Где находится грань между добром и злом в потребительском кредитовании, мы обсудили за «круглым столом» с начальником управления финансовой стабильности Национального банка Игорем Могилевичем, начальником управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инной Гаврильчик, начальником аналитического управления МАРТ Павлом Филипповым, заместителем председателя ОО «Белорусская автомобильная ассоциация» Сергеем Вариводой, руководителем отдела закупок ООО «Триовист» Алексеем Сардачуком.
Рекорды восстановления
«Р»: В прошлые годы объемы потребительского кредитования росли рекордными темпами. В этом году наметилось замедление динамики, но она остается достаточно значительной. Какие тренды характерны для этого сегмента в краткосрочном и среднесрочном периодах?
И.Могилевич:
— Если растет экономика, то увеличиваются и объемы кредитования. Вопрос в другом: с какой динамикой это происходит? В 2017 году она побила рекорд, но не стоит забывать, что этому предшествовал достаточно продолжительный спад, когда даже в номинальном выражении объемы кредитования снижались. С оживлением в экономике наметился восстановительный тренд и на рынке кредитования. В условиях ограниченных возможностей корпоративного сектора для бизнеса банков физические лица тоже представляли серьезный интерес. В 2018-м Национальный банк отреагировал на феноменальный рост задолженности, введя ограничение с точки зрения нагрузки на домашние хозяйства на уровне 40 процентов от их дохода. Были введены определенные меры регулирования и для банков, в том числе на ставки по кредитам, которые генерируют избыточные риски. Если человек не перегружен долгами и является желанным клиентом для банка, то он найдет продукт под ставку 12—13 процентов годовых. Если кто-то берет кредит стоимостью 20 процентов годовых и выше, то у него для этого должны быть веские причины.
Если посмотреть на цифры, ситуация выравнивается. В начале прошлого года темпы роста потребительского кредитования, без учета жилищного, превышали 82 процента в годовом выражении, а сегодня — 32 процента. Ожидаем постепенного затухания динамики, которая в конечном итоге должна приблизиться к общему росту кредитного портфеля — около 10 процентов в годовом выражении.
«Р»: А какие продукты сегодня наиболее активно продвигают банки?
И.Могилевич:
— В последнее время очень активно развиваются кредитные карты. Автокредитование занимает значимый удельный вес. Сейчас проявляют активность не только банки, но и лизинговые компании, операторы мобильной связи и торговые организации, которые предоставляют потребителям рассрочки на товары. Много комбинированных продуктов, сформированных совместно банками и производителями, поставщиками товаров. Введя в прошлом году регулирование на рынке потребительского кредитования, Национальный банк понимает, что есть не только макроэкономические задачи, но и необходимость соблюдения чистоты конкуренции, чтобы предупредить вероятность регуляторного арбитража. Он может наступить, когда ограничения, действующие для банков, не распространяются, скажем, на лизинговые компании, которые в этом случае обладают определенными преимуществами. С недавних пор Национальный банк получил полномочия на регулирование деятельности в сфере лизинговых услуг, стоит задача по минимизации рисков в этом сегменте.
Поддержка для ретейла
«Р»: А насколько серьезное влияние потребительское кредитование оказывает на потребительский рынок?
П.Филиппов:
— Потребительское кредитование — один из важных факторов роста розничного товарооборота: на долю заемных ресурсов приходится в среднем около 15—16 процентов продаж. МАРТ проанализировал ситуацию за последние несколько лет. Обычно темпы прироста товарооборота опережали доходы населения в среднем на 2—2,2 процентного пункта. Эти дополнительные объемы формировались не только кредитами. В том числе наблюдалась чистая продажа валюты населением: люди пускали на потребление часть своих сбережений и переводов из-за рубежа, которые долгое время росли. Естественно, со временем эта диспропорция должна была нивелироваться. И если за восемь месяцев этого года рост доходов составил 106,8 процента, товарооборот за январь — август повысился только на 105 процентов. Меняется поведенческая модель домашних хозяйств, постепенно трансформируясь из потребительской в сберегательно-потребительскую. Это нормальный процесс при стабильной экономике и росте доходов. Увеличиваются депозиты населения. Люди уже приобрели некий набор необходимых товаров длительного пользования, у них появились возможности сбережений для трат в будущем. Снижается и чистая продажа валюты населением. Если в прошлом году за восемь месяцев граждане реализовали на чистой основе иностранной валюты на сумму 1,075 миллиарда долларов США, то в этом году — около 500 миллионов. Другими словами, около полумиллиарда не пришло на потребительский рынок. Замедлились и темпы роста потребительского кредитования. Торговые организации утверждают: реализация товаров длительного пользования с помощью кредитных инструментов снизилась в среднем на 1—2 процентных пункта. Причем рост непродовольственного сегмента составил 107 процентов — соответствует увеличению доходов населения. Не стоит забывать еще один фактор: в кредитном портфеле населения на потребительские кредиты приходится только 40 процентов задолженности домашних хозяйств, а 60 процентов — на финансирование жилищного строительства. Эти кредиты также косвенно влияют на емкость потребительского рынка.
