Актеры поют душой и передают эмоции языком пластики – понаблюдали за репетицией народного театра пантомимы

Жесты вместо слов

В Минске есть необычный театр на базе Республиканского дворца культуры им. Н.Ф. Шарко. Здесь ребята, имеющие серьезные дефекты слуха, выступают на сцене. Два года назад частью театра стали три девушки и три парня — первые среди неслышащих и слабослышащих, получившие профессиональное актерское образование в Беларуси. Понаблюдали за репетицией и узнали, чем сегодня живет театр.

Художественный руководитель Вячеслав Березкин настраивает своих подопечных на разговор с журналистом.

Уникальный шанс

На сцене шесть человек. В центре — режиссер. Он говорит о том, что надо сделать. Но его понимают не все. И это нормально. Один из ребят приходит на помощь товарищам и переводит сказанное на язык жестов. Как правило, в качестве переводчика выступают слабослышащие — те, кто потерял слух не полностью. Здесь практически все такие, кроме Алины. Девушке даже с аппаратом сложно. Но это не стало проблемой и уж тем более преградой на ее артистическом пути. 

— Я глухая с детства, — делится Алина Шкляр (переводить помогает коллега девушки по актерскому цеху Леонид Городецкий). — С детства любила танцевать и петь. Когда училась в спецшколе для детей с нарушением слуха, часто выступала на сцене. Дважды участвовала в конкурсах красоты, которые проводились здесь, во Дворце культуры. Благодаря этому я и стала одной из тех, кому предложили поступить в Академию искусств. 

Шесть лет назад Евгений Волобоев, бывший директор Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко, инициировал создание актерского коллектива из глухих и слабослышащих ребят. Таланты он искал по всей стране. 

— Я сам из Витебска, несколько раз приезжал во Дворец культуры, чтобы выступить, — рассказывает свою историю Леонид. Тогда работал на фабрике «Марко», куда устроился после колледжа легкой промышленности. И вдруг звонок от Евгения Алексеевича: в Академии искусств открывается группа для нас, и он хочет, чтобы я попробовал поступить. 

Роберт Крукович-Коровкин и Леонид Городецкий «поют руками».

Для парня, который и думать не думал о карьере актера, предложение стало неожиданным. Сомнения его не покидали, даже когда он поступил в академию. Тогда Евгений Алексеевич сказал ему: «Если бы у тебя не было таланта, тебя бы здесь не было. Боязнь раскрыть собственный потенциал — вот твоя проблема». Эти слова врезались парню в память. И он старался доказать в первую очередь себе, что находится на своем месте. 

Беседуя с ним, отмечаешь четкую речь, быстрые ответы на вопросы. Лишь хвостик от слухового аппарата на ухе выдает недуг. Когда беда настигла Леонида, он увидел, сколько вокруг таких же: 

— Люди считают, у глухих — свой мир, у слышащих — свой. Мама опровергала это, убеждала меня, что мир один для всех. И спасибо ей, благодаря ее поддержке я не замкнулся в себе. Довольно сложно, после того как ты все отчетливо слышал, стать глухим, пусть и не полностью. В пять лет я заболел, мне назначили антибиотики. Это дало осложнение на слух: резко начал падать. Однако я старался быть в социуме: общался, учился. Когда попал в спецшколу для глухих, много коммуницировал с учителями — они были все слышащими. Жестовый язык выучил там же. 

Самый младший из ребят — Роберт Крукович-Коровкин, минчанин. После того как окончил школу, устроился на работу в УП «Виток». Однако трудился там недолго. Евгений Волобоев, помня, как Роберт блистал на сцене школы, включил его в свой список потенциальных кандидатов на получение актерского образования. 

— Конечно, так как мы первая группа глухих, было непросто, в том числе и преподавателям. Они не совсем понимали, как нам читать лекции. Кто-то делал это как для обычных студентов. Но нам такой формат не подходил, мы не успевали понять материал, — вспоминает Роберт. — К нам нужен иной подход: более медленно, четко проговаривать слова, чтобы мы могли читать по губам. Однако буквально за пару месяцев и мы, и преподаватели научились работать совместно. А на сценическом движении и вовсе отказались от переводчика. Наш мастер прекрасно справлялся сам. И он часто повторял, что в отличие от других студентов мы команда. Так и есть, потому что действительно друг другу подсказываем, помогаем. Мы опора друг для друга.

