Возведение ЗОЖ в абсолют грозит засушить социально-общественную жизнь

Здоровье и прогресс

А не слишком ли мы увлеклись пропагандой здорового образа жизни? Или нас увлекли маркетологи транснациональных компаний: здоровье — огромный рынок. И пропаганда определенного образа жизни всегда несет в себе подоплеку конкуренции, грубо говоря, между чипсами с газировкой и элитными, дорогими мюсли, главная эксклюзивность которых заключается в секрете, как из дешевой овсянки сделать маржинальный товар. Полезное питание, жизнь по идеальным ритмам и алгоритмам, прием пищи и сон по часам, физическая нагрузка в выверенных фитнес-наукой размерах и пределах, исключение стрессов, переживаний и отрицательных эмоций… Не буду даже спорить с полезностью этих тезисов и выводом, что ЗОЖ является источником долголетия (хотя генетическую наследственность, как утверждают ученые, тоже не надо сбрасывать со счетов долгожительства). Но возведенная в абсолют идея о здоровье, выскажу крамольную мысль, не превращает ли человека в лабораторное homo? Не сводит ли все прекрасное жизненное разнообразие к одной всепоглощающей цели — подольше побыть на этом свете? Собственно говоря, не давая (по крайней мере, не всегда) ответа: а зачем подольше? С какой миссией? Не засушивает ли ЗОЖ социальную функцию человека? Не превращает ли его в здорового эгоиста, который старается оградить себя от всех внешних раздражителей? И насколько догматизм ЗОЖ коррелируется с семейной жизнью, профессиональной деятельностью и в целом каким-то прорывным развитием, за которое мы все голосуем, мечтая воспользоваться его плодами, но откреститься от издержек? 

рисунок олега карповича

Как говорится, при чем тут экономика? Да и в целом — какую угрозу может таить ЗОЖ? Люди здоровые, прекрасно себя чувствуют, эффективно работают, снижаются издержки от девиантного поведения (алкоголь, наркотики и другие декадентские развлечения). Живем долго, стареем бодро, сохраняя и социальную, и профессиональную активность. Железные тезисы, которые и сложно опровергнуть, даже поставить под сомнение. И даже как-то маргинально это делать. 

Но рискну удариться в гнусные инсинуации. Ведь у ЗОЖ (как любого явления) есть и другая сторона медали. Не провоцирует ли слишком глубокое увлечение собственным здоровьем индивидуализм и даже нездоровый (уж извините за каламбур) эгоизм с чертами нарциссизма? И как этот психологический общественный крен влияет на другие сферы жизни? На ту же демографию. 

Семья с точки зрения жесткой и непоколебимой рамки ЗОЖ уже несет в себе угрозу выхода из правильного ритма. Жизнь с другим человеком неизбежно формирует кроме позитива некоторые ограничения, налагает определенные обязанности. Есть и радости, и беспокойства. А ведь стрессов надо избегать! 

Ладно, спутника жизни еще можно найти полностью под свой образ и подобие увлечения здоровьем. А вот как быть с детьми? Они — великая радость. Но и грандиозный источник стрессов и нарушения устоявшегося индивидуального образа жизни. У младенцев режутся зубки, болит животик. И по ночам они не всегда спят. Точнее, чаще орут. И пускают под откос все теории сомнологии. А потом дети начинают ходить и бегать, бить коленки, хулиганить, иной раз за них приходится краснеть в школе… А переходный возраст — сплошной стресс! 

В классическую рамку ЗОЖ даже домашние животные с трудом вписываются. У моего кота есть свой взгляд на бытие генетически ночного животного. Социализация по человеческому образу и подобию несколько сгладила природные инстинкты. Но подняться с рассветом (часов в пять утра) и потребовать протяжным мяуканьем в утренней тишине завтрак в его понимании вполне законно. Как и предложить поиграть ближе к полуночи. Или на даче сбежать в ночь. И вылавливай его, хулигана, чтобы в свободном режиме с залетными бродячими собаками не познакомился с ущербом для своего существования. А еще коты и болеют, и лапки умудряются ломать, и роговицы глаза повреждать… С этой точки зрения — сплошное беспокойство, хлопоты и удар по здоровому режиму. Мой кот принципиально социальные сети не читает, поэтому с теорией ЗОЖ не знаком. И ее правилам подчиняться даже не собирается. 

Работа тоже вредное занятие для здоровья. По крайней мере, немало профессий, как видится, можно сразу вынести за рамки ЗОЖ. Кстати, журналистика — один из таких видов деятельности. Если, конечно, заниматься ей (хотя бы на уровне ремесленничества, не говоря уже про творческий подход), а не халтурить, переписывая сообщения из электронных источников (благо сегодня через средства коммуникации можно репортерством промышлять, не поднимаясь с кресла). Профессиональный журналист — безнадежный кочевник. Сидя на месте, вдали от событий и людей, не сформируешь представлений о жизни и реальности. Той, которая есть на самом деле, а трансформированная через современные технологии обработки информации. Любое мнение продолжает носить тот или иной налет личности, сколько ни старайся стремиться к объективности. Но когда работаешь с первоисточниками, общаешься с реальными людьми, смотришь на живые процессы, наблюдаешь за социальными процессами во всем их противоречивом многообразии, только тогда получается сформировать многомерную картину мира и поделиться ею с читателем, который не обладает такими возможностями и свободным временем, как у профессионального журналиста для наблюдения и анализа. До безобразия рваный график работы и жизни — синоним журналистики. А стресс является неизбежным спутником профессии. Сколько ни вырабатывай в душе защитный цинизм и отстраненность, но так или иначе все увиденное, услышанное, прочувствованное пропускается через сердце, душу и мыслительный аппарат. Иной раз оставляя не совсем позитивный осадок. Увы, жизнь состоит не только из роз и радостных событий. ЗОЖ в этой профессии не ночевал. С его стремлением к размеренности и отсутствию отрицательных эмоций. А лучше вообще избегать эмоций, чтобы не нарушать идеальный гормональный фон. 

С точки зрения ЗОЖ можно смело вычеркивать ученых — они все время находятся в мучительном поиске, думают о своем открытии всей жизни круглые сутки. Под большим вопросом с точки зрения ЗОЖ и профессия медиков: им приходится каждый день сталкиваться с человеческими страданиями. Так себе психологический фон. Плюс дежурства, экстренные вызовы, длительные операции… Как режим-то соблюдать для своего долголетия? Про представителей силового блока и говорить не приходится: служба противоречит ЗОЖ принципиально. 

Получается неоднозначная история. Опять же, нельзя и невозможно отвергать здоровый образ жизни. Но в какой степени и с какими приоритетами? Исходя из нашей, реальной жизни. С ее неприятностями, военными и экономическими угрозами. Их нельзя не замечать. Они существуют. И если их не нейтрализовывать (не защищаться, не стараться вывести экономику на прорывной трек, не усиливать продовольственную безопасность с сумасшедшими темпами сельскохозяйственных работ в посевную и уборочную, не штурмовать научной высоты и так далее), эти вызовы, кои существуют и множатся без нашего желания и участия, то на здоровый образ жизни по другим причинам рассчитывать не получится. И насколько рамки ЗОЖ (несомненно, очень привлекательные) соответствуют окружающей нас среде. Несомненно, эти принципы неплохо бы прижились в некоем утопичном мире всеобщего мирного процветания, благоденствия и материального благополучия, сошедшего на головы людей из неизвестного источника. Но пока планета устроена по другим канонам, далеким от библейских традиций, сколько дарвиновскому принципу выживаемости. Возможно, ЗОЖ тоже надо корректировать под реализм жизни? 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter