684 тысячи рублей – сумма возмещенного материального ущерба в досудебном порядке потребителям после рассмотрения дел в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и исполкомах.
Напомним, в 2021 году специалисты МАРТ и исполкомов рассмотрели более 10,35 тысячи обращений, связанных с нарушением прав потребителей. Это на 7 процентов больше, чем в 2020-м, когда было зафиксировано 9,7 тысячи жалоб и предложений.
– По неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомы подали 124 иска в суд о защите прав потребителей. Для защиты нарушенных прав потребителей составлено 300 протоколов об административных правонарушениях, вынесено более 180 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа, – отметили в пресс-службе МАРТ.
Судя по анализу обращений граждан, в прошлом году в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждан волновали вопросы, связанные с приобретением непродовольственных товаров – мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и др. – ненадлежащего качества и/или невозможностью их возврата, с нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денег за товар надлежащего или ненадлежащего качества, с нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара. Кроме того, часто в магазинах предоставлялась недостоверная информация о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов. Жаловались граждане и на неудачные покупки в соцсетях и мессенджерах, на качество и ненадлежащую маркировку пищевой продукции, на качество установки дверей и окон, изготовление мебели, памятников и нарушение сроков исполнения договорных обязательств и сроков устранения недостатков оказанной услуги и выполненной работы. В топе обращений и невозможность возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций.
– Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям следует знать, что в этих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица, и на приобретение у них товаров законодательство о защите прав потребителей не распространяется. В таких случаях возникшие споры разрешаются в судебном порядке, – еще раз напоминают в МАРТ.