В Сенно нашли материалы о ранее неизвестной карательной операции фашистов

280 деревень уничтожили, девять из которых так и не восстановились...

ЭТО  НАСТОЯЩИЙ  ГЕНОЦИД

Проект ИД «Беларусь сегодня» при поддержке Генпрокуратуры

Работники Сенненского историко-краеведческого музея нашли материалы о ранее неизвестной карательной операции фашистов «Снежная вьюга»

За сто дней до освобождения Сенненского района немцы провели карательную операцию под кодовым названием «Снежная вьюга». Главной их целью был действующий вблизи деревни Белица партизанский аэродром, а также очистка от партизан территории юго-западнее Сенно. Около полугода специалисты Сенненского историко-краеведческого музея работали с архивами, изучали документы, чтобы максимально точно восстановить события марта 1944‑го и дополнить картину зверских действий нацистов и их пособников на белорусской земле.

Старший научный сотрудник Сенненского историко-краеведческого музея Владимир Гордюк.

На рабочем столе старшего научного сотрудника районного историко-краеведческого музея Владимира Гордюка аккуратно разложены распечатки документов, переведенных с немецкого языка. Это лишь малая толика найденных в архивах материалов, рассказывающих о ходе карательной операции.

— По мере того как идет расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа, всплывают новые сведения. В Витебском областном архиве обнаружили данные о том, что после проведения фашистами «Снежной вьюги» партизанские формирования вернулись на прежнее место дислокации. И все, больше никакой конкретики, — объясняет музейный работник. — В различных базах и источниках искал материалы по этой теме, сопоставлял факты. В результате сложилась более-менее целостная картина.

Старший научный сотрудник описывает ее художественно, добавляя яркие штрихи и интересные детали. Так, в одном из донесений немецкому командованию говорится об активных действиях партизан Сенненско-Оршанской партизанской зоны, которые уничтожали гарнизоны врага, его живую силу и технику. После разгрома немецкого гарнизона в Белице организован партизанский аэродром, что позволило осуществлять переброску боевых грузов и медикаментов из советского тыла, переправлять раненых за линию фронта.

— С ноября 1943‑го карательные отряды предпринимали многократные попытки отбить потерянные позиции, но партизаны их успешно отражали. Совхоз и организованный полевой аэродром охраняли одновременно силы нескольких партизанских бригад, — рассказывает Владимир Гордюк. — В донесении начальника полиции службы порядка г. Сенно в жандармерию от 28 февраля 1944 года значится: «…на Белицком аэродроме почти ежедневно садятся советские самолеты. Несколько дней тому назад за одну только ночь опустилось около 30 русских самолетов, привозивших боеприпасы и забравших раненых, привезенных к этому дню даже из района Холопеничи — Лепель». Самолеты на партизанском аэродроме успешно приземляли известные советские летчики Владимир Кузнецов, Александр Мамкин, Иван Тарасов и другие.

Собеседник демонстрирует карту боевых действий вокруг Сенно. Это наглядное свидетельство того, что партизанские формирования буквально окружили райцентр. Настоящим кошмаром для захватчиков стала Белица: именно отсюда партизаны совершали многочисленные диверсии. Чтобы нанести удар, немцы стянули значительные силы и тяжелое вооружение, создали три боевые группы. Операция «Снежная вьюга» длилась с 16 по 21 марта. Но главной цели захватчики все-таки не достигли, считает сотрудник музея: полностью разгромить партизанские формирования и зачистить тылы им не удалось.


