В UNEP подсчитали, что ежегодное потребление песка и гравия во всем мире превышает 40 миллиардов тонн. Эта цифра лишь приблизительная, потому что точной статистики не существует. Многим странам песок приходится импортировать. Даже арабским государствам, где есть пустыни, казалось бы, неисчерпаемый источник. Дело в том, что песок бывает разного вида, и не каждый пригоден для строительства, рассказывает кандидат геолого–минералогических наук Ярослав Грибик:
— Разные фракции песка используются для разных целей. Особо неприемлем песок с примесью глинистых материалов. При строительстве он не схватывается, не цементируется, а еще ухудшает качество изделия, которое из него делают. Поэтому наиболее востребован чистый песок породной фракции.
Государства, которым повезло с месторождениями качественного песка, могут делать деньги из своей земли. Добыча совсем не затратная, и спрос есть. Так было в Камбодже, пока в июле 2017 года страна не запретила экспорт песка. Защитники природы объявили тревогу из–за обмельчавших рек — в гигантских масштабах песок увозили в Сингапур. Этот бизнес долго процветал на коррупции. Пока не обнаружили несовпадения в статистике ООН. Получилось, что Сингапур в 2007 — 2016 годах импортировал из Камбоджи 73,6 млн тонн песка, однако официальные данные Пномпеня по экспорту — всего 2,7 млн тонн. Получается, что нелегально вывезли более 70 миллионов тонн.
Сингапур считают крупнейшим на планете импортером песка. Он нужен городу–государству не только для строительства. Уже полвека в стране проводят программу увеличения территории за счет намыва суши. В Сингапуре проживает около 6 миллионов человек, для такого количества площади не хватает. И год за годом остров понемногу прибавляет себе земли. Процесс, конечно, очень затратный, но богатый Сингапур может себе позволить жить на золотых песках. Кстати, сейчас государство по территории примерно как два Минска. Кроме Камбоджи, в Сингапур ввозили песок из Индонезии, Малайзии, Китая, Вьетнама, Мьянмы. Первой поставки прекратила Малайзия — еще в 1997 году. А через 10 лет за ней последовала и Индонезия. Правда, контрабанда продолжается — слишком легко зарабатывать на песке.
Индия. Аллахабад. Таким необычным способом местные рабочие транспортируют песок на лодке по реке Ямуна
Морские государства, чтобы не импортировать песок, могут брать его с пляжей. Так опустели курорты Марокко и Карибских островов. Ярослав Грибик считает, что если не вывозить песок в огромных количествах, то пляжи могут постепенно вернуться к нормальному состоянию:
— Пляжный песок может восстанавливаться с волновыми прибоями. Вода принесет на берег песок с морского дна. Однако если с суши забрали очень большой объем, то природа не справится, не сможет все компенсировать. Это экологическое и природное нарушение.
Беларуси не грозит дефицит песка. В стране — тысячи месторождений. Для внутреннего потребления нам хватает песчано–гравийных смесей. Однако мы нуждаемся в особо ценном кварцевом песке, который нужен для изготовления стекла и хрусталя. По словам Ярослава Грибика, сейчас решается вопрос о разработке месторождений в Гомельской и Брестской областях, которые должны обеспечить сырьем белорусских производителей стекла.