Полагаю, что на рынке должен быть представлен широкий спектр разнообразных финансовых инструментов, чтобы у потребителя были выбор и возможность оптимизировать свои расходы. Вопрос чрезмерной закредитованности населения пока не стоит. Доля просроченных потребительских кредитов составляет всего 0,66 процента к общей сумме. Это крайне низкий показатель. И он свидетельствует о рациональном подходе белорусов к долгам. Если же говорить о долговой нагрузке, то она составляет в среднем 20 процентов от доходов домохозяйств, у которых есть кредиты.
«Р»: В 2017 году наблюдалось два тренда: с одной стороны, росли объемы кредитования, с другой — увеличивались сроки кредитования. В результате суммы ежемесячного платежа даже снижались…
И.Могилевич:
— Тогда наблюдался двойственный процесс. С одной стороны, банки были готовы предоставлять деньги на более длительные сроки, с другой — активно росли такие продукты, как, например, овердрафты и другие аналогичные инструменты. По некоторым из них определить реальный срок кредитования не так-то и легко. К тому же, вводя ограничения, мы определили четкую методику, каким образом исчислять ежемесячный платеж. Ведь некоторые банки шли на хитрости и по овердрафтным продуктам или кредитным картам предоставляли длинные деньги, но в договорах прописывали пункты, которые позволяли потребовать досрочного возвращения суммы. В результате случались ситуации, когда нагрузка на домашние хозяйства резко повышалась, им приходилось искать возможности рефинансирования долга. Это являлось достаточно значимым риском, который Национальный банк купировал. Отмечу, что для Нацбанка с точки зрения регулирования принципиальны риски, связанные с возможностью чрезмерной задолженности физических лиц, качеством кредитного портфеля банков, а также ценовой стабильностью. Эти цели и задачи решаем комплексно.
Кредит кредиту рознь
«Р»: А для розничных компаний потребительское кредитование несет больше плюсов или минусов? Ведь в конечном итоге покупки в долг не увеличивают емкость рынка, а приближают платежеспособный спрос по времени. И рано или поздно рынок приходит к коррекции.
А.Сардачук:
— Несомненно, потребительское кредитование значительно влияет на уровень продаж. Но я бы разделял продукты на хорошие и не очень хорошие. В первую очередь имею в виду карты рассрочки. Сейчас их активно продвигают банки, позиционируя как бесплатный продукт для потребителя. Действительно, расходы покупателя ограничиваются только небольшой платой за обслуживание. Но бесплатного в жизни ничего не бывает: все издержки по картам рассрочки несут продавцы. И весьма значительные: некоторым банкам приходится выплачивать до 20 процентов от стоимости товара. Но так сложились обстоятельства, что в условиях обострения конкуренции многие продавцы плотно сидят на этой игле. И не могут отказаться, чтобы не потерять клиентов. У нашего магазина на карты рассрочки приходится около 14 процентов продаж, но есть компании, у которых реализация товаров с помощью таких инструментов значительно выше. Приходится постоянно следить за предложениями конкурентов и не отставать от них. Сейчас растет доля рассрочек без первоначального взноса на срок от 6 до 30 месяцев. Есть и такие предложения. Но они очень сильно влияют на финансовый результат розничных компаний. Ведь продажи происходят сейчас, а банкам платить приходится в течение длительного времени. И к таким инструментам необходимо относиться очень аккуратно.
«Р»: В Национальном банке видят эти риски?
И.Могилевич:
— Высокие ставки всегда приводят к рискам. Проблема в Национальном банке замечена. В том числе и с точки зрения сохранения ценовой стабильности. Ведь при чрезмерном использовании такого инструмента могут вырасти цены. Сейчас изучаем ситуацию и вырабатываем меры регулирования.
«Р»: Для автомобильного рынка кредиты тоже являются драйвером продаж?
