Балет и слово
Родилась будущая звезда сцены и экрана 8 января 1947 года в Ленинграде в семье Мстислава Павловича и Валентины Николаевны Неёловых. Ее родители были участниками Великой Отечественной войны, служили на флоте (мать была радисткой). После войны отец работал инженером, мама занималась домашним хозяйством. В детстве Марина с удовольствием посещала занятия в балетной студии и кружке художественного слова.В 1969 году окончила актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств), где училась в мастерской педагогов Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. В 1971 году переехала в Москву, работала в Театре имени Моссовета.
Любимая сцена
В 1974 году Неёлова перешла в Московский театр «Современник», в котором служит по сей день. Именно на этой сцене она сыграла свои лучшие театральные роли. «В нашем «Современнике» атмосфера поиска, сам его дух настолько облегчают любую задачу, что грех было бы жаловаться… Роль обязательно обсуждают все. Режиссер порой сердится — опять кого-то послушалась!» — делилась о работе в театре актриса.Принцесса и курортница
В 1968 году Неёлова дебютировала в кино, исполнив роли принцессы и дочери трактирщика в яркой и озорной музыкальной киноленте Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» по мотивам произведений Ханса Кристиана Андерсена. Ее партнерами стали Владимир Этуш и Олег Даль. Еще раз с Кошеверовой и Далем актриса встретилась на съемках сказки Евгения Шварца «Тень».Уже в своих ранних работах Марина Неёлова задала высокую планку. Режиссеры почувствовали ее глубину и предлагали ей непростые характеры. Нина Сретенская в драме Ильи Авербаха «Монолог» на наших глазах проходила сложный путь взросления. Валентина Костина в фильме Вадима Абдрашитова «Слово для защиты» обвинялась в покушении на убийство своего сожителя Федяева, когда поняла, что вместе им не суждено быть. Костина — натура импульсивная и искренняя.
Машинистку Аллу из «печальной комедии» Георгия Данелии «Осенний марафон» тысячи зрительниц тоже проецировали на себя. Большая двухсерийная мелодрама Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» по мотивам одноименной пьесы Аллы Соколовой позволила режиссеру сосредоточиться на нюансах и оттенках человеческих чувств. Камерная атмосфера ленты помогала актерам раскрыться. Неёлова сыграла здесь сразу несколько состояний: провинциальную тоску и безысходность, робкую надежду на перемену участи, отчаяние и эйфорию. Многих удивил ролью Фарятьева и ее партнер — любимец публики Андрей Миронов.
Интересный дуэт сложился у Марины Неёловой и с Михаилом Ульяновым в мелодраме Валерия Фокина «Транзит». Мягкой иронией пропитан образ журналистки Ляли Суриковой в мелодраме Александра Сурина «Мы веселы, счастливы, талантливы!».
В драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» актриса перевоплотилась в школьную учительницу, которая вступает в психологический поединок с учениками выпускного класса. Внешне робкая и смиренная, героиня демонстрирует по мере развития действия незыблемый духовный стержень и нравственные принципы.
Во второй экранизации сказки Евгения Шварца «Тень» — картине Михаила Козакова «Тень, или Может быть все обойдется» — Неёлова сыграла певицу Юлию Джули. Непростые 1990-е годы также подарили зрителям встречу с актрисой в картинах «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана, «Тюремный романс» Евгения Татарского, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и других. В детективе «Азазель» Александра Адабашьяна она сыграла коварную леди Эстер. В 2017 году на экраны вышла трагикомедия Владимира Котта «Карп отмороженный», в которой актриса выступила в дуэте с великолепной Алисой Фрейндлих.
О дружбе с Раневской
Фаина Раневская редко впускала в свой мир посторонних. Могла «уничтожить» кого-то нелицеприятного ей одной едкой фразой. И уж если кому-то открывала свою душу — то нараспашку. Очень доверительные отношения сложились у нее и с Мариной Неёловой. Две актрисы подолгу разговаривали во время дружеских встреч о поэзии и искусстве.«…Неёлова встревожила меня какой-то своей душевной незащищенностью, и как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им, — признавалась Фаина Раневская, искренне восхищавшаяся ее игрой. — И она все время в его власти, даже во время самого простого разговора. Ее талант нуждается в заботе режиссера, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность, которой наслаждаются все, он государственная ценность. Боже, как я желаю Неёловой получить такую заботу!»
КСТАТИ
В Беларуси проходили съемки комедии Дмитрия Астрахана «Леди на день» с участием Марины Неёловой — она сыграла уличную торговку Анни.
pepel@sb.by