— Подготовку к операции фашисты вели в режиме строгой секретности. Тем не менее сведения о ней просочились: основные силы партизан успели сменить позиции, — уточняет Владимир Гордюк. — Белица была захвачена уже 16 марта. И на этом нацисты не остановились. В архивах хранятся десятки донесений, составленных штабами партизанских бригад и подпольными райкомами. Особый интерес представляют немецкие документы: в них оккупанты сами говорят о своих злодеяниях настолько подробно и беззастенчиво, что только этих рапортов достаточно для обвинения их в бесчеловечных преступлениях. Командир оперативной роты 6‑го зенитного полка в отчете о проведении карательной акции отмечал: «…17 марта 1944 г. в составе штурмового орудия с пехотным взводом роты 2 см орудий и одного тяжелого зенитного орудия в 17:15 захвачен занятый противником населенный пункт Синянка. Боевая группа натолкнулась на очень сильное сопротивление противника. …было захвачено трое пленных, числилось 7 убитых врагов. Однако кровавые потери противника значительно выше: часть из них сгорела дотла в очагах сопротивления, а другая — унесла раненых в близлежащий лес, о чем свидетельствуют многочисленные следы крови, ведущие туда…»

Март 1944‑го оставил жуткие воспоминания у чудом уцелевших. Вот что говорила о событиях тех дней жительница Синянки Евдокия Бондаревич: «17 марта в нашей деревне стоял партизанский отряд. Уже начинало темнеть, когда из Белицы приехали на танках немцы и открыли ураганный огонь. Партизаны и местные жители, бросив все, кинулись убегать. Кто не успел — всех расстреляли, раненых добивали. Шесть мужчин-стариков согнали в один дом и сожгли, деревню уничтожили».

Со всей жестокостью оккупанты отыгрывались на мирном населении. Петр Поляков из деревни Овсище на всю жизнь запомнил, как в семь часов утра к ним из Латыголи наведались немцы. Подъезжая к селу, фашистские танки открыли огонь по убегающим людям. Варварски издевались над ними: избивали, выгоняли из домов, не давая выносить никаких вещей. Петр Поляков рассказывал: «Под вечер, когда сгорела деревня — 59 домов, немцы построили всех мужчин, собрали нас 18 человек и одну девушку-партизанку, на машине повезли в Латыголь. Здесь нас высадили и построили. Подошел немецкий переводчик и всех опросил, кто старый, кто больной. Из нашей группы отозвались четверо. Их отпустили. Но, пройдя 30 — 40 метров, они были убиты карателями…»

— Исследовательская работа о событиях, происходивших в нашем районе в марте 1944 года, еще не завершена, — возвращает в день сегодняшний Владимир Гордюк. — Предстоит еще перевести некоторые документы, изучить детали, потянуть за ниточки, которые, возможно, приведут к новым фактам. Уже имеющиеся, безусловно, представляем широкой общественности.


Сведения о бесчеловечной операции «Снежная вьюга» — в числе экспонатов музейной экспозиции «Зеркало памяти», которая посвящена геноциду белорусского народа в период Великой Отечественной. Ее создали в помещении, где в годы оккупации находилась фашистская тюрьма. Говоря о масштабах геноцида, директор Сенненского историко-краеведческого музея Ива Шубко приводит цифры:

— Захватчики провели на территории района три крупные карательные операции. По последним данным, полностью или частично уничтожили 280 деревень, девять из которых так и не восстановлены. Население сократилось более чем на 22 тысячи человек. Стенды экспозиции расположены по принципу от общего к частному. От начала войны и Лепельского контрудара (одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной) мы переходим к рассказу про оккупацию района, новом порядке, гитлеровском плане «Ост». И тех, кто говорит, мол, не надо было сопротивляться, пили бы сейчас баварское пиво с мюнхенскими колбасками, подвожу к стендам и предлагаю посчитать, сколько белорусов планировалось оставить в живых.
На одной из стен экспозиции — интерактивная карта района. Огоньки, светящиеся красным светом, обозначают факты о зверствах нацистов, известные до возбуждения уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы войны, зеленым — выявленные в ходе расследования. Тех и других примерно поровну.
Из общего ряда архивных экспонатов выбивается выставка, подготовленная сенненскими школьниками.

— Это зона с современным взглядом на геноцид белорусского народа, — отмечает директор музея. — У ребят глубокие, берущие за душу работы. Приводим сюда всех посетителей, чтобы понимали: забыть такое невозможно. Нельзя забыть...

zhukova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter