О чем говорит такая поддержка, тем более в столь непростой период истории, когда даже страны, традиционно считающиеся высокоразвитыми, сворачивают одну социальную программу за другой? Для обсуждения этого вопроса мы пригласили к разговору компетентных собеседников. Участниками круглого стола в редакции «СБ. Беларусь сегодня» стали заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования Олег Дьяченко; член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Инна Крачек; заведующий кафедрой инноватики и предпринимательской деятельности экономического факультета БГУ, доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Жанна Тарасевич.
Искусство исполнения бюджета
О. Дьяченко: Грамотное проектирование государственного бюджета, планирование доходов, основных направлений расходования средств и источников финансирования бюджетного дефицита является важнейшим условием стабильного развития страны. Проект закона о республиканском бюджете на следующий год уже опубликован, с ним можно ознакомиться.И увидеть главное: при всех сложностях современной экономической ситуации государство обеспечивает сохранение социальных гарантий населению. Вырастут расходы на здравоохранение, образование, реализацию государственной социальной политики.В связи с обострением международной обстановки государством предприняты дополнительные усилия для поддержания на должном уровне обороноспособности республики, судебной системы и правоохранительной деятельности. Поэтому увеличение бюджетных расходов на эти цели полностью оправданно. Ведь народу Беларуси нужна мирная жизнь и безопасность, а это стоит очень дорого.
И. Крачек: Напомню, 27 февраля 2022 года на республиканском референдуме приняты изменения и дополнения в Конституцию страны. В Основном Законе определено, что одна из основных задач внутренней политики — проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики. Поэтому составление бюджета, главного финансового документа, включает в себя сметы расходов всех ведомств, служб, государственных программ, в нем отражаются все источники ожидаемых поступлений и, соответственно, расходы. Как расходовать средства на развитие социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, обороны, строительства, науки и других сфер, определяет Закон «О республиканском бюджете на 2023 год».
Инна КРАЧЕК:
— Беларусь за период своей независимости неоднократно подвергалась санкционному давлению. Еще бы: разве можно простить путь без разрушения экономики, введения карантина, принятия решений в угоду коллективному Западу и США? Географическое положение, порядок, социальные программы и еще множество наших завоеваний — все это является раздражающим фактором для агрессивных сил и служит поводом для введения санкций. Но эти санкции тщетны.
Вот и в разработанном проекте бюджета на следующий год мы увидели, что, несмотря на непростые условия, он отличается детальной и высокопрофессиональной проработкой, реалистичностью и сохранением социальной направленности. В нем четко прослеживается посыл, озвученный Главой государства, — люди не ощутят на себе последствий ни экономических санкций, ни негативных процессов, которые происходят в мире.Несмотря на санкции, нашим государством обеспечивается выполнение социальных обязательств. Особое внимание уделяется многодетным семьям.
Ж. Тарасевич: У нас бюджет социально ориентированный, и с точки зрения потребителя это хорошо. Но хочется обратить внимание, что бюджет в этом году и следующем дефицитный, он складывается в основном из налогов. А это означает, что нужно изыскивать источники для пополнения бюджета и выполнения обязательств. Добросовестный бизнес в полном объеме выплачивает налоги и стремится выполнять свои обязательства. На сегодня любой наниматель заинтересован и в достойной выплате зарплаты.
В налоговом законодательстве предусмотрено выравнивание условий хозяйствования между различными формами бизнеса. Со стороны организованного предпринимательства это рассматривается как положительный шаг.
Однако есть определенная настороженность в связи с тем, что увеличиваются налоги. Например, налог на прибыль вырастет с 18 до 20 процентов. А это связано с инвестиционной деятельностью в стране. Мы частично изымаем ресурсы, перераспределяем их. Вопросы это чувствительные, и государство с бизнесом должны вести четкий диалог. Не стоит оставаться в стороне и каждому из нас, гражданам страны. Человек не должен быть просто иждивенцем системы. Если посмотреть на пенсионную систему, человек платит на ее формирование лишь 1 процент, а наниматель — 34 процента. Человек с зарплаты платит подоходный налог в размере 13 процентов, наниматель — налог на прибыль с чистого дохода — 20 процентов.
Олег ДЬЯЧЕНКО:
— Социальная направленность государственной политики — это то, что соответствует национальным традициям и менталитету белорусского народа. Это наша, если хотите, цивилизационная парадигма, которая уже более ста лет формирует привлекательный образ белорусского государства как государства социального, справедливого, — одним словом, государства для народа.
Социальное государство: фундаментальный смысл
О. Дьяченко: Хочу напомнить, что еще руководители республики советского периода четко понимали, что без устойчивого развития социальной сферы невозможно обеспечить высокие социальные стандарты для простых граждан. Поэтому в Конституциях БССР, да и в других программных документах закреплялся принцип социальной справедливости, а бюджеты страны из года в год имели ярко выраженную социальную направленность. Именно в таких условиях белорусы вызрели как нация, и поэтому разрушение советской политической системы в начале 1990‑х восприняли крайне негативно, оценивая наступивший период как смутные времена и как чуждое традиционному укладу жизни и национальной психологии «безвременье». И не зря в те годы наши политические противники открыто называли Беларусь «Вандеей», тем самым подчеркивали ее приверженность консервативному пути общественно-политического и социально-экономического развития, нежелание проводить в угоду прозападным революционерам перманентные антинародные экономические реформы.
В итоге именно рассудительность и здравомыслие белорусов позволили сохранить