22-летняя бобруйчанка Наталья Толстик дебютировала в Большом театре Беларуси

Нечасто оперные певцы дебютируют в таком юном возрасте. Тем более, что со времен СССР у нас в стране долгие годы действовал закон, согласно которому на вокальные отделения музыкальных училищ и вузов разрешалось брать молодых людей лишь с 18-летнего возраста.


Сейчас можно поступить и в 17. Наталья Толстик как раз из таких — ранних и очень целеустремленных.

Дебютным спектаклем четверокурсницы в Большом театре Беларуси стал «Евгений Онегин». Причем на сцене в этот вечер подобрался звездный состав. Онегин — народный артист Беларуси Владимир Громов, Татьяна — блистательная молодая примадонна Марта Данусевич, Ленский — победитель «Опералии-2018» Павел Петров, Князь Гремин — заслуженный артист Республики Беларусь харизматичный Андрей Валентий.

Таким блестящим ансамблем мог бы гордиться любой театр мира. Но как же сложно в него вписаться, тем более в партии Ольги, которая вполне удается лишь редким мастерам. Петр Ильич Чайковский сочинял ее с расчетом на уникальное контральто 21-летней Александры Левицкой, которая в ту пору, как и наша героиня, училась . Представьте себе задорную девчонку с басистым звонким голосом, которая потешается и над влюбленным женихом, и над мечтательной сестрой, и над встревоженной маменькой, а при этом еще и попадает во все ноты, витиевато написанные композитором! Где ж такую возьмешь?

— Моя Наташа для первого раза спела хорошо. Она очень перспективная девочка, — говорит ее педагог, заслуженная артистка Республики Беларусь Елена Шведова. — Наташа настоящая, очень трудолюбивая, преданная амбициозная, она такая, какая должна быть певица. Хочется, чтобы она пробилась. Ее воспитала одна мама. Наташа не сидит у нее на шее, а сама работает, поет в церковном хоре.

Елена Владимировна слушала свою ученицу из зала, а Марта Данусевич в том же спектакле пела Татьяну, и она не скрывает своих эмоций:

— Наташа Толстик большая молодец, и у нее очень хороший голос! С ней приятно работать на сцене!

А начинался ее путь в родном Бобруйске, где она окончила музыкальную школу по классу баяна.

— Я нашла ее на конкурсе, который проходил в детской музыкальной школе искусств № 4 города Минска, — рассказывает Елена Шведова. — Не помню, как он назывался, но я была в жюри. Наташе было тогда 15 лет. Сначала она ездила ко мне на консультации, а после школы поступила на подготовительное отделение Белорусской академии музыки. Через год — на основной курс.

Добавлю, что Наташа — лауреат международных конкурсов, в 2020 году принята в стажерскую группу Большого театра Беларуси. Мечтает о партии Кармен. И, думаю, эта цель ей скоро покорится! Для этого у молодой певицы есть все: прекрасный большой голос, музыкальность, сценический дар, стройная фигура. А главное — колоссальное трудолюбие и целеустремленность, как говорят ее учителя.


Отличный пример — та же Марта Данусевич, которая в свои тридцать лет уже с блеском поет чуть ли не весь ведущий репертуар, который подходит для ее светлого и мощного сопрано.

Марта прошла тот же путь.

— Я пела с детства и всегда знала, что буду оперной певицей. Других вариантов даже не стояло! — со смехом сказала она в разговоре со мной.

Она минчанка, но тоже в 17 лет поступила на подготовительное отделение, только к другому педагогу — заслуженной артистке БССР Людмиле Яковлевне Колос. Два года спустя поступила на основной курс. В 2007 и 2013 годах — лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. С 2015 года, в дополнение к Большому театру Беларуси, — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, до ковида регулярно выступала в концертах на Новой и Исторической сцене. Были уже и престижные зарубежные гастроли, и выступления с известными оркестрами и дирижерами.

Так растут перспективные артисты в Академии музыки и в Большом театре Беларуси. И сегодня главный театр страны может гордиться великолепной оперной труппой, которая выращена здесь, нашими педагогами. Тогда как еще 30-40 лет назад ее славу в основном составляли приезжие.

…А «Онегин» под управлением прекрасного дирижера Николая Колядко и вправду удался на славу. Под сводами Большого долго не смолкали аплодисменты.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter