Миром владеет тот, кто владеет информацией. Записывать журналистов во властителей Вселенной, может, и слишком, но то, что картина мира у людей и общественное мнение во многом формируются именно благодаря их работе, сомнению не подлежит. С подачи журналистов кто‑то однажды просыпается знаменитым или, наоборот, становится объектом порицания. События, которые не попали в фокус их внимания, уходят в забвение — будто ничего и не было. В общем, нас вполне заслуженно называют четвертой властью. 1 ноября исполняется 80 лет факультету журналистики БГУ. В преддверии красивого юбилея со знаком бесконечности узнали у политолога Алексея Беляева, декана факультета журналистики БГУ, как в нашей стране взращивают акул пера.
История — политика прошлого
— Алексей Викторович, вы ведь еще молодой декан. К слову, назначение почти два года назад на должность декана журфака БГУ политолога с филологическим и историческим образованием оказалось для многих полной неожиданностью. А для вас?
— И для меня предложение возглавить журфак БГУ стало совершенно неожиданным. Я подумал: хоть классического журналистского образования у меня нет, зато имеется некоторый управленческий опыт. Что касается практической журналистики, то ею я занимаюсь очень давно. В газете «Витьбичи» публиковался еще во времена учебы в университете, в 1990‑х. Позже вел авторские колонки во многих изданиях, в том числе и в «СБ. Беларусь сегодня», было много выступлений, комментариев, съемок на ТВ, участие в передаче «Клуб редакторов», которая считается, наверное, наивысшим пилотажем политической журналистики. Поэтому я решил не отказываться, а тонкости профессии постигать в процессе работы. Сейчас, отработав больше года и увидев полный цикл подготовки на журфаке, уже считаю себя деканом почти немножко опытным.
— Если подумать, то историк и политолог во главе факультета журналистики по нынешним временам — очень здравый выбор, соответствующий запросам времени.
— История — это и есть политика прошлого. На самом деле очень сложно сегодня разделить историю, политологию и журналистику. Наверное, весь их контекст охватывает понятие «общественная деятельность» — когда ты погружен в общественно‑политическую повестку, стремишься прочувствовать нерв в развитии событий, внести личный вклад. Считаю, что молодых журналистов необходимо подтянуть в области политологии. Их много учат технологиям производства контента — работать с текстом с точки зрения филологии, снимать и монтировать видеоролики, аудиозаписи. Но это форма, а она должна быть наполнена содержанием — глубоким и отвечающим требованиям времени. Как показал 2020 год, часть наших журналистов, особенно молодежь, уходила в погоне за длинным рублем, какими‑то минутами славы в СМИ, которые на деле таковыми не являлись, писали много лжи, извращали исторические события и факты. По верхам что‑то выхватили, сляпали текст — именно сляпали, а не создали, не продумали — и выдали за истину в последней инстанции. Причем нередко абсолютно искренне — просто потому, что людям не хватало необходимых знаний.
Поэтому сегодня, на мой взгляд, когда мы говорим о выпускниках журфака, нужно совмещать обучение практическим навыкам создания контента и серьезные, глубокие представления об истории, политических процессах.
Новые горизонты
— Что изменилось на журфаке с вашим приходом?
— Вместе с коллективом преподавателей корректируем учебную программу. Добавлены некоторые предметы, они должны раздвинуть журналистские горизонты. Создан курс, который я читаю лично, — «Идеологические процессы в современном обществе». Это широкий взгляд на все, что происходит в идеологической сфере и в Беларуси, и в мире. Журналист теперь будет лучше понимать, чем отличаются либеральная, социалистическая, консервативная идеологии, как формируется современная идеологическая повестка, что заложено в основу белорусского государства. Также введен курс «Публичная политика и государственное управление в информационном обществе» — чтобы студенты знали, как устроена политическая система, как работают органы государственной власти. Это то малое, что можно было сделать на первоначальном этапе. В планах — обучить будущих журналистов политической истории хотя бы XX—XXI веков, чтобы они понимали те процессы, о которых пишут. Анекдотичные случаи, когда молодые специалисты не знают в лицо высших должностных лиц, известных деятелей, не делают им чести. Хочется, чтобы таких провалов они не допускали.
— Лучше всего запоминаются люди, с которыми встречаешься лично.
— Безусловно! И я, и весь педагогический коллектив стараемся познакомить наших студентов с живыми классиками политической мысли и деятельности. У нас есть замечательный проект (к слову, не мной начатый) — «Медиасреда». По средам приглашаем на факультет известных людей, среди которых были и министр информации, и руководители крупнейших СМИ, и авторитетные журналисты. Особенно стараемся познакомить с ними первокурсников. Для только что поступивших очень важно увидеть людей, которые чуть позже возьмут их на работу. Приглашаем также экспертов в разных областях, депутатов. К слову, у последних не только учимся, но и их учим. Так, недавно на базе журфака депутатам Палаты представителей Национального собрания и их помощникам рассказали и показали, как держаться перед камерой, выступать на публике, снимать и выкладывать контент в соцсетях. Сейчас это очень важно. Публичная деятельность предполагает постоянное общение с журналистами, появление перед камерами — это целая наука, постичь ее мы и помогали. Народные избранники остались довольны, ведь они получили практический опыт, знания, которые сейчас активно используют, расширяя свое присутствие в информационной сфере. Студентам, которые выступали волонтерами, принимали депутатов, тоже было очень интересно. Думаем даже разработать курс подготовки к публичным выступлениям, потому что есть большой запрос и от других организаций.
Не гнаться, а предвосхищать
— Получается, факультет журналистики уже перерос уровень просто учебного заведения для студентов?
— Так и есть! Сегодня это современный научно‑исследовательский центр. На факультете можно не только пройти обучение по специальности, но и заниматься наукой, изучать процессы, происходящие в современной журналистике. Хотелось бы, кстати, чтобы журналистика стала отдельным от филологии научным направлением. Недавно молодой кандидат наук защищал диссертацию на тему верификации контента. Согласитесь, борьба с фейками имеет к филологии весьма опосредованное отношение.
Темы курсовых, дипломных, магистерских работ стараемся согласовывать с крупными СМИ. Очень интересно, когда студенты изучают их контент, работу, стиль отдельных журналистов и выдвигают собственные предложения, делают замечания. Молодежь всегда имеет свежий оригинальный взгляд. Заодно будущие журналисты определяются, где хотели бы работать.
Коллектив журфака старается не просто идти за модными трендами, а предвосхищать их. Как пример — специальность «информация и коммуникация» предвосхитила запрос на пресс‑секретарей, который появился у государства. Сейчас подумываем о том, чтобы отдельно готовить блогеров. Возможно, кто‑то сочтет, что это вода на мельницу конкурентов. Но, во‑первых, доморощенным блогерам никогда не затмить классическую журналистику. Во‑вторых, от блогинга уже никуда не деться, так что нам нужны свои ребята в этой сфере — толковые и профессиональные.
— Насколько я знаю, определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются.
— Поскольку в обществе существует мнение, что блогерство — престижно, мы готовы помочь развиваться в этом направлении. Проведена серьезная корректировка наполнения специальности «журналистика». Раньше было семь отдельных журналистских специальностей, сегодня осталась одна. Но на 3‑м и 4‑м курсах ребята проходят профилизацию, и одна из них — аудиовизуальные СМИ и блогинг. Она предполагает работу в соцсетях, с мобильным телефоном, возможность создания собственного контента. Это востребовано, популярно. Но блогинг не сможет заменить собой работу классических СМИ, поскольку блогеры не информируют людей в режиме нон‑стоп о том, что происходит в стране и мире, не предлагают анализ событий. Тем не менее мы учитываем новые форматы, и журналисты учатся работать как на классических, так и на современных цифровых платформах. Там другой подход к подаче материала, его упаковка.
Но суть, содержание все равно должны оставаться хорошим информационным продуктом, который дает возможность провести анализ экономических, политических, общественных процессов в стране и мире.
Охота на выпускника
— Это правда, что на факультете журналистики БГУ нет платного обучения?
— Платников не набираем уже два года, так что 1-й и 2-й курсы факультета журналистики обучаются исключительно за счет государственного бюджета. Это будет продолжаться еще несколько лет точно, пока мы не насытим потребности госсектора. 2020 год показал, что немало журналистов, которые не распределялись, а искали работу сами, почему‑то отправились в недружественные СМИ. Зачем же нам обучать конкурентов? Все без исключения выпускники, которые учатся за счет бюджета, будут распределены на работу в государственные СМИ. При этом выбор у молодых специалистов огромный. В стране насчитывается около 1200 средств массовой информации, и чуть ли не в каждом имеются вакансии, а выпускников курса — около 80 человек, 122 — вместе со специальностью «информация и коммуникация». Не будет преувеличением сказать, что работодатели буквально охотятся за каждым. Так что свое место найдут все. И если больше половины выпуска останется в профессии и станет развивать ее, это будет хороший результат. Ведь усилия на подготовку специалистов затрачиваются большие. Они живут в столице, учатся в самом главном и лучшем вузе страны, на уникальном факультете с прекрасной материально‑технической базой.
— Можно узнать о ней подробнее?
— За последний год мы обновили большой телепавильон и даже провели в нем несколько съемок. Например, сняли ток‑шоу с ректором БГУ Андреем Дмитриевичем Королем. Ребята сами писали сценарий, стояли за камерами, монтировали. Получился очень интересный профессиональный продукт со множеством журналистских фишек. Студенты провели целое расследование, узнали, чем интересуется ректор. Оказалось, он пишет стихи, сказки, занимается цветоводством, так ему даже цветок подарили. Герой ток‑шоу был очень растроган глубиной погружения в его жизнь.
Именно это и есть работа журналиста — узнать как можно больше о человеке, с которым ты беседуешь, задавать ему правильные вопросы, чтобы дать возможность раскрыться, затронуть нерв, заставить обнажить душу.
Летом в нашем телепавильоне сняли ток‑шоу, посвященное подпольной борьбе в оккупированном фашистами Минске. Получилась полноформатная передача с участием интересных спикеров. Это была и проба пера, и просветительская деятельность, ведь фрагменты ток‑шоу используются на школьных уроках. Сейчас продумываем, как сделать такое шоу регулярным.
На факультете имеется еще небольшая студия, где ребята учатся работать с телесуфлером, собственная радиостудия. Закуплены хорошие компьютеры, монтажные станции. Будущие журналисты именно на практике постигают профессию и на работу придут, четко представляя технологический процесс производства контента.
Факультет семейного типа
— Хороший журналист должен быть и сознательным гражданином.
— Журналисты — это, по большому счету, элита. Их не так много, и это те, кто стоит у истоков формирования общественного мнения. Это люди, которые, наряду с политическими и общественными деятелями, творят современную историю. Мы живем в эпоху медиатизации политики. Это значит, того, о чем не написали в СМИ, будто бы и не было. Можно сказать, что журналистика и информационная сфера в целом формируют реальность для людей. Других способов получения информации сейчас нет. Да, возможно, кто‑то сегодня не читает газет и не смотрит телевизор. Но контент, создаваемый классическими СМИ, все равно доходит до потребителя — через сайты, телеграм‑каналы и подобные ресурсы. И люди почитают, осмыслят, дадут реакцию. Поэтому, конечно, журналистов в первую очередь необходимо воспитывать как граждан и патриотов. Гражданская позиция развивается под влиянием многих факторов. Есть независящие от нас: семья, друзья. Но перенимаются и паттерны поведения в студенческом коллективе. Я много где работал, но такого дружного коллектива, как на журфаке, не встречал. Я называю его факультетом семейного типа. Мы проводим множество мероприятий — вроде непринужденных, игровых, но в то же время наполненных воспитательными и патриотическими смыслами. Например, студенты очень любят караоке‑батл. У них был культурный шок, когда новый декан исполнил песню «Тополиный пух, жара, июль…» Такие вещи очень объединяют. Ко Дню Победы провели квиз — интеллектуально‑развлекательную вечеринку. Участие приняли несколько команд из преподавателей и студентов, и поднимались на ней очень серьезные и глубокие вопросы. Ко Дню народного единства задумали конкурс эссе.
В работе с молодежью лучший результат дают неформальные подходы — но с глубоким патриотическим подтекстом.
— В этом году прошел ваш второй набор первокурсников. Хорошие ребята пришли на журфак?
— Они поразили меня еще до начала занятий. Первое организационное собрание начали с Государственного гимна Беларуси. Ребята встали и громко, не стесняясь, исполнили гимн. На старших курсах ведь как — поют 2 — 3 человека и декан. Так что студенты пришли очень мотивированные, патриотичные. Если до 2020 года мы как‑то стеснялись своей символики, не знали слов государственного гимна, то сейчас совершен разворот в противоположном направлении. Полагаю, студенты понимают, что работать необходимо для блага не только собственного, но и всей страны. Сейчас, оглядываясь на минувшие годы, становится понятно: мы стали хорошо жить, расслабились и не задумывались о ценности того, что казалось само собой разумеющимся. Но когда возник риск все это утратить, значимость приобретенных социально‑экономических благ, общества и государства стала очевидна.
Все понимают: благодаря грамотно выстроенной политической системе наше государство создано для людей, работает для людей, а его достижения созданы руками белорусского народа и для народа. Дай Бог нам сохранить такой патриотический задор, и задача выпускников журфака — помочь в этом обществу.
Книга с глубоким смыслом
Алексей Беляев рассказал о литературных предпочтениях
— Еще в школе я до дыр зачитал «Мастера и Маргариту» Булгакова, а в университете открыл для себя другие его произведения, — делится собеседник. — Очень нужная для понимания человеческой природы книга — «Собачье сердце». Преображенский со своим Шариковым вписывается в мифологему о том, как всесильна наука. Но каков результат смелых опытов? Профессор сотворил Шарикова, несет за него ответственность, но мучается. Книга заставляет задуматься о своих действиях и их последствиях.
Педагоги как творцы
Декан журфака — об образе современного преподавателя
— Педагоги формируют личность, определяют поведение, закладывают идеи и должны понимать, к чему эти действия приведут, — убежден Алексей Беляев. — В школе учитель истории прививал нам неоднозначное отношение к событиям. Он учил, что любой предмет всегда нужно вертеть с разных сторон, находить его плюсы и минусы, задавал провокационные вопросы. Так мы задумывались, развивали свои мысли, спорили.