Единство. Дисциплина. Технологии

— Сегодня война — это война беспилотников. Это серьезная новинка... Формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть (хотя, в принципе, что нам тут перед кем-то оправдываться), что мы не собираемся воевать, не хотим воевать. Все это уже сказано. Это слушают, но делают свое дело наши противники, наши соперники, кто готовится против нас, будем прямо говорить, воевать. Поэтому нам надо готовиться к войне — и дай бог, чтобы этой войны не было… Мы под ружье полмиллиона можем поставить запросто. Но для этого надо в стране иметь единство и дисциплину. Это у нас есть. Поэтому довести численность армии до полумиллиона в угрожаемый период можем.

24 сентября 2024 года, Александр Лукашенко в ходе посещения 230-го общевойскового полигона Обуз-Лесновский.

В ходе посещения полигона Обуз-Лесновский и показа работы образцов вооружений Главнокомандующий высказал, в общем-то, простую, но и глубокую мысль одновременно. Суть войны в эпохах не меняется. Что в древнем мире, что в Средние века, что в годы Великой Отечественной, что в современности неизменным остается главное: территория освобождена или захвачена только в том случае, если по ней прошел и на ней стоит солдат — победитель. Она не покорена до тех пор, пока на ней закрепился и уверенно себя чувствует обороняющийся солдат. И это так и никак иначе. Можно закошмарить противника относительно дешевыми дронами или дорогущими крылатыми ракетами, но пока его из укрепрайонов и опорных пунктов не выбьет пехота, праздновать победу рано и неосмотрительно. Так что главный на войне во все времена его величество солдат. Другое дело, как и чем обеспечена его боевая работа. Понятно, что лучник практически не имеет шансов против автоматчика. Средства и инструменты ведения войны постоянно совершенствуются, непрерывно изобретаются и внедряются новые. Современная война тоже имеет свои отличительные особенности, главное — вовремя это распознать и принять на вооружение.

Фото БЕЛТА

Полет наших «птиц»

Президент заметил, что за суверенные годы Беларусь четырежды подходила к реформированию своих Вооруженных Сил. Разумеется, не просто так, а наблюдая за тем, как протекают современные конфликты и делая из этого соответствующие выводы. Это как раз тот случай, когда учиться на собственном опыте дороже всего, надо по максимуму присматриваться к чужому. И боевые действия в Украине настойчиво говорят о том, что снова, уже в пятый раз, необходимо возвращаться к теме основательной модернизации армии. Что, собственно, и делается. При этом Глава государства указал на три основных направления, на которых надлежит сделать упор.
Пусть не сразу, но практически в самом начале украинского конфликта громко заявили о себе беспилотные летательные аппараты. А со временем они стали одним из определяющих факторов успеха на поле боя.
Кто бы мог подумать, что забавные, но как будто бесполезные игрушки — квадрокоптеры — в корне перевернут представление о тактической разведке. Оказалось, что совсем необязательно засылать к переднему краю обороны противника разведгруппы в поисках целей для нанесения ударов артиллерией и авиацией. Достаточно поднять в воздух недорогой квадрик, и расположение противника как на ладони, только успевай фиксировать координаты. Позже «птиц» научили сбрасывать на неприятеля ручные гранаты и ВОГи, а настоящим кошмаром на поле боя стали FPV-дроны, управляемые оператором при помощи специальных очков, обеспечивая пилоту ощущение присутствия на борту БПЛА. Такие «птички» несут уже более увесистую боевую часть и успешно работают даже по блиндажам и бронированной технике.
Новация не осталась незамеченной и белорусскими военными. В войсках уже не только создаются специализированные БПЛА-подразделения, но и налаживается производство коптеров.
Примечательно, что с высокой долей именно белорусских комплектующих, которая продолжает наращиваться. Цель — выйти практически на 100-процентную локализацию. Ну а как работают белорусские «птицы», было показано тут же на полигоне. Сбросы точные, FPV безупречно летят по целям. Важный момент, что под эту технику уже не адаптируются имеющиеся боеприпасы для других видов оружия, а разработаны и производятся специализированные собственные. Так что по этому направлению модернизация Вооруженных Сил идет достаточно динамично.

