Так выглядит тактильная мнемосхема с шрифтом БРАЙЛЯ.
Маяк дает координаты
Сергей Ждан спешит на тренировку по плаванию в Белорусский государственный университет физической культуры, где оборудован отличный бассейн для людей с инвалидностью. Идет уверенно. Сразу и не скажешь, что он не видит перед собой ничего. За спиной у молодого человека — рюкзак, в руках — телефон. Сейчас Сергей наглядно покажет, как работает звукоречевая система навигации. На важных точках массового посещения устанавливаются информаторы-маяки. Сергей запускает мобильное приложение, слушает список ближайших информаторов с подробным описанием мест, где они установлены; выбирает нужный пункт — пространство заполняет характерный звук. Так информатор подсказывает, куда идти. Парень начинает движение в сторону сигнала, ориентируясь также на тактильные направляющие дорожки:— Без помощи посторонних могу подойти к справочному окну, кассе, лифтам, туалетам, выходам на платформы. В принципе, я хорошо ориентируюсь в городе, но раньше не представлял, что поеду самостоятельно на железнодорожный вокзал. Сейчас для меня это не проблема.
Сергей Ждан запустил приложение на телефоне и сейчас прокладывает свой путь по звуку.
На главном железнодорожном вокзале страны имеется 100 точек навигационной системы и тактильные мнемосхемы с информацией о планировке помещений и расположении ключевых объектов шрифтом Брайля.
— Звукоречевые информаторы размещены так, чтобы пассажиры могли сами добраться до основных объектов на станции, — заместитель председателя ОО «БелТИЗ» Михаил Антоненко чертит в воздухе воображаемые пункты.
Ориентироваться приходится с помощью кончиков пальцев.
Точка роста
Звуковых точек на карте Беларуси появляется с каждым днем все больше. Минтруда оборудовало системой все этажи своего здания, адаптировав его для людей с инвалидностью. Звуковыми подсказками оснащен Национальный аэропорт Минск, некоторые поликлиники, отделения «Белпочты». Сложнее идет внедрение в систему общественного транспорта. Надо учесть много нюансов — оборудовать все остановочные пункты и транспортные средства информаторами, решить вопрос с электропитанием на остановках, не оставить в стороне тему безопасности. Но первые шаги сделаны. Олег Дзюбенко, генеральный директор ГП «Минсктранс», уточнил: в Минске для людей с инвалидностью по зрению адаптировали два троллейбусных маршрута — № 9 и 44. Речевыми информаторами оборудовали 39 троллейбусов и 78 остановочных пунктов на протяжении всего пути следования троллейбусов. Для 36 остановок установлено электропитание от сети 220 вольт, для 42 остановочных точек — с электропитанием от солнечных модулей. Сейчас проводится настройка всех элементов системы. В октябре — старт.Желтый круг — визуальное предупреждение для слабовидящих.
Принцип действия такой: мобильное приложение проинформирует незрячего человека о прибытии нужного транспортного средства, пользователь же нажатием на экран активирует речевой информатор в транспортном средстве.
Всего по стране внедрили примерно 2,5 тысячи информаторов. Стоимость одного информатора — 370 рублей, звукового маяка на остановочном пункте общественного транспорта — 405 рублей.
Тот случай, когда внешне простые вещи серьезно упрощают жизнь человека с инвалидностью.
Кстати, в стране есть еще один хороший пример для подражания. В Бресте стали устанавливать звуковые подсказки не только на объектах массового посещения, но и при строительстве жилых домов с расчетом, что это станет удобным функционалом не только для людей с особенностями. Допустим, надо найти подъезд в незнакомом доме. Запускаем спецприложение, нажимаем кнопку нужного подъезда и в эту же секунду на нем срабатывает информатор.
Нажимаем на кнопку — и оператор приходит на подмогу.
В ближайших планах предусматривается использовать речевые информаторы в местах, где функционирует электронная очередь. Для обкатки системы тестирование запустят в двух точках столицы — в поликлинике № 2 и на почтовом отделении по улице Якубовского, где живет и работает много людей с инвалидностью по зрению.
azanovich@sb.by