Возвращаться на сцену артистка собирается с небольших партий
Притяжение сцены
— Не каждая балерина отважится родить ребенка на пике своей карьеры. Вы на это пошли. Это значит, на первом плане теперь у вас семья?
— С рождением сына произошла переоценка ценностей в жизни. Вы правы: не каждая балерина, тем более не из кордебалета, а солистка, на пике своей карьеры отважится родить ребенка. Но всему свое время. Все происходит тогда, когда это нужно. Мне нужна была передышка в работе, в том числе и физическая. Произошло восстановление мышц, костей, суставов, чему я очень рада. Главное же — психологическое восстановление.
— Но вы знали, что быстро вернетесь?
— Не знала. Я очень ответственная мама, и еще до появления на свет ребенка понимала, что никаким няням не смогу доверить своего малыша. Огромная благодарность моим родителям, которые оставили свою работу в России и будут приезжать нам помогать. Иначе я бы не смогла так быстро вернуться в театр. Я его очень люблю, дорожу, но доверить ребенка чужому человеку не смогла бы.
— В какой момент поняли, что хочется на сцену?
— Я не выходила на сцену с начала прошлого сезона. Это был такой переломный момент. С десяти лет — это почти двадцать лет — каждый день я усердно занималась, выступала, а здесь вдруг оказалась круглые сутки предоставлена сама себе. Тогда было очень тяжело психологически, хотя я и ходила в театр, посещала спектакли. Но где-то через два месяца после рождения сына поняла, что меня тянет на сцену. Я просто обожаю своего ребенка, это самое большое счастье в моей жизни. Но в то же время я очень люблю свою работу. Мне кажется, в этом и есть счастье: с удовольствием лечу в театр и с нетерпением бегу домой, где меня ждет сыночек. Репетиции, работа у станка – это тяжелый физический труд, иногда даже невероятная боль, но я получаю от этого кайф. Мой дом и моя профессия взаимодополняют меня и взаимовдохновляют.
— Быстро пришли в форму?
— Я чуть ли не до последнего дня беременности растягивалась дома, делала специальные упражнения. А где-то недели через три после родов попробовала сесть на шпагат, погнуться. Тогда-то поняла, что у меня проблемы со спиной. Поэтому во время первого дневного сна ребенка усердно работала над восстановлением ее гибкости.
Двойной праздник
— Как отнесся к вашему решению муж (Олег Еромкин — заслуженный артист Беларуси, ведущий солист Большого театра. — Авт.)?
— Мы многие партии танцевали с Олегом вместе, поэтому без меня в этом сезоне он пропустил несколько спектаклей. Но в то же время он выходил на сцену с другими партнершами, у него было достаточно работы, и он поддержал мое решение.
— На днях вам присвоили звание заслуженной артистки Беларуси…
— Это было так приятно. Надолго запомню этот день. Меня стали все поздравлять, и оказалось, что это так мотивирует! На репетиции ноги вдруг стали мягкими, как никогда, показалось, стала выше прыгать. Видимо, это на адреналине.
— Звание стало для вас сюрпризом?
— В 2014 году мы с Костей Героником получили медали Франциска Скорины. И через какое-то время узнали, что готовятся документы на представление нам звания. Когда я вернулась в театр после рождения ребенка, встретила Владимира Павловича Гридюшко, нашего директора. Он сказал: «Люда, документы в работе!» Но никаких сроков. Это могло быть и полгода, и год. А здесь такая неожиданность. Причем в тот день сынишке как раз исполнилось семь месяцев. Получился двойной праздник. Да и вообще этот год у меня особенный: вдобавок ко всему скоро исполнится десять лет, как я работаю в Большом.
— Расскажите подробнее, как российская артистка попала в минский театр. Обычно ведь наоборот получается.
— На самом деле у нас очень интернациональная труппа: Украина, Япония, Франция и так далее. Многие действительно стремятся попасть сюда — привлекает репертуар. Как я здесь оказалась? Окончила нижегородское театральное училище, после которого главный балетмейстер Красноярского государственного театра оперы и балета Сергей Бобров пригласил меня к себе в труппу. Я проработала там два года и поняла, что Сибирь — это не мое место. Друзья порекомендовали попробовать себя в Минске. Хоть это и другая страна, но она ближе к Европе, а главное — ближе к Нижнему Новгороду, где живут мои родители. Когда я сюда приехала, театр был на реконструкции, год мы танцевали во Дворце Республики, а потом перебрались в этот замечательный храм искусства. Счастлива здесь работать и ни о чем не жалею.
Беларусь — спокойная страна. Очень бы хотела, чтобы сюда переехали жить и мои родные. Я люблю гастролировать, открывать для себя новые места, но постоянно жить там не хотела бы.
Зира, дочь хана
— Это удивительно слышать, ведь у вас с мужем замечательная балетная пара, вы могли бы покорить лучшие мировые сцены…
— Знаете, можно переехать в другую страну, театр и с ребенком на руках. Но пока у меня нет такого желания. Эта страна и театр многое мне дали. Мы как-то с Костей Героником ездили на конкурс в Стамбул и заполняли там специальную форму для участия. Обычно пишут страну, которую ты представляешь, а там почему-то указывали страну твоего рождения. А у меня это Казахстан, из которого я уехала в пять лет. Я уважаю эту страну, у меня там остались родственники, собственно, как уважаю и Россию, где выросла и начала танцевать. Но в данном случае — только Беларусь, которая тоже стала мне родной. Все-таки как балерина я состоялась здесь и с радостью представляю Национальный академический Большой театр оперы и балета.
— Вас действительно все давно считают белорусской балериной, для вас всегда находится роль в национальных постановках. Знаю, что и в готовящемся балете «Анастасия» у вас будет партия.
— Я готовлю партию Зиры — дочери хана. Это вовсе не романтичная и лирическая героиня, в отличие от Анны в «Витовте». Это единственная женщина в племени, можно сказать, воительница. Такой центр внимания среди мужчин. Я потихоньку вливаюсь. Конечно, это тоже определенный стимул. Я люблю новые партии и особенно спектакли, которые ставятся именно на тебя, под твои ноги, твою «физику».
Я для себя решила, что начну с небольших партий — так мне будет спокойнее. Считаю, что после такого перерыва надо постепенно вливаться. Это мое мнение. Потому что некоторые балерины сразу выходили на ведущие роли в спектаклях. Но я хочу выйти на серьезную партию, когда почувствую себя на пике формы. А не так, что я же после декрета, мне можно простить. Поэтому в ближайшее время у меня «Баядерка», где буду танцевать трио теней. Здорово, что начинаю с классики, для тела это как витамины, эликсир. Возможно, к концу месяца еще станцую Машу в «Щелкунчике».
— Сына в балет отдадите?
— Конечно, имея таких родителей, у него не оставалось шансов не иметь определенных данных. Но я бы хотела, чтобы сыночек стал спортсменом или получил какую-то другую профессию. Балет? Конечно, если он скажет: «Хочу танцевать!», то поддержу его. Но признаюсь, сама туда его не поведу.
— А что по этому поводу говорит папа?
— «Подрастет — увидим». Конечно, если бы была девочка, то это совсем другая ситуация. Мама водила меня по кружкам, потом отдала в хореографическое училище, за что я ей очень благодарна. Для девочки очень важны осанка, музыкальность и прочее, что может дать наша профессия. Сыну будем давать возможность попробовать все, и он сам выберет, что ему подходит.
stepuro@sb.by