Меч известен, нужен щит

Также необходима историческая логика оборонной промышленности, которая веками не меняется. Если изобретен меч, рано или поздно противник его тоже будет делать. Значит, нужно конструировать щит. Поэтому на современном поле боя вопрос защиты от БПЛА не менее актуален, чем само использование таких аппаратов. Тут уже многого добилась солдатская смекалка, которая дооснастила технику пресловутыми «мангалами», а на «птиц» бойцы зачастую успешно охотятся при помощи мощных охотничьих дробовиков. Но здесь важен системный подход. БПЛА управляются по радиоканалу, и его перехват или глушение на сегодня видятся наиболее эффективными способами борьбы.
Белорусам в этом смысле в некотором роде повезло. Радиоэлектронная промышленность у нас довольно эффективно работала еще в советские времена. Этот потенциал не просто сохранен, но и развивается с учетом требований времени. В том числе и компонент радиоэлектронной борьбы.
Довольно эффектно смотрелся эпизод, когда дрон на подлете к эвакуационной машине, оснащенной системой РЭБ, просто беспомощно падал на землю, потеряв связь с оператором. «Птичку», конечно, жалко, но лучше потерять ее в учебном бою, чем личный состав в реальном. Отечественные разработки действуют и здесь. Тут тоже идем в правильном направлении.

Каков прилет, таков ответ

Ну и третье важное направление современного боя — контрбатарейная борьба. Опять же в войне прошлого поколения здесь решающую роль играла прямая разведка артиллерийских позиций противника группами бойцов или с воздуха. Но современные гаубицы и реактивные системы залпового огня на переднем крае не стоят. Они порой находятся позади на отдалении в десятки километров. Тут и разведчиков не очень-то зашлешь, не каждый коптер долетит, а аппарат покрупнее просто не преодолеет кордоны ПВО.

Здесь снова на ведущие роли выходит умная техника. Ее задача — вовремя засечь артиллерийскую атаку противника, определить направление, с которого она ведется, вычислить координаты «выходов», оперативно передать их уже своей артиллерии с целью нанесения молниеносного ответного удара. Здесь возможны разные варианты: разведка акустическая, сейсмическая, радиолокационная. То есть на слух, по колебаниям почвы, ряду других факторов. Неизменным остается основа: продвинутые радиоэлектронные технологии, которые у нас в наличии.

Надежность своего оружия

Эти же технологии обеспечивают и надлежащий уровень еще одного классического элемента боя — надежной связи. В ходе практического показа на полигоне впечатлил и такой эпизод: в какой-то момент поступил приказ прекратить голосовое общение в эфире. Но участники учения продолжали действовать слаженно и эффективно. Беспилотник самолетного типа обнаружил место дислокации ДРГ противника, перешедшей по разыгрываемому сценарию белорусскую границу, сообщил об этом на командный пункт, откуда последовал сигнал на уничтожение батарее РСЗО «Белград-2», что и было сделано. При полной тишине в эфире, но это, разумеется, не значит, что при утрате связи. Просто военные перевели общение в закрытый цифровой канал, где обмен информацией и передача целеуказаний производятся по принципам, абсолютно отличным от речевых команд. Надо ли говорить, что эта система тоже белорусской разработки.

Разумеется, у современной войны есть и некоторые другие отличительные особенности, но названные выше, бе­зусловно, основные. Важно, что наши военные, оборонно-промышленный комплекс держат руку на пульсе новых тенденций, не просто их отслеживают, но делают выводы и внедряют новации в боевую практику. И что еще более ценно, опираясь преимущественно на собственные производственные возможности. Мы даже выпуск ракет для РСЗО «Град», в нашем варианте «Белград», сумели освоить. Кстати, на Обуз-Лесновском системы работали именно белорусскими ракетами. Мало иметь эффективные системы вооружений, решительное значение имеет возможность их пополнения за счет собственных ресурсов. Движение в этом направлении тоже имеется.

Понятно, не все цели очередной модернизации Вооруженных Сил уже достигнуты здесь и сейчас. Надо полагать, о задачах этого процесса речь шла на закрытой части совещания Президента с военными на полигоне. Главное, что есть видение, в каком направлении развивать и укреплять армию дальше, и это делается. Ну а солдат, от которого зависит мир на нашей земле, у нас тоже есть. Дисциплинированный, обученный, боеготовый и мотивированный. Это главное. Остальное ему в помощь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter