![](https://storage01.sb.by/iblock/d74/d74a234d102ce22481954b1167421d4d/cb7554b7bbe2daa7b16d99e0f1776c75.jpg)
Уникальный шанс
На сцене шесть человек. В центре — режиссер. Он говорит о том, что надо сделать. Но его понимают не все. И это нормально. Один из ребят приходит на помощь товарищам и переводит сказанное на язык жестов. Как правило, в качестве переводчика выступают слабослышащие — те, кто потерял слух не полностью. Здесь практически все такие, кроме Алины. Девушке даже с аппаратом сложно. Но это не стало проблемой и уж тем более преградой на ее артистическом пути.— Я глухая с детства, — делится Алина Шкляр (переводить помогает коллега девушки по актерскому цеху Леонид Городецкий). — С детства любила танцевать и петь. Когда училась в спецшколе для детей с нарушением слуха, часто выступала на сцене. Дважды участвовала в конкурсах красоты, которые проводились здесь, во Дворце культуры. Благодаря этому я и стала одной из тех, кому предложили поступить в Академию искусств.
Шесть лет назад Евгений Волобоев, бывший директор Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко, инициировал создание актерского коллектива из глухих и слабослышащих ребят. Таланты он искал по всей стране.
— Я сам из Витебска, несколько раз приезжал во Дворец культуры, чтобы выступить, — рассказывает свою историю Леонид. — Тогда работал на фабрике «Марко», куда устроился после колледжа легкой промышленности. И вдруг звонок от Евгения Алексеевича: в Академии искусств открывается группа для нас, и он хочет, чтобы я попробовал поступить.
![](https://storage01.sb.by/iblock/b65/b65de84977f5ccb64fbc8ff90bb717a5/5a95ca9bd252770807928107f4291c88.jpg)
Для парня, который и думать не думал о карьере актера, предложение стало неожиданным. Сомнения его не покидали, даже когда он поступил в академию. Тогда Евгений Алексеевич сказал ему: «Если бы у тебя не было таланта, тебя бы здесь не было. Боязнь раскрыть собственный потенциал — вот твоя проблема». Эти слова врезались парню в память. И он старался доказать в первую очередь себе, что находится на своем месте.
Беседуя с ним, отмечаешь четкую речь, быстрые ответы на вопросы. Лишь хвостик от слухового аппарата на ухе выдает недуг. Когда беда настигла Леонида, он увидел, сколько вокруг таких же:
— Люди считают, у глухих — свой мир, у слышащих — свой. Мама опровергала это, убеждала меня, что мир один для всех. И спасибо ей, благодаря ее поддержке я не замкнулся в себе. Довольно сложно, после того как ты все отчетливо слышал, стать глухим, пусть и не полностью. В пять лет я заболел, мне назначили антибиотики. Это дало осложнение на слух: резко начал падать. Однако я старался быть в социуме: общался, учился. Когда попал в спецшколу для глухих, много коммуницировал с учителями — они были все слышащими. Жестовый язык выучил там же.
Самый младший из ребят — Роберт Крукович-Коровкин, минчанин. После того как окончил школу, устроился на работу в УП «Виток». Однако трудился там недолго. Евгений Волобоев, помня, как Роберт блистал на сцене школы, включил его в свой список потенциальных кандидатов на получение актерского образования.
— Конечно, так как мы первая группа глухих, было непросто, в том числе и преподавателям. Они не совсем понимали, как нам читать лекции. Кто-то делал это как для обычных студентов. Но нам такой формат не подходил, мы не успевали понять материал, — вспоминает Роберт. — К нам нужен иной подход: более медленно, четко проговаривать слова, чтобы мы могли читать по губам. Однако буквально за пару месяцев и мы, и преподаватели научились работать совместно. А на сценическом движении и вовсе отказались от переводчика. Наш мастер прекрасно справлялся сам. И он часто повторял, что в отличие от других студентов мы команда. Так и есть, потому что действительно друг другу подсказываем, помогаем. Мы опора друг для друга.
Истории Антона Шашуры и Виктории Тесловской схожи. Оба иногородние, приехали в Минск, окончили колледж электроники по специальности «техник-программист».
![](https://storage01.sb.by/iblock/ff0/ff0595f648e70da007ad95bfc4e32196/0e7a993087e8c69dec7de2ff4e4325c2.jpg)
— Однажды я пришел во Дворец культуры в надежде найти то, что мне по душе. Стал организовывать танцевальные вечера, дискотеки. А затем поступил в Академию искусств и вернулся в родные стены с дипломом актера, — говорит Антон.
Виктория, хотя по паспорту уже не Тесловская (девушка вышла замуж), за девичью фамилию держится как за оберег, который помог подняться на сцену:
— Уже два года прошло, как мы окончили академию, за это время было столько всего интересного. Много ездили, выступали.
![](https://storage01.sb.by/iblock/422/4220e69cdbecead78bac1e21fdb7f798/98557b25d9c05684549a985df98dfb47.jpg)
Театр для всех
Главный режиссер театра Павел Адамчиков стал частью театра недавно, в ноябре 2023-го. Однако буквально за полтора месяца поставил с творческим коллективом часовой спектакль для детей «Бременские музыканты». Это говорит о том, что общий язык между руководителем и актерами найден довольно быстро.— Перед тем как прийти сюда, я познакомился с работой ребят, посмотрел видеозаписи их выступлений. Ведь для совместного творчества необходимо понимать, что мы можем дать друг другу. Я ставил в большей степени пластические спектакли, а жестовая песня — отдельный вид пластики, по сути. Здесь глухие «поют руками», артикулируя и попадая в такт музыки. То есть обычный человек слышит песни и видит их реализацию с помощью пластики, мизансцен и жестового языка, а глухие и слабослышащие люди видят эти тексты в руках у актеров, не всегда слыша музыку.
В спектакль Павел Геннадьевич также привлек группу глухих и слабослышащих ребят, которые учатся в Академии искусств на втором курсе и художественным руководителем которых он является.
— Для понимания происходящего на сцене необязательно знать язык жестов, так как в театре озвучиваются все диалоги и песни. А эмоциональные танцы под музыку понятны и без слов. В целом спектакль построен на движении, танцах, сценическом бое. Это отличие от драматического спектакля — за слова не спрячешься. Когда звучат басы, они отдаются в теле. У глухих такие сенсоры работают лучше, вибрации они улавливают сильнее. Либо в определенные моменты ориентирами служат другие ребята, они подсказывают, — объясняет Павел Геннадьевич.
![](https://storage01.sb.by/iblock/07a/07aa88dc12a5ac6d0928c09ae0fdae9d/cb6e0750e94b62c84ff7a80d6470f99d.jpg)
«Бременские музыканты» увидел не только особый зритель, но и слышащий. Причем и дети, и взрослые, находившиеся в зале, не знали, что перед ними выступают глухие актеры.
— Сюжет известный, но как ребята его передают, — восхищается Павел Геннадьевич. — За время работы с ними я заметил, что качество жеста всецело зависит от нынешнего эмоционального состояния конкретного актера. То есть во время исполнения жестовых песен поет душа. И мы работаем, чтобы превратить это в отдельный пластический выразительный язык.
Благодаря своим подопечным режиссер и сам пошел учить язык жестов. А ребята ему помогают познавать свой мир и погружаться в него. В ближайших планах у особенной труппы гастроли по городам Беларуси. А дальше — постановка нового спектакля.
ТВОРЧЕСКАЯ СТЕЗЯ
Вячеслав Березкин, художественный руководитель Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко:
— Молодое поколение с нарушением слуха часто стоит перед выбором, чем заниматься в жизни. Как правило, это физический труд (например, работа на заводах), а про творческую составляющую многие даже не задумываются.
Наш театр предоставляет возможность таким особым актерам реализовываться творчески. Глухим довольно сложно проникать в культуру и творческую среду слышащих людей. Театр дает надежду и понимание, что неслышащие люди тоже могут заниматься творчеством.
yankovich@sb.by