже были довольно серьезные обязательства, ответственность за общее дело. У сверстников всего этого не было. Как справлялись?
– У меня всю жизнь сутки были в режиме «34 часа», хватало времени на все.– То есть никакого дискомфорта не было?
– Никогда не было.
– Ваш курс был уникальным. За время учебы у вас сменилось три руководителя. Набирал вас Анатолий Ромашин, обучал Виталий Соломин. Оба весьма трагично ушли из жизни. А выпускал вас Александр Леньков. Как вы внутренне для себя пережили все эти потрясения?
– Мы были достаточно молодыми – 15–16 лет. Поскольку для нас это был первый студенческий опыт и для Виталия Мефодьевича тоже был первый студенческий опыт. До этого таких курсов у него не было. И мы этой дружной компанией два года и провели. Я мистики в эту историю добавлять не хочу, но Виталий Мефодьевич нам очень часто говорил: «Артист должен учиться два года, а потом он должен все время работать». Как-то так и произошло у меня лично. Я два года был студентом, а потом с третьего курса начал сам потихоньку «убегать» работать, а потом возвращаться в институт и заниматься спектаклями и дипломным спектаклем.
– Как строилась учеба?
– Когда Виталия Мефодьевича не стало, команда педагогов, которую он привел ранее, осталась, никто из них не ушел. И это была настоящая семья, уход Виталия Мефодьевича объединил нас всех. Мы прошли через это дружной командой, у нас был курс как единое целое.
Кадр из сериала «Спасская»
– Может быть, поэтому ваш курс получился таким талантливым? Что ни имя – то звезда.
– Виталий Мефодьевич, я считаю, нашему курсу привил главные актерские качества – работоспособность и правильное отношение к профессии. Мои сокурсники, каждый, кто в этом направлении движется, занимается профессией, достигли больших высот. Они – большие молодцы, я всегда рад их видеть.
– У Виталия Соломина были планы создать свой театр. Он хотел на базе вашего курса сделать основу труппы театра?
– Да, такое было.
– Вы бы пошли в этот театр?
– Конечно! У нас и не было другого выбора. Мы жили нашим коллективом, и нас все устраивало. Не было в головах никакой меркантильности, исключительно творчество, мы за этим шли в профессию. Никто никогда не думал идти в какие-то другие театры. Мы были уверены, что дальше так же и будем вместе расти, самореализовываться. И мысли не было, что у кого-то по-другому будет, поскольку мы пришли достаточно молодыми, у нас не было иного опыта, как это бывает в других институтах или на курсах. Уже потом, когда вышли из института, у каждого по-разному определилась дорога, мы все поняли, что теперь каждому надо брать свои «маленькие лопатки» и строить свою личную карьерную дорогу самостоятельно. Раньше за нас это хотел сделать Виталий Мефодьевич, но сложилось иначе.
– У вас большое количество успешных ролей в масштабных признанных проектах – «Ликвидация», «Кандагар», «Утомленные солнцем», многие другие фильмы. Есть роль Алеши Карамазова – мечта для всех артистов. Где вы черпаете мотивацию для дальнейшего профессионального роста?
– Все, что вы назвали, сделано не одним мной, я был лишь частью большого проекта. Я это прекрасно понимаю. Для меня участие в других проектах такого же уровня – это и есть мотивация. Это как «правильный наркотик», к которому хочется возвращаться. Энергия успеха проекта – главная мотивация.
– Какие вершины в творческом плане еще не покорены? Голливуд собираетесь брать штурмом?
– Мне Голливуд неинтересен. Для меня ближайшая вершина, которую я хочу покорить и опасаюсь, – это режиссура. Если правильно выстрою диалог с собой, то для меня самый радикальный шаг, конечно же, в режиссуру.
– То есть вы уже близко к этому подошли?
– Я надеюсь. Пока это огражденная для меня территория, но я прекрасно вижу и ощущаю этот «забор», иду вдоль него, ищу дверь, чтобы войти.
С актрисой Мариной Александровой в сериале «Мосгаз»
– За вами в киноиндустрии закрепилось амплуа героя-любовника. Вам нужно испытывать к своей партнерше влюбленность, чтобы на экране все выглядело гармонично?
– Меня огромной любви научила моя семья. Мне есть чем делиться, если тема имеет отношение к любви.
– Разговоры о вашей личной семейной жизни – это табу, но вы охотно говорите о своих прекрасных дочерях – как они растут, выбирают свой путь. Вы как-то моделируете их жизнь, направляете?
– Нет. Я пытаюсь направить их, только когда они сами приходят с вопросом. С высоты своих похождений пытаюсь ответить им честно.
– Как вы любите отдыхать? Как проводите свободное время?
– Самый лучший отдых – это спорт, конечно же. Я так разгружаюсь на сто процентов. Как появляется свободное время, иду в спортзал. Побить грушу и не дать побить себя.
– Когда колотите грушу, вы кого-то в ней видите?
– Нет! У меня борьба исключительно с самим собой.
АЛЕКСАНДР ГОЛУБЕВ
Родился: 2 июля 1983 года в Москве
Образование: в 2004 году окончил ВГИК
Карьера: сыграл роли в 62 фильмах и сериалах, среди которых: «Утомленные солнцем – 2: Предстояние», «Ликвидация», «Кандагар», «Бумер. Фильм второй», «Мосгаз» и другие
Евгений НИКОЛАЕВ (специально для «ЗН»).
Фото Анны ЦВЕТКОВОЙ.