В настоящее время в мире ведутся разработки и применяются вакцины против инфекции COVID-19 на основе следующих технологических платформ: векторные вакцины, вакцины на основе нуклеиновых кислот, субъединичные и инактивированные цельновирионные вакцины, вакцины на основе пептидных антигенов, живые аттенуированные препараты. Инна Владимировна предложила рассмотреть две основные биотехнологические платформы, применяемые у нас:
— Начнем с векторных вакцин. Они представляют собой рекомбинантные векторы на основе аденовирусов, выполняющие функцию носителя по доставке гена S-белка коронавируса в клетки привитого. Синтезированный в иммунных клетках нашего организма S-белок встраивается в мембрану клетки и выходит на ее поверхность, активируя иммунный ответ. При этом поствакцинальная защита обеспечивается как антителами, так и клеточным иммунитетом (цитотоксические клетки).
— Как давно ученые начали осваивать технологию аденовирусных векторов?
— Еще в 70-е годы прошлого века. Но в практику векторные вакцины вошли с 2015-го, когда их стали применять для профилактики лихорадки Эбола в странах Западной Африки в условиях чрезвычайной ситуации. До этого они прошли все этапы доказательной медицины.
В нашей стране для вакцинации применяется еще одна платформа — инактивированная цельновирионная вакцина SARS-CoV-2 Vaccine (Vero Cell), которую производит компания Sinopharm (Китай). Для создания такого типа вакцины используется исходный уханьский штамм коронавируса. Вирусы культивируют в клетках, инактивируют (лишают жизнеспособности) химическим методом и сорбируют на гидроокись алюминия. Вирус в вакцине не живой, старое название таких препаратов — «убитые вакцины». Vero Cell содержит полный спектр антигенов SARS-CoV-2.
— А зачем вообще разрабатывать разные типы вакцин?
— Мультиплатформенный подход крайне важен, особенно в условиях пандемии, когда требуется произвести большое количество доз, решить вопрос массовой вакцинации и создания популяционного иммунитета. Для этого биофармацевтические компании задействуют имеющиеся ресурсы, используют ранее отработанные эффективные и безопасные технологии. Ведь с нуля создать новую платформу довольно проблематично, на это уходят годы исследований. К тому же к определенному типу вакцины могут быть противопоказания, поэтому должен быть выбор препаратов.
— Инна Владимировна, что означает понятие «эффективность вакцины»? Если указано 95 %, значит ли это, что на пятерых пациентах из ста она не сработает?
— В вашем примере 95 % — коэффициент эффективности иммунопрофилактики. Он показывает, на сколько процентов заболеваемость привитых лиц ниже заболеваемости не привитых. Надо сказать, что ни одна вакцина не дает стопроцентной защиты от заражения и развития болезни. По данным ВОЗ, все вакцины, предназначенные для вакцинации против COVID-19, с эффективностью 70 % и более относятся к высоко эффективным препаратам.
— В чем преимущества российской и китайской вакцин, которыми сегодня прививают в Беларуси?
— Как я уже объяснила, это абсолютно разные платформы, обе вакцины прошли III фазу клинических испытаний, в рамках которой была установлена их высокая безопасность и эффективность («Спутник V» — 91,6 %, Vero Cell — 79,3 %). Вакцина Гам-КОВИД-Вак способствует выработке антител и цитотоксических клеток, то есть включает в работу два типа иммунного ответа в отношении спайк-белка коронавируса — гуморальный и клеточный. Вакцина Vero Cell содержит полный спектр антигенов SARS-CoV-2, соответственно, к данным антигенам вырабатываются антитела.
— Во время вакцинации мы с коллегами обратили внимание на такой факт: многим мужчинам и женщинам старше 55 лет с наличием нескольких хронических заболеваний врачи рекомендуют прививаться китайской вакциной. Почему?
— У пожилых людей иммунный ответ на вакцинацию может быть ниже в сравнении с теми, кто моложе. Это связано с возрастными особенностями реакций иммунной системы. Согласно инструкции к препарату, вакцина Vero Cell может применяться у лиц 18 лет и старше. Отмечу, что пожилые люди могут быть вакцинированы как векторной, так и инактивированной вакциной при условии отсутствия противопоказаний.
— Один человек переносит прививку без побочных эффектов, а у другого наблюдается весь спектр симптомов ковида: слабость, головная и мышечная боль, температура. В чем причина?
— Наш организм распознает вакцину как чужеродный объект и запускает реакцию иммунной системы, в результате которой вырабатываются защитные антитела, цитотоксические клетки, формируется иммунологическая память. Реакция иммунной системы у людей может сопровождаться как общими, так и местными проявлениями — повышением температуры, недомоганием, головной болью, болью в мышцах и суставах, отеком и болезненностью в месте вакцинации. Это считается абсолютно нормальным явлением, бояться его не стоит. Вакцинальный процесс очень индивидуален.
— Европейский регулятор признал существование небольшого риска образования тромбов у лиц, вакцинированных препаратом Vaxzevria англо-шведской компании AstraZeneca. А как обстоят дела со «Спутником V» и Vero Cell?
— Официально зарегистрированных случаев тромбоза после прививки российской и китайской вакцинами на настоящий момент не выявлено. В целом образование тромбов, в том числе в венозных синусах головного мозга, расценено регулятором как явление крайне редкое, при этом общая польза от вакцины в связи с предотвращением ею заражения COVID-19 намного больше риска возникновения побочных эффектов, соответственно, препарат может использоваться для вакцинации в тех странах, где он зарегистрирован.
— На сколько должно хватить вакцины? Придется ли прививаться от ковида каждый год?
— Этот вопрос требует научных исследований. В настоящее время есть подтверждения, что антитела сохраняются 6—9 месяцев и, возможно, по результатам математического моделирования до двух лет. Сейчас во многих странах запущены проекты по серологическому контролю за состоянием иммунитета у привитых. В том числе и в Беларуси в рамках клинических исследований пострегистрационного периода в течение двух лет будет осуществляться мониторинг привитых добровольцев, чтобы получить необходимую информацию о длительности поствакцинальной защиты. При этом хочу обратить внимание, что векторные вакцины способны индуцировать клеточный иммунитет с формированием Т-клеток памяти, и длительность такого типа защиты тоже находится на этапе научных исследований. По мере накопления доказательной базы о качестве и эффективности поствакцинального иммунитета будет сформирована стратегия вакцинации от COVID-19 в будущем.
ВАЖНО
Есть ли случаи, когда у людей после вакцинации не вырабатывались антитела? Нужна ли тогда повторная прививка?
По словам Инны Федоровой, ситуации, когда после вакцинации не вырабатываются антитела, случаются. В медицине это носит название «вакцинальные неудачи», но они встречаются крайне редко. И отсутствие антител после вакцинации еще не говорит о том, что в организме напрочь отсутствует защита: она может быть сформирована, например, клеточным звеном иммунитета. При проведении исследований векторной вакцины «Спутник V» было установлено, что через 42 дня после вакцинации у более чем 98 % добровольцев в группе привитых выработались защитные антитела и у 100 % сформировался клеточный иммунный ответ — защита от вируса специфичными иммунными клетками Т-лимфоцитами.
По состоянию на конец мая 2021 года 88 вакцин различных платформ проходят I—II фазы клинических испытаний на людях, еще 27 вакцин достигли финальной стадии тестирования — III фазы. Около 77 препаратов находятся на стадии доклинических исследований на животных.
lvk@sb.by