Истории Антона Шашуры и Виктории Тесловской схожи. Оба иногородние, приехали в Минск, окончили колледж электроники по специальности «техник-программист». 

Виктория Тесловская.

— Однажды я пришел во Дворец культуры в надежде найти то, что мне по душе. Стал организовывать танцевальные вечера, дискотеки. А затем поступил в Академию искусств и вернулся в родные стены с дипломом актера, — говорит Антон. 

Виктория, хотя по паспорту уже не Тесловская (девушка вышла замуж), за девичью фамилию держится как за оберег, который помог подняться на сцену: 

— Уже два года прошло, как мы окончили академию, за это время было столько всего интересного. Много ездили, выступали. 

Антон Шашура.

Театр для всех

Главный режиссер театра Павел Адамчиков стал частью театра недавно, в ноябре 2023-го. Однако буквально за полтора месяца поставил с творческим коллективом часовой спектакль для детей «Бременские музыканты». Это говорит о том, что общий язык между руководителем и актерами найден довольно быстро. 

— Перед тем как прийти сюда, я познакомился с работой ребят, посмотрел видеозаписи их выступлений. Ведь для совместного творчества необходимо понимать, что мы можем дать друг другу. Я ставил в большей степени пластические спектакли, а жестовая песня — отдельный вид пластики, по сути. Здесь глухие «поют руками», артикулируя и попадая в такт музыки. То есть обычный человек слышит песни и видит их реализацию с помощью пластики, мизансцен и жестового языка, а глухие и слабослышащие люди видят эти тексты в руках у актеров, не всегда слыша музыку. 

В спектакль Павел Геннадьевич также привлек группу глухих и слабослышащих ребят, которые учатся в Академии искусств на втором курсе и художественным руководителем которых он является. 

— Для понимания происходящего на сцене необязательно знать язык жестов, так как в театре озвучиваются все диалоги и песни. А эмоциональные танцы под музыку понятны и без слов. В целом спектакль построен на движении, танцах, сценическом бое. Это отличие от драматического спектакля — за слова не спрячешься. Когда звучат басы, они отдаются в теле. У глухих такие сенсоры работают лучше, вибрации они улавливают сильнее. Либо в определенные моменты ориентирами служат другие ребята, они подсказывают, — объясняет Павел Геннадьевич. 

Юные артисты народного театра пантомимы «Рух».

«Бременские музыканты» увидел не только особый зритель, но и слышащий. Причем и дети, и взрослые, находившиеся в зале, не знали, что перед ними выступают глухие актеры. 

— Сюжет известный, но как ребята его передают, — восхищается Павел Геннадьевич. — За время работы с ними я заметил, что качество жеста всецело зависит от нынешнего эмоционального состояния конкретного актера. То есть во время исполнения жестовых песен поет душа. И мы работаем, чтобы превратить это в отдельный пластический выразительный язык. 

Благодаря своим подопечным режиссер и сам пошел учить язык жестов. А ребята ему помогают познавать свой мир и погружаться в него. В ближайших планах у особенной труппы гастроли по городам Беларуси. А дальше — постановка нового спектакля.

ТВОРЧЕСКАЯ СТЕЗЯ

Вячеслав Березкин, художественный руководитель Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко:

— Молодое поколение с нарушением слуха часто стоит перед выбором, чем заниматься в жизни. Как правило, это физический труд (например, работа на заводах), а про творческую составляющую многие даже не задумываются. 

Наш театр предоставляет возможность таким особым актерам реализовываться творчески. Глухим довольно сложно проникать в культуру и творческую среду слышащих людей. Театр дает надежду и понимание, что неслышащие люди тоже могут заниматься творчеством. 

yankovich@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter