«Неморшанский сад»: как продвигается строительство новой станции минского метро

Зеленый свет новому маршруту

Доехать из одного конца Минска в другой сегодня можно за 20 минут. Причем без пробок и остановок на светофорах и всего за 90 копеек. Все это благодаря разветвленной сети столичной подземки, которая в этом году отметила свое 40-летие. За все время услугами метрополитена воспользовались почти 8,5 миллиарда пассажиров. А это сопоставимо с населением всей планеты. По объемам перевозок белорусское метро занимает третье место в СНГ. И сегодня минское метро — это три линии и 33 станции. Вскоре их число прирастет. Завершается строительство трех новых станций Зеленолужской ветки. Когда они распахнут двери для пассажиров и чем удивят — в нашем репортаже.

Антон Румянцев, электрогазосварщик СМУ-1 УП «Минскметрострой».

Все по плану

Жители Октябрьского района Минска, в частности микрорайона Курасовщина, дорогу от больницы скорой медицинской помощи до пересечения с улицей Кижеватова в шутку называют слаломной трассой. Из-за строящегося метро с 2019 года тут кардинально изменилась схема движения транспорта. И водители то и дело лавируют между виражами и крутыми спусками. Но к этому они относятся с пониманием, ведь знают, что вскоре здесь откроется долгожданная и востребованная станция подземки «Неморшанский сад». Она расположится прямо возле БСМП. Кроме нее, еще два крупных и важных для всего Минска лечебных учреждения — РНПЦ травматологии и ортопедии и Детская больница № 3. Так что насчет востребованности метро можно не сомневаться. К слову, название станции выбрано не случайно. Оно связано с дореволюционной историей этого места. В окрестностях находилась усадьба князей Неморшанских, деревня Лошица Неморшанская и роща Неморшанских с редкими породами деревьев.

— Строительно-монтажные работы завершены на 100 процентов, — не без гордости говорит заместитель главного инженера СМУ № 1 УП «Минскметрострой» Роман Шлюгин, который встречает нас возле входа на станцию. — Осталось только достроить второй вход и небольшой кусок вентиляционного канала. Это произойдет уже на завершающей стадии, когда полностью откроют дорогу для движения транспорта. Внутри заканчиваются отделочные работы. Они выполнены на 85 процентов.

Станция метро «Неморшанский сад» будет расположена на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской.

Чтобы убедиться в этом, нас приглашают спуститься на платформу. Обращаем внимание на качество отделки.

— Все, что вы видите, — белорусское, — продолжает Роман Шлюгин. — Камень для отделки натуральный. Его применение на станциях метро стало хорошей традицией. Это объясняется всегда оригинальной, неповторимой текстурой камня и его высокими эксплуатационными качествами.

Сама станция монолитная, состоит из четырех уровней. Из трех строящихся самая глубокая — около 15 метров. По конструктивному типу она трехпролетная и колонного типа. Спустившись по лестнице, попадаем в вестибюль. Он на станции один. Тут расположен кассовый зал, где пассажиры смогут приобрести проездные билеты. Первая мысль — будто попал в офис ботанического сада. Оформление максимально погружает в атмосферу природы.

— И это неспроста, — отмечает государственный строительный инспектор отдела № 1 инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минску Екатерина Гриневич— По задумке архитекторов, интерьер представляет собой зеленый сад. Колонны стилизованы под стволы деревьев, а потолок — это зеленая крона. Станция выполнена в зеленых тонах. И она самая антистрессовая и умиротворяющая.

По задумке архитекторов, интерьер представляет собой зеленый сад.

Учтены все нюансы

Погрузиться в эту атмосферу можно будет сразу при спуске с эскалатора (их на станции четыре), который, кстати, также отечественного производства. Даже если вы увлечетесь разглядыванием всей красоты станции, о безо­пасности можно не беспокоиться. Тут все преду­смотрено до мелочей.

— Как и все новые станции метро, «Неморшанский сад» будет оснащена современными системами безопасности. Здесь установят автоматические станционные двери, которые обезопасят пассажиров от падения на пути, — продолжает Екатерина Гриневич.

Надзор за соблюдением установленного порядка строительства и требований проектной документации, по ее словам, ведется на всех этапах строительства, включая разработку и крепление котлована, возведение монолитных и сборных конструкций, проходку тоннелей, монтаж тоннельной обделки, архитектурно-отделочные работы внутри станционного комплекса. Особое внимание — гидроизоляции, поскольку сооружения метрополитена находятся в грунте. Защита от воздействия грунтовых и поверхностных вод — важнейший фактор для их надежной и долговечной эксплуатации.


Следить за безопасностью движения будут в одном из 165 помещений, расположенных на станции. Речь, безусловно, о диспетчерской. Сейчас тут завершается монтаж оборудования. Рядом с ней расположен один из стратегических объектов — две артезианские скважины. В случае ЧП или катаклизма все находящиеся на станции люди будут обеспечены независимым водоснабжением.

— По состоянию на текущий момент завершаются работы по диспетчеризации, слаботочным системам, системам безопасности, ведутся активно пусконаладочные работы, — рассказал главный инженер дирекции по строительству Минского метрополитена Михаил Тишутин— Единственное, что осталось доделать, — закончить потолки на платформе. Незавершенными остались примыкания. Над эскалаторами стоят высокие стены из алюминия и стекла, необходимо установить конструкцию дымозащиты, а на платформе — автоматические станционные двери. Как только они придут к нам от производителя, мы их установим, и все отделочные работы будут завершены.

Готовятся здесь еще к одному важному событию — обкатке поездами. Как говорится, новым станциям — новые составы. Право первой обкатки получит «Минск-2024», который уже ждет своего звездного часа в депо Минского метрополитена. Речь о поезде, изготовленном на российском предприятии «Метровагонмаш».


— У нас задача стоит в сентябре начать обкатку поездов, — сообщил Михаил Тишутин.
Безусловно, граждан волнует вопрос сроков. Их недавно озвучил председатель Мингор­исполкома Владимир Кухарев. По его словам, открытие трех новых станций метро запланировано на конец этого года.

Что у соседей

Активно ведутся работы и на других строящихся станциях метро. Например, «Слуцкий Гостинец» встретит пассажиров эффектной подсветкой. На потолке уже можно увидеть переплетение ромбов и сочетание красного, синего и белого цветов. Цветовые решения выбраны не случайно: они имитируют слуцкие пояса. Сам станционный комплекс решен в синих и стальных цветах. Станция — конечная, поэтому будет сдаваться вместе с тупиками, где разворачиваются и готовятся к выходу на линию электропоезда. Здесь не будет привычных эскалаторов, предусмотрен всего один вестибюль.

По станции «Аэродромная» осталось завершить остекление павильонов, монтаж систем автоматических дверей с укладкой гранита, выполнить чистовую отделку помещений и платформ. Ее строительная готовность — около 93 процентов.




ФАКТ

В минском метрополитене три линии (с протяженностью путей почти 41 км), 33 станции (с 55 вестибюлями) и два электродепо. По метро в 2023-м проследовали более 455 тысяч поездов (в среднем за сутки 1247 составов). А за минувшие пять лет услугами воспользовались 1,2 миллиарда жителей и гостей столицы. Третья, «Зеленолужская» линия начала работать 7 ноября 2020-го. Сейчас это четыре станции, в перспективе их будет 14. Ведется предпроектная работа по прокладке линии в сторону микрорайона Зеленый Луг. Общая протяженность — около 16 км.


sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter