Утро в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской государственной академии музыки начинается одинаково. Как и больше 80 лет назад, фойе переполняют детские голоса, а в коридор из учебных классов то и дело долетают отчетливые мотивы духовых, высокие и задорные звуки скрипки в сопровождении ударных. Ребята не просто начинают свой день в такт с музыкой, а живут ею.
Ирина Семеняко уверена: чтобы научиться мастерству, нужны сотни часов практики и колоссальная мотивация
– В доме у нас играла особенная для меня пластинка – сборник музыкальных инструментов. И как только я услышал звук рояля, радости не было предела, бегал по комнате со словами: «Мама, это мне нравится!» В детстве я посещал разные кружки и секции: был хоккеистом, танцевал, пел, ходил на дополнительные уроки английского языка, подготовительные курсы... Одним словом, попробовал себя во многом, но мое сердце завоевала музыка – такого счастья и эмоций я нигде не испытывал.
Даниил Лазаренко занимается не меньше шести часов в день
Теперь парень играет не только дома, но и в колледже – в сумме, на минуточку, по шесть часов в день! Даниил уверен, что нет предела совершенству. Он на лету схватывает каждое наставление преподавателя, прокачивает свой скил и показывает результат. Осенью парень привез золотую медаль с XVII Молодежных Дельфийских игр стран СНГ:
– В колледже мне привили умение погружаться в стиль композитора и правильно передавать смысл произведения, этим и удивил жюри. У Рахманинова, Шопена, Баха, Моцарта свое, особое звучание. Чтобы многогранный инструмент создавал то самое настроение, нужно его чувствовать. Вот к чему я стремлюсь.
Великий пианист и композитор Антон Рубинштейн, однажды показывая на рояль, воскликнул: «Вы думаете, что это один инструмент? Нет! Это сто инструментов!» И правда, один рояль может звучать как целый симфонический оркестр, он умеет имитировать скрипку, орган, арфу. Но приручить инструмент не так уж и просто. Чтобы научиться мастерству, нужны сотни часов практики и колоссальная мотивация, уверена преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии специального фортепиано Ирина Семеняко:
– В школе-гимназии я работаю уже 40 лет, за это время выпустила сотни учеников, большинство из них стали профессионалами. В чем секрет успеха? Все зависит от самого юного дарования. Если у ребенка есть способности, он видит себя в профессии и хочет реализоваться, нет совершенно никаких преград. А мы, взрослые, всегда готовы поддержать.
Самые звонкие репетиции – у цимбалистов
Для этого в учебном заведении созданы все условия. После реконструкции здания появилась студия звукозаписи, а чтобы ребята смогли практиковаться, организованы большой концертный зал и место для репетиций. Для будущих виртуозов закупили профессиональные рояли, которые привезли из Японии.
– Каждый день спешу на занятия, чтобы скорее окунуться в атмосферу волшебства, – интригует пятиклассница Виолетта Неборская. – Это место силы, здесь я наполняюсь энергией и вдохновением. У нашего здания богатая история длиной в 300 лет. По этим коридорам ходили знаменитые люди: композитор Игорь Лученок, народная артистка Ядвига Поплавская и многие другие.
– Ты еще расскажи про фрески, – предлагает Екатерина Егорова.
– Точно! – продолжает Виолетта. – Во время реконструкции здания нашли старинные фрески и законсервировали их, а еще строители сохранили кирпичную кладку тех времен. Со внутреннего дворика гимназии можно увидеть ее кусочек.
Третьекурсник Глеб Дудко готовится покорять большую сцену
Девочки не сомневаются, что здесь им помогут заявить о себе. Кстати, они уже добились успехов в игре на цимбалах: недавно стали лауреатами III Международного многожанрового конкурса искусств «Майская весна». Это не первая и не последняя победа, уверена Виолетта:
– Нас преподаватели учат, что конкурс – это не главная цель. В первую очередь мы пришли для того, чтобы стать музыкантами! Участвовать в творческих мероприятиях нужно, но лишь для того, чтобы ставить для себя новые высоты и двигаться дальше.
– Перед поступлением я подготавливаю родителей к тому, что у детей не будет свободного времени. Но при этом ребята одновременно показывают хорошую успеваемость как по общеобразовательным предметам, так и по музыкальным дисциплинам. На мой взгляд, нет неспособных детей, важно лишь вовремя направить их в нужное русло. Мы стремимся прививать любовь не просто к профессии, а к делу всей жизни.
К концертам преподаватели и ученики готовятся вместе