В разных источниках указывается разная дата его рождения — 21 или 22 мая. Но этот день красным карандашом вписан в историю белорусской музыки.
Белорусский фестиваль искусств им. Чуркина. Фото: mogilevnews
А ведь Чуркин попал в Беларусь почти случайно. Родился он в урочище Джалал-оглы, ныне город Степанаван в Лорийской области Армении. Здесь, в военно-местной команде Джалал-оглынской крепости, служил его отец. А сам он, крещенный в деревянной маленькой церкви во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца, в 12 лет поступил в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу.
Ему едва исполнилось 17, когда случилось событие, перевернувшее его жизнь. В Тифлис приехал Чайковский. Местное отделение Императорского русского музыкального общества во главе с композитором Ипполитовым-Ивановым приняло его с всевозможными почестями, хотя Чайковский намеревался всего лишь проведать брата. Впечатлением от романсов Чайковского пронизана «Калыханка» Чуркина прославившая его на весь Советский Союз.
П.И. Чайковский с гостями Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества. Весна 1886. Фото И. З. Андроникашвили (Андроников)
Но тогда композитора в нем не признали. Проучившись четыре года в Тифлисском музыкальном училище в классе Ипполитова-Иванова, Чуркин вынужден был довольствоваться скромной должностью учителя пения в Баку. Не потому ли в 34 года он переехал сначала в Ковно, затем в Вильню, Орел, Брянск и, наконец, в белорусский Мстиславль? К тому времени он закончил заочные рисовальные классы Петербургской академии художеств и преподавал также рисование и черчение.
В Мстиславль он попал вместе с учительской семинарией, которая в начале Первой мировой войны эвакуировалась из Паневежиса. Здесь и застает его Октябрьская революция. 48-летний Чуркин с энтузиазмом возглавляет музыкальную секцию уездного отдела народного образования, создает народное музыкальное училище, дирижирует симфоническим оркестром и хором. «Я быстро, как только того требовала та пора, стал налаживать революционный репертуар…» — вспоминал он позднее. Именно Чуркин написал первые в Беларуси революционные песни — «Слава пролетариату», «Падает молот тяжелый» и другие.
Почему же тогда его сослали в Пустынку, в начальную школу, которая была организована в стенах разоренного Успенского монастыря?
Мстиславщина — песенный край. Еще в Вильне в 1905 году Чуркин записывает 53 белорусские песни для сборника Евдокима Романова. Всего же за свою долгую жизнь он записал их не менее 3000. Он продолжал ездить в экспедиции, когда ему было далеко за восемьдесят. Недаром говорил Игорь Лученок: «У нас в Беларуси очень сильная фольклористика — Цитович, Ширма, Можейко, Чуркин …»
В 1921 году композитору поручают возглавить музыкальное дело в Мстиславском детском городке им. В. Ленина (так назывался местный детдом), а заодно написать революционную оперу. За считанные месяцы Чуркин сочиняет четырехактную оперу-ораторию «Освобожденный труд» — первое музыкально-театральное произведение в белорусской советской музыке. Премьера состоялась на сцене школы № 1, все роли исполняли самодеятельные артисты.
В 1924 году «Освобожденный труд» поставили в Могилевском драматическом театре. Под впечатлением этой премьеры Мстиславский уездком постановил: «Принимая во внимание заслуги перед Советской властью учителя музыки в детдомах Н. Чуркина, достигнутые им своим настойчивым и долгим трудом в деле создания пролетарской музыки в детских домах и, принимая во внимание всю ту пользу, которую он приносит как культурный работник, премировать Николая Чуркина пианино.., а также возбудить ходатайство перед комиссией о назначении персональной пенсии…»
Но Чуркин был уже в Могилеве, и слава его вскоре добралась до Минска.
— В течение зимнего сезона 1933/1934 на Минской радиостанции был проведен ряд симфонических концертов, посвященных творчеству композиторов, работающих теперь в Белоруссии, — Аладова, Туренкова, Пукста, Чуркина и Золотарева, — пишет 12 октября 1934 года газета «Літаратура і мастацтва». — Если принять во внимание, что с большинством этих произведений радиослушатели имели возможность познакомиться впервые, то уже это одно обстоятельство имеет необычайное значение…
В апреле 1937 года в Минске выступил прославленный венгерский дирижер Георг Себастьян. В программе Пятая симфония Чайковского, «Леонора» Бетховена и Симфониетта Чуркина.
С 1935 года композитор живет в Минске, преподает в Белорусской консерватории. В 1940 году в консерваторской оперной студии с успехом была поставлена его музыкальная комедия «Кок-сагыз». Его творческая активность с возрастом только нарастает. Вернувшись из эвакуации, он восстановил почти все, что пропало в годы войны, и написал массу новой музыки.
В 90-летнем возрасте Чуркин приступил к сочинению оперы «Раскіданае гняздо», но так и не успел ее оркестровать. Она пылится в архиве вместе с его одиннадцатью квартетами, многочисленными сочинениями для симфонического и народного оркестра, хорами, романсами, детскими пьесами. Кто-то скажет, что эта музыка устарела. Но, может быть, вся проблема в нашей лености и нелюбопытстве?
— Когда в консерватории праздновалось его 90-летие, мы его поздравляли, — вспоминает пианистка Елена Афанасьева. — Я училась во 2-й музыкальной школе и дарила ему цветы.
— В консерватории был оркестр народных инструментов, в котором играли все "народники" — исполнители на русских и белорусских народных инструментах. Гвоздь программы — Симфониетта Н.Чуркина, — рассказывает бывшая участница этого коллектива, доцент Белорусской академии музыки Римма Подойницына.
— Николай Николаевич Чуркин был интеллигентом в самом высоком значении этого слова, — вспоминала ныне покойная композитор Эди Тырманд. — Он был образцом того, как нужно относиться к самому себе, к коллегам и к искусству.
— Чуркин — пример бескорыстного служения народной песне, музыке и детям, — говорит председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич. — Эти традиции мы чтим сегодня, это основа творческой жизни Белорусского союза композиторов, фундамент нашего музыкального образования.
Помнят белорусского классика и на Могилевщине. В Мстиславле ежегодно, начиная с 2002 года, проходит фестиваль искусств памяти Николая Чуркина.