Он появился на свет в Смиловичах. В тех самых Смиловичах, откуда родом Сутин и Монюшко. И до конца своих дней он вспоминал, вспоминал и вспоминал светлый рай своего детства: лес, речку Волму, кожевенную мастерскую отца. Пел песни на белорусском языке.
Фото из семейного архива
Ему было 14, когда он покинул родное местечко, чтобы больше никогда в него не возвращаться. Как Сутин, как Монюшко, он стал для своих иностранцем. Но Сутина хотя бы помнили, а Монюшко даже изучали в консерватории по предмету «зарубежная музыка».
Царфина же совершенно забыли. Его невероятная жизнь, больше похожая на авантюрный роман, протекала где-то в другом измерении. Вильно, рисовальная школа Ивана Трутнева. Потом вдруг кибуц в Палестине, тяжелый труд на осушении болот, мобилизация в британскую армию, Иерусалим, Берлин, Париж, две мировые войны, французское Сопротивление…
В какой-то момент жизни он - бессребреник и эстет - вдруг сближается с миром высокой моды. По заказу украинской художницы Ольги Хрыжановской, известной во Франции под псевдонимом Ольга Олби, рисует узоры для тканей. Это ремесло много лет кормило Царфина и его семью.
Но главным делом жизни для него всегда оставалась живопись. Мистическая картина «Девушки в цветах», на которой неопытный глаз видит одну-двух девушек, а специалисты насчитали тринадцать.
Или «Старый мост», сквозь который просвечивают целые миры.
И это только «синий» Царфин! А есть ведь еще «зеленый», «красный», «желтый». Есть жанровые сцены «в полях», удивительно похожие на живопись белорусского «сурового стиля» и одновременно на Басова, хотя Царфин ничего этого, конечно же, не знал.
Эти и другие полотна Царфина открылись нашим восхищенным взорам на выставке «Мастера Монпарнаса из белорусских местечек», которая состоялась в сентябре-октябре в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Даже специалисты по Парижской школе не ожидали, что на выставке окажется такое количество полотен Царфина, и они будут такого беспрецедентного качества.
- Честно говоря, я не ожидал, что будет такая выставка, - изумленно разводил руками искусствовед Борис Крепак. - Я знал, что будет столько-то работ, написал статью, которую вы сейчас видите в каталоге. Но Царфин - офорты, литографии - это просто невиданно. Тут любая работа достойна того, чтобы быть выставленной в лучших музеях мира.
Многое из созданного Царфиным было утеряно. Кое-какие из ранних работ уничтожил он сам, многое погибло во время Второй мировой войны. В 1964 году семь картин и двенадцать гуашей Царфина, выставленные в одном из музеев Оксфорда, таинственным образом исчезли и не найдены до сих пор.
Отсюда и легенда, дескать, полотна Царфина - исключительная редкость. И притом наделенная исключительными художественными достоинствами.
- В живописи Царфина чувствуется та же грандиозность, которая потрясает нас, когда мы слушаем Баха, - сказал известный коллекционер Поль Рампено. В его собрании хранится около 90 работ Царфина - больше, чем осталось у наследников.
Спустя 40 лет после смерти художника о нем вспомнили и в Беларуси. В 2012 году в нашей стране побывал его внук Ив Дюлак. Съездил в Смиловичи, помянул погибших в гетто родителей Шраги Царфина и его младшую сестру. Передал в дар Национальному художественному музею Беларуси две картины, которые стали потрясением для наших знатоков и любителей искусства. Эти работы были представлены на выставке «Художники Парижской школы из Беларуси», и крупнейший специалист по этой теме Владимир Счастный тогда сказал:
- Больше всего отзывов в книге для посетителей было именно о Царфине. Он просто был «незаслуженно неизвестен».
С тех пор прошло больше пяти лет. За это время в Смиловичах в музейном пространстве появился отдельный зал Царфина. Всего 30 квадратных метров, но зато первый в мире музей. Теперь местные ребятишки, обучающиеся в детском художественном арт-центре «Улей», уже абсолютно точно знают, чем отличается Царфин от Сутина.
В 2016 году белорусский кинорежиссер Зоя Котович сняла замечательный документальный фильм «Блуждающая звезда из Смиловичей», посвященный жизни и творчеству Царфина.
- После этого фильма Смиловичи должны превратиться в место паломничества любителей живописи! - говорит руководитель галереи визуальных искусств NOVA Владимир Парфенок.
Досадно, что фильм пока не пробился к широкому зрителю, но хочется верить, что в честь юбилея его покажут хотя бы по телевидению.
Автор сценария «Блуждающей звезды» - искусствовед Юрий Абдурахманов, на сегодняшний день самый активный популяризатор и энтузиаст творчества Царфина в Беларуси. Сегодня он мечтает о выставке Царфина в Минске, и в этом его горячо поддерживают белорусские любители искусства.
- Открыла для себя Царфина только год назад в Смиловичах у Сутина. Это космос! Хорошо бы привезти эти картины в Минск! - пишет любительница живописи на странице Юрия в Фейсбуке.
А вот еще один отклик:
- На меня Царфин действует завораживающе. Я понимаю, Сутин, экспрессионизм, но на него у меня отклика нет. А Царфин... Я бы хотела посмотреть на эти работы живьем.
Таков он, самый белорусский из всех парижских художников. Поэтому я знаю, выставка будет, и успех будет не меньше, чем в прошлом году у Израиля Басова. Время все расставляет по своим местам. Место Царфина - в Беларуси.