С.Варивода:
— Емкость рынка новых автомобилей в Беларуси — около 2 миллиардов рублей. В этом году будет даже чуть больше. Проникновение кредитов в дилерские продажи сейчас находится на уровне 30—35 процентов. По премиальным маркам — единичные продажи, если говорить о марке «Джили», то доля продаж в кредит составляет 80—85 процентов. Еще около 20 процентов продаж приносят лизинг и продажа в рассрочку от автосалона. Итого на финансовые инструменты приходится чуть менее двух третей продаж суммарно потребительского и корпоративного рынка, а в сегменте физических лиц — свыше 80 процентов. Рост рынка в посткризисный период произошел именно благодаря финансовым инструментам. И в этом заслуга не только банковского сектора.
Будем откровенны: ставки у нас кусаются. У некоторых банков ставка по автокредитам приближается к 20 процентам. При инфляции 5—6 процентов такая стоимость ресурсов является запредельной. И дилерам приходится разрабатывать с банками совместные программы, компенсируя финансовому сектору часть процентов по кредитным продуктам из своей прибыли. Поэтому реальная ставка для потребителей колеблется в районе ставки рефинансирования. Естественно, при этом наблюдается переток маржинальности из торговли в банковский сектор. Например, рядовой белорусский дилер, в том числе работающий с легковыми автомобилями отечественного производства, имеет право на маржу 5 процентов плюс еще 2 процента так называемого бонуса за выполнение плана продажи или закупок. Обычно у дилеров маржа не превышает 7 процентов, в регионах и того меньше. И половину или даже 5 процентных пунктов из нее приходится тратить на поддержку финансовых инструментов. Если таких продуктов не будет, авторынок остановится в своем развитии и даже скатится в рецессию. Сокращение потребительского кредитования уже сказалось на продажах. В прошлом году рынок вырос более чем на 50 процентов, за девять месяцев этого года по сравнению с январем — сентябрем прошлого — на 32 процента, а в сентябре к сентябрю — всего на 12 процентов.
П.Филиппов:
— Кредиты позволяют торговле поддерживать на определенном уровне объемы продаж, снижать сроки оборачиваемости товаров. Прежде всего длительного пользования. В стране в последние два года произошел резкий рост продажи новых автомобилей. А это обновление парка, повышение уровня безопасности — весомые факторы. Рост товарооборота тоже весьма важный макроэкономический фактор. Торговля сегодня дает стабильный вклад в ВВП на уровне около 10 процентов. Какие бы ни были в ее сторону нарекания, свой вклад, и весьма весомый, в экономику страны отрасль вносит.
Архивное фото
С.Варивода:
— Рост автомобильного рынка обеспечивается не только кредитованием. Сказываются разные факторы. В том числе изменение макро- и регуляторной среды. До 2010 года мы были страной ввоза бывшей в употреблении автомобильной техники. Ежегодные продажи новых автомобилей составляли всего 3 единицы на тысячу человек. А в России уже тогда этот показатель превышал 10 новых машин на тысячу жителей. И дело не только в наличии развитых автомобильных производств у соседей. В те годы автомобильная промышленность в соседней стране находилась совершенно на другом уровне и многие мировые производители еще не зашли со своими производственными мощностями. Но так складывалась регуляторная среда в Беларуси.
Что же касается текущей ситуации, ни для кого не секрет, что в соседней стране не дилеры платят банкам, а финансисты охотятся за автомобильными салонами, которые в большинстве своем для них очень интересные клиенты. Более того, банки платят дилерам бонусы за возможность выдачи кредитов клиентам автосалонов. Словом, наши коллеги в России работают совершенно в других условиях. Но есть единый рынок ЕАЭС, и нам на нем уже приходится конкурировать. И это получается не всегда успешно. В конце 2014 — начале 2015 года из-за девальвации российского рубля белорусы вывезли из страны огромные объемы валюты, а обратно ввезли автомобили. При этом ВВП, налоги, добавленная стоимость, прибыль достались соседу, а нам остались отрицательный платежный баланс, давление на валютный рынок и почти разорившиеся дилеры в регионах. История может повториться. Сегодня часто говорят про ограниченный объем ликвидности на финансовом рынке, этим в том числе объясняется дороговизна ресурсов. Но при этом мы с тревогой наблюдаем за появлением национальных финансовых инструментов по стимулированию белорусов приобретать автомобили в другой стране. В частности, известная белорусская лизинговая компания даже создала специализированный портал с акцентом на российских автосалонах. И хотя цены сегодня в Беларуси и России практически уравнялись, но эффект масштаба рынка и краткосрочные колебания цен за счет региональных скидок автопроизводителей никто не отменял. В условиях наличия собственного автопроизводства нам это точно нужно?
— Эту ситуацию необходимо тщательно изучить, задаться вопросом, насколько упомянутая тенденция значима в разрезе банковских операций в целом. Национальный банк проводит мониторинг и каждого банка, и банковского сектора в целом. Контроль — весьма трудоемкий процесс. Чтобы определить зарождающийся негатив, требуются определенные усилия, технологии, в том числе и время.
Зерно рациональности
«Р»: Но какой уровень потребительского кредитования наиболее оптимален для белорусских реалий? Чтобы заемные ресурсы стимулировали торговлю и экономику в целом, но при этом не приводили к значимым рискам?
И.Могилевич:
— Жесткой целевой задачи по потребительскому кредитованию не ставится. Но есть понимание: динамика роста потребительских кредитов должна приблизиться к средним показателям увеличения кредитного портфеля. Это около 10 процентов в годовом выражении. Надо понимать: когда какой-то сегмент кредитования растет в несколько раз быстрее, чем все остальные, очевидно, что возникают некоторые риски. По крайней мере, для ценовой стабильности. Долговая нагрузка на домашние хозяйства увеличивается, но остается в безопасных границах. В том числе по международным стандартам. В этом отношении мы более-менее спокойны: в целом потребительское кредитование в текущий момент не генерирует значимых рисков. Поэтому спокойно проводим работу, купируя какие-то негативные тенденции. Самый лучший вариант, если всплеск кредитования будет затухать естественным путем после резкого всплеска и восстановительного периода.
С.Варивода:
— Любой рост темпами 20—30 процентов и выше чреват перегревом, надуванием пузыря и последующей коррекцией. Такое происходило, и не раз. Поэтому прошлогодний рост для автодилеров не есть хорошо. На взгляд автодилеров, сбалансированная динамика роста годовых продаж новых авто должна находиться на уровне 10—12 процентов. Соответственно с аналогичной скоростью должны расти и объемы кредитования. По нашим оценкам, продажи новых автомобилей внутри страны должны достигнуть 90—100 тысяч к 2025 году. В прошлом году наши граждане купили и ввезли 86 тысяч новых и бывших в употреблении машин. В этом году объем новых и «бэушек» подтягивается к 100 тысячам. Хочу напомнить: в 2011 году этот показатель достигал 224 тысяч автомобилей за счет активного ввоза гражданами подержанных автомобилей из-за рубежа. Поэтому планка в 100 тысяч — это повторение пройденного, только с иной структурой рынка. Текущий платежеспособный спрос соответствует нашим прогнозам. Другой вопрос: будет ли техника приобретена у белорусских дилеров? И, конечно, если ограничить автокредитование, то однозначно получим стагнацию рынка, а то и коррекцию к меньшим величинам. Подавляющее большинство продаж приходится на бюджетные, утилитарные модели (торговые марки «Лада», «Рено» и «Джили» заняли более половины рынка новых легковых автомобилей). Часто в бюджетном сегменте потребитель выбирает не столько бренд, сколько финансовый инструмент для его приобретения, оценивает, какую сумму надо платить в месяц. Приведу пример с продажами автомобилей «Джили» до открытия кредитных программ и после. Если по итогам первого полугодия прошлого года доля марки на рынке составляла 3,84 процента общих продаж автодилеров БАА, то год спустя она выросла до 10,7 процента. В России нет таких финансовых инструментов и доля торговой марки не превышает 0,5 процента. Поэтому финансовые продукты для авторынка принципиально важны.
И.Гаврильчик:
— Хотелось бы поговорить про карты рассрочки. В современных условиях этот инструмент очень удобный для потребителя, поэтому пользуется популярностью. Уже говорилось, что торговая организация платит проценты банкам и это существенно влияет на издержки продавцов. А как известно, все затраты напрямую или косвенно оплачивает покупатель. Поэтому говорить, что людям рассрочка достается совершенно бесплатно, в какой-то степени некорректно. Но грань очень тонкая. И у потребителей начинают возникать вопросы, когда магазины проводят акции или распродажи с существенными скидками. Но под эти бонусы не подпадают владельцы карт рассрочки: по экономическим причинам торговля не может пойти и на снижение цены, и на оплату процентов банку за рассрочку. Перед потребителем возникает дилемма: либо купить товар со скидкой, либо растянуть его оплату во времени. Действительно, законодательно запрещено дифференцировать стоимость товара в зависимости от оплаты наличным или безналичным способом. Но карта рассрочки не просто банковская карта, а инструмент для получения рассрочки.