— В «Новостях» вы привыкли солировать, но во время информационных каналов делили прямой эфир с Анной Эйсмонт. Как работать комфортнее: в одиночку или полагаясь на помощь более опытных коллег?
— Начну, пожалуй, с того, что работа в студии на Макаенка и прямые эфиры со стадиона «Динамо» — это абсолютно разные ощущения, выход из зоны комфорта. Не буду скрывать, в спорте я ориентируюсь неплохо, но в тонкостях не разбираюсь. А Анна Эйсмонт — человек, который знает о спорте буквально все, помнит матчи, счета, имена. Поэтому мы грамотно разделили вопросы: во время интервью с победителями и обладателями медалей Анна отвечала за профессиональную составляющую, а я — за эмоциональную. На сами соревнования, к сожалению, так и не попал, зато сходили с женой на церемонию закрытия. А гала‑шоу открытия смотрел по телевизору: супруга Даша выступала в одном из номеров, она артистка Театра песни Ирины Дорофеевой.
— 4 года назад вы окончили Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. А на телевидении как оказались?
— По большой любви и официальному распределению. Уже со второго курса я совмещал учебу с работой на телевидении. Начинал с молодежного в БГУИР. Мы писали сценарии, сами снимали и монтировали. На YouTube до сих пор можно найти выпуски «Зачетной недели» — так назывался наш проект. Мы приглашали в студию преподавателей, профессорский состав и пытались раскрутить их на откровенный разговор.
— А какие‑то бонусы в виде зачета автоматом, например, за это получали?
— Нет, я общался только с теми, с кем уже прошел свой путь обучения. Или это вообще были преподаватели с других факультетов. Так что никаких «плюшек». Но телевидение уже тогда меня очень увлекало. Я даже дипломную работу писал, уже работая на ТВ. Связана она была с коммутацией сигналов. К тому моменту я работал на одном из телеканалов видеоинженером, но когда закончилось распределение, попросился в журналисты.
«Есть стереотип, что спортсмены — люди неразговорчивые, очень закрытые. Но нам повезло: все наши гости выдавали такие эмоции, что мы сами заряжались энергией их побед».— Отсутствие соответствующего образования не помешало?
— Дело, скорее, в практике, а не в корочке. Я видел, как работают коллеги‑репортеры, на их примере набирался опыта. Потом начал выходить в эфир в утренних рубриках, писал сюжеты. К слову, умение писать тексты пришло только со временем. Самым сложным оказалось уйти от канцелярщины и нащупать ту тонкую грань, когда в серьезный материал можно вплести нить юмора или, например, позволить себе подметить какую‑то интересную деталь. Спустя время меня пригласили в команду АТН с перспективой стать ведущим. И я не стал упускать этот шанс.
— Перед первым прямым эфиром руки‑ноги тряслись?
— В моем случае понимание того, что это прямой эфир, пришло только после того, как выпуск закончился. Я вышел из студии — и сразу сумасшедший заряд адреналина, даже ноги подкосились. До начала эфира, что самое интересное, страшно не было, я был полностью сосредоточен на тексте. Ну а после посмаковать адреналинчик как следует не получилось: сразу за первым эфиром шел второй. За два месяца, что я в кадре, научился получать настоящее удовольствие от работы. Если в начале выпуска я еще не знаком с теми зрителями, которые включили телевизор в данный момент, то ближе к концу уже разговариваю с ними, как со старыми друзьями.
— Какие советы давали вам коллеги перед эфиром?
— Самое главное — разделять новости интонационно и по настроению. Не начитывать все в одном ключе. Позитивную информацию подавать с улыбкой, трагическую — соответственно поводу, так, чтобы не выглядеть в кадре глупо.
— Эфиры затем пересматриваете? Работу над ошибками уже успели провести?
— Расскажу такой случай. Во время третьего эфира я сделал небольшую помарку. Естественно, сразу же продолжил вести эфир. Но пока одна часть мозга была сосредоточена на следующей новости, вторая думала, насколько эта ошибка была серьезной, заметили ли ее зрители. А потом пришли третья волна и понимание всей ситуации в целом: я, оказывается, параллельно веду эфир и анализирую то, что уже давно прошло! Тогда мысленно приказал себе отбросить все эти цепочки в голове и сосредоточиться на тексте, который произношу в данный момент. Помогло.
— Если отключат суфлер, что будете делать?
— Читать с бумажки. Ведь не просто так они лежат у нас на столе. Ведущие новостей — это не говорящие головы, которые воспроизводят то, что написали редакторы и журналисты. Все анонсы для своих выпусков мы пишем сами. Плюс перед эфиром всегда перечитываем то, что через час будем произносить в кадре. Где‑то что‑то корректируем, уточняем, проверяем. То есть с текстом мы всегда хорошо знакомы.
— Ваш первый эфир начинается в 7 утра. Поделиться секретами утренней бодрости друзья и знакомые часто просят?
— Для меня рано вставать вообще не проблема. В родном Бресте мне нужно было ездить в школу на другой конец города, поэтому приучил себя к ранним подъемам. Хотя раньше легко просыпался уже после первого звонка будильника, а вот сейчас нужно два как минимум. Первый звонит в 4.15, второй в 4.30 — после него уже стараюсь подняться. Парням в плане утренних эфиров чуть легче, чем девушкам, можно не тратить много времени на грим.
— В начале сентября Брест отпразднует 1000‑летие. Насколько знаю, Белтелерадиокомпания будет широко освещать юбилей — и вы в числе журналистов.
— Загадывать пока рано, но да, есть такие планы. Хотя съездить в Брест я планирую еще до праздника. Предложил несколько тем, надеюсь, мне удастся поработать над ними. Например, хочу сделать сюжет об особенностях жизни в приграничье. Сам жил недалеко от Брестской крепости, ночью из нашего окна были видны огни польского Тересполя. Есть и другая тема, навеянная опять же детскими воспоминаниями. Как я уже сказал, в школу мне приходилось добираться довольно долго, была проблема с городской логистикой. Сейчас ее практически решили: к празднику дорожники планируют закончить и сдать новую шикарную круговую развязку со множеством съездов. В общем, даже выбравшись домой, придется поработать. Но надеюсь, сюжеты из родного города получатся особенными!
leonovich@sb.by