«Сегодня мы участвуем в миротворческих миссиях в Ливане под эгидой ООН и выполняем задачи в Украине под эгидой ОБСЕ. Эти вопросы планируем развивать и расширять, — сообщил журналистам после разговора с Главой государства министр обороны. — У нас есть подготовленное подразделение для этих задач — миротворческая рота в Витебске. Прорабатываем дальнейшие направления для того, чтобы войти в одну из миротворческих миссий».
Полковник Дмитрий Рябихин стоял у истоков миротворческой роты.
Что же сейчас представляет собой миротворческая деятельность нашей страны? Каков потенциал подразделений белорусских миротворцев? В чем специфика их службы и перспективы развития? Попробуем разобраться с помощью специалистов Минобороны…
В этом году наши «голубые каски» отметили две юбилейные даты: 15 лет со дня образования миротворческого подразделения Вооруженных Сил и 10 лет с начала участия национального миротворческого контингента в миссии Временных сил ООН в Ливане. Пребывание на Ближнем Востоке белорусских военных специалистов происходит на ротационной основе. Каждый миротворец находится на ооновском посту не более года. К примеру, в августе в Ливан направились трое наших военнослужащих. Двое из них проходят службу в штабе сектора «Запад» на должностях специалистов штаба в составе итальянского контингента миссии. Их товарищ планово заменил белорусского врача в составе военного госпиталя миссии. А в октябре прошла еще одна медицинская ротация — в Ливан прибыла новая смена белорусов. Всего в зоне многолетнего конфликта трудятся семеро соотечественников.
К слову, в состав итальянского контингента наши миротворцы отправлены впервые. Это стало возможным после подписания в октябре 2019-го Технического соглашения между министерствами обороны двух стран о сотрудничестве в рамках совместного участия в миссии Временных сил ООН в Ливане.
Мой собеседник — полковник Дмитрий Рябихин — помнит, как все начиналось. Ему посчастливилось стать первым командиром уникального и тогда, и поныне для нашей страны миротворческого подразделения. 15 лет назад будущая рота представляла своеобразный учебный центр в составе 120-й механизированной бригады: несколько офицеров уровня заместителей командиров рот и командиров взводов плюс командировавшиеся на сборы специалисты из различных соединений и частей. Все — молодые энтузиасты с горящими глазами! Для обучения первопроходцев приглашались коллеги из России, инструкторы из стран дальнего зарубежья. Проводились совместные учения — в Беларуси и за рубежом. Уже в 2010-м среди флагов разных государств над ооновской миссией в Ливане стал реять и родной красно-зеленый. В 2012-м, когда стали на ноги миротворческие силы ОДКБ, рота была перебазирована из минского Уручья на север страны и с тех пор является подразделением легендарной 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. Элитным и престижным.
Ныне полковник Рябихин — начальник отдела (международного военного сотрудничества и миротворческой деятельности) командования сил специальных операций Вооруженных Сил, курирует в том числе и вопросы подготовки миротворческой роты:
— Должности, которые закреплены за Республикой Беларусь в военном госпитале ливанской миссии, — хирург, анестезиолог и две медсестры. ООН очень заинтересована в присутствии наших медиков в Ливане: в свое время там возник дефицит кадров, и белорусские специалисты наивысшей категории его с успехом устранили. Не столько числом, сколько умением. За годы сотрудничества зарубежные партнеры по достоинству оценили высокую квалификацию белорусов. В свою очередь, и для нашей стороны чрезвычайно важен уникальный опыт, приобретенный военными медиками в Ливане. К примеру, у тех же анестезиологов очень различается специфика помощи пациентам разного этнического происхождения, в том числе дозы препаратов, контроль за состоянием пострадавших. Подобного рода опыт, изучение особенностей оказания медицинской помощи жителям Ближнего Востока может пригодиться отечественным специалистам в дальнейшем. Также бесценен опыт постоянного общения с коллегами-медиками из других стран, изучение их оборудования и организации работы. Так что некоторые новшества, которые реализованы у нас в системе военной медицины, — результат работы по линии миротворчества. И эта деятельность будет расширяться.
«Рассматривается вопрос об увеличении численности нашего контингента в Ливане. Речь идет о направлении уже непосредственно части нашего витебского подразделения. Говорить о составе и задачах пока преждевременно. А стратегия активного участия Республики Беларусь в миротворческой деятельности ООН неизменна и основывается на устремлении повышения авторитета нашего государства на международной арене», — отмечает Дмитрий Рябихин. По словам офицера, Министерство обороны провело колоссальную работу по решению вопросов расширения участия Республики Беларусь в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе организовывало ряд оценочных визитов для определения других мест потенциального пребывания наших «голубых касок». В ходе этих визитов прежде всего изучались обстановка и особенности выполнения задач в различных миссиях под эгидой ООН. Подобная работа при содействии МИД ведется и по другим направлениям. Пока идет совместная работа дипломатов, представителей военного руководства государств-партнеров и разрабатываются проекты соглашений, сами миротворцы продолжают трудиться над совершенствованием своего профессионализма.
Миротворческая рота в составе 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады — подразделение общей численностью до 100 человек: три взвода, отделение инструкторов. Все — контрактники, прапорщики и офицеры. Должностная категория даже для стрелка — прапорщик. Все прекрасно вооружены и экипированы — за что благодарны руководству Министерства обороны и отечественным производителям. Боевая подготовка выстроена так, что все военнослужащие могут при необходимости заменять друг друга. Мало ли как может сложиться обстановка в кризисном регионе? Здесь каждый и профессионал в своем деле, и универсальный солдат. Чтобы подчеркнуть многопрофильность бойцов, Дмитрий Рябихин называет некоторые должности: в роте, к примеру, есть стрелок-сапер, который во взрывозащитном костюме может предпринять дополнительные меры по инженерной разведке. Есть и стрелок-санитар, способный оказать первую помощь пострадавшему с использованием дополнительных элементов экипировки и углубленной подготовки.
В любое время, в любом месте, любые задачи!
В Витебск из стран с большим опытом участия в локальных конфликтах приглашаются инструкторы по противодействию самодельным взрывным устройствам, по эвакуации раненых из-под огня противника. В марте, в частности, миротворцы провели совместную тренировку с морпехами из Великобритании. Есть чему поучиться и у белорусских профессионалов: в середине ноября миротворцы и разведчики витебской бригады отработали практику оказания первой помощи на поле боя под руководством представителей военного факультета Белорусского государственного медицинского университета. Десантники выполнили нормативы по иммобилизации пострадавших, остановке кровотечения, эвакуации «трехсотых» из техники и с поля боя.
Нередко в зависимости от поставленной задачи командование принимает решение дать роте дополнительных спецов — это могут быть и кинологи со служебными собаками, и операторы беспилотных авиакомплексов, и асы радиоэлектронной борьбы, и даже зенитчики.
Полковник Рябихин обращает внимание: миротворческий компонент от Республики Беларусь не ограничивается лишь медицинской и десантной составляющими, как думают многие. Скажем, в составе миротворческих сил ОДКБ наши «голубые каски» представлены и милицейскими формированиями. На недавнем командно-штабном учении с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство — 2020» десантники действовали плечом к плечу с собратьями по оружию из 3-й отдельной бригады специального назначения внутренних войск МВД.
— Такому сотрудничеству более 10 лет. С 2009 года мы проводим совместные мероприятия в рамках подготовки к миротворческой деятельности. Военнослужащие одного из подразделений бригады специального назначения внутренних войск участвуют в сборах на территории витебской бригады. Перенимаем друг у друга опыт. Наши контрактники и офицеры вместе обучаются в Военной академии Республики Беларусь на курсах по совершенствованию знаний иностранного языка и изучению основ миротворческой деятельности. Такое взаимодействие между разными силовыми структурами идет активно и очень продуктивно! — акцентирует Дмитрий Рябихин.
…Кто служит в знаменитой роте миротворцев? У кого из парней есть шанс встать в строй? С какой мотивацией приходят молодые бойцы и офицеры? Такими вопросами забрасываю я Дмитрия Викторовича.
— Шанс попасть к нам на службу всегда есть! — обнадеживает офицер. И тут же щедро обеспечивает потенциальных кандидатов пищей для размышлений: — Но всегда прежде всего рассматривается именно желание и готовность новичка в любой момент по приказу убыть за пределы Республики Беларусь для выполнения задачи в зоне вооруженного конфликта. Военнослужащий роты (а это всегда только контрактник и чаще всего отслуживший в ССО) направляется для выполнения миссии за пределами страны только с его личного письменного согласия. Таков закон и условия участия граждан Республики Беларусь в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Поэтому нецелесообразно брать в подразделение того, кто в ответственный час никуда не поедет. Зачем тратить время и средства на его подготовку? Чтобы не происходило ошибок, каждый кандидат проходит через ряд мероприятий по отбору. Изучаются его характеристики, профессиональная, физическая и психологическая подготовка. По медицинским показателям он должен быть годен к службе в ССО. Далее идет всесторонняя подготовка военнослужащего, в том числе языковая. Она организуется на курсах английского языка в Военной академии Республики Беларусь и на занятиях в подразделении, а лучшие белорусские миротворцы совершенствуют свои навыки в учебных центрах вооруженных сил иностранных государств. Постигаются в военном вузе гуманитарное право и основы миротворческой деятельности, ведь каждый миротворец не только солдат и командир, но и своего рода дипломат. Искусство общения с местным населением, подчас агрессивно настроенным, — дело тонкое! А ошибка может дорого обойтись и повлиять на исход миссии.
«Десантники-миротворцы из Витебска с завидным постоянством подтверждают высокий уровень своей подготовки и постоянную готовность к выполнению задач. Так, два года подряд они оказывались на пьедестале престижных состязаний военных патрулей в Великобритании. В нынешнем году двое военнослужащих роты успешно прошли испытания на право награждения нагрудным знаком «Доблесть и мастерство». Ранее рота миротворцев выполняла задачи в ходе учений на таджикско-афганской границе при 50-градусной жаре. И наоборот, есть опыт десантирования на Северный полюс при 50 градусах ниже нуля. Выдержали и характер, и экипировка, и вооружение не подвело! Не подведут опытные профессионалы и на планируемых международных учениях, и в ходе выполнения предполагаемых в будущем зарубежных миссий», — с уверенностью резюмирует Дмитрий Рябихин.
А я вспоминаю строки из песни ВИА «Спецназ» «Миротворцы»: «Смотрят люди в глаза нам с надеждой. Миротворцы — не боги войны. Будут дети смеяться как прежде, потому что мы с миром пришли».
Фото из личного архива Дмитрия Рябихина.