Как все начиналось
— Руслан Николаевич, вспомните свой путь в блогеры.— В 2020‑м мне показали видео сотрудницы одного из военкоматов нашей области. В TikTok, где у нее было под три тысячи подписчиков, девушка поддержала действующего Президента. И ее ролики быстро набирали популярность. Для себя отметил активную позицию наших кадров и саму платформу. Решил, почему бы через нее не попробовать заинтересовать молодежь допризывного и призывного возраста? В роликах показываю, как на самом деле все устроено в армейской службе, — ломаю стереотипы и развенчиваю фейки. Телеграм-каналы сейчас завели многие воинские части и другие формирования. Это плюс — родители, близкие, друзья солдат понимают, что мы открыты, никаких неприятных сюрпризов не будет.
— В TikTok делаете ставку на юмор?
— Признаюсь, раньше был далек от «интернетов». Максимум раз в полгода выходил проверить активность в «Одноклассниках». На первом этапе обратился за помощью к блогерам-миллионникам, которые советовали зацепить аудиторию юмором. В шуточной форме стал снимать так называемые реакции и дуэты. Когда Voenkom.pro набрал первые пять тысяч подписчиков, очень удивился, а дальше — больше.
Фирменный стиль, юмор блогера Шкодина нравятся многим. В Минобороны нетривиальный подход на пользу дела тоже оценили.
С контентом нет проблем, продолжает военком:
— Подбирать сюжеты помогают коллеги, родные, подписчики. Все, что видите в моем профиле, создается под настроение, без сценария и каких-то дополнительных затрат. Чистый экспромт — нужны лишь смартфон и кольцевая лампа. Запись, а все ролики снимаю строго в свободное от службы время, занимает до двух часов. За раз обычно записываю полтора-два десятка видео, сохраняя их в черновиках. Когда выдается свободная минута, например по дороге домой или в командировке, накладываю на них текст — готово. На высокохудожественность не претендую, считаю, во всем важна разумная достаточность. Со своей задачей мой блог справляется: развлекая, просвещать людей, популяризировать армию.
— Трудно не заметить, что привычный забавный контекст в вашем профиле сейчас отдает первенство серьезным, патриотическим видео…
— Держу руку на пульсе, ведь это отвечает и веяниям времени, и запросам подписчиков. Статистика не врет: такие ролики набирают по миллиону, 500 тысяч просмотров… К моему аккаунту в TikTok привязан профиль в Instagram, куда поступают самые разные вопросы: по 20 — 30 в день от призывников, их близких. Систематизировать ответы, чтобы людям не приходилось ждать неделю и больше, непростая задача. В первую очередь из-за нехватки времени. Если ответной реакции пока нет, пожалуйста, просто запаситесь терпением.
— О чем чаще всего спрашивают и просят самого популярного в сети военкома? Не как откосить от армии?
— Таких просьб еще не поступало. (Смеется.) Стандартно вопросы связаны с мобилизацией и призывом, на которые люди смотрят через свою жизненную ситуацию, семейные и медицинские обстоятельства. Зачастую, чтобы получить компетентный ответ, достаточно было бы обратиться в военкомат по месту жительства. Но раз спрашивают именно у меня, значит, доверяют. Нужно держать марку.
— Как относитесь к хейтерам? Ни одна популярная личность не обделена их негативом…
— Спокойно. Если раньше пытался достучаться до автора каждого негативного комментария, объяснив свою позицию, то теперь чаще не трачу на это время. Если вижу, что человек категорически непробиваем, к чему танцы с бубном? При хорошем настроении могу в ответ подколоть, но безобидно.
Больше ста прыжков с парашютом
Герой нашей беседы — потомственный военный. Его отец служил на Балтийском флоте, ушел в отставку старшим мичманом. Поэтому, несмотря на то что Руслан Шкодин коренной витебчанин, все его детство прошло в разъездах:— Сколько себя помню, всегда мечтал быть военным. Сперва танкистом, потом моряком, в итоге стал десантником.
Этого еще не озвучивали: у военного комиссара Витебской области — больше сотни прыжков с парашютом.После Минского высшего военного командного училища Руслана Шкодина определили в 103‑ю воздушно‑десантную дивизию. От командира взвода здесь он вырос до замначальника оперативного отделения штаба бригады. В военном комиссариате Витебской области с 2009 года, а возглавил ведомство без малого семь лет назад. Круг обязанностей военкома довольно широк: от мобилизации во всех ее проявлениях, организации территориальной обороны, воинского учета и призыва до идеологической работы, гражданско-патриотического воспитания.
— Знаем, что в Витебской области 18 центров допризывной подготовки — самое большое число по сравнению с другими регионами. И это не без вашей инициативы…
— Став депутатом Витебского областного Совета депутатов, я поднял тему эффективности допризывной подготовки. На заседание депутатской комиссии пришел подготовленным — с цифрами анонимного анкетирования новобранцев. Может, кого-то удивил, но сказал как есть: многие парни не понимают, зачем в принципе нужна армейская служба. Как восполнить пробелы? Положительный пример имелся в Полоцке, Новополоцке, Глубоком, где уже действовали центры допризывной подготовки. Последние позволяют уделить больше внимания в том числе гражданско-патриотическому воспитанию. В 2020‑м наше общество прозрело, убедилось: патриотов надо растить и воспитывать не только высоким словом, но и делом, своим примером.
— А на кого лично вы равняетесь?
— В первую очередь на отца, на своих дедов. По линии папы мой героический дед был зенитчиком в блокадном Ленинграде, награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Дед по материнской линии всю Великую Отечественную трудился на Витебской железной дороге, участвовал в перевозке военных грузов… Это представители того золотого поколения, которому даже в голову не пришло бы задать вопрос: для чего каждый мужчина должен отслужить в армии? Для меня ответ очевиден: чтобы суметь защитить свой дом, родных, семью, свою страну.
— Любовь и действие.
Я не просто люблю Беларусь, из которой никогда и ни за что бы не уехал, но и понимаю: чтобы наша Родина процветала, нужно каждому много трудиться. Не важно, военный ты, учитель, аграрий, айтишник — важна общая работа.— Блогера Шкодина узнают на улицах, берут автографы?
— Моя девятилетняя дочка Дарья раньше, бывало, просила передать автографы одноклассникам, друзьям во дворе. Кстати, вместе с мамой, моей супругой Ольгой, Даша завела собственный канал в популярной сети. Спрашивает ли у меня совета? Не без этого. Самый запоминающийся случай, когда меня узнали в лицо, совсем свежий. Недавно был в отпуске в Санкт-Петербурге. Прогуливаясь по городу, естественно, по гражданке, вдруг услышал: «Товарищ полковник, разрешите обратиться...» Фото на память со мной попросили сделать курсанты нашей Военной академии Беларуси, отдыхавшие в городе на Неве.
naumova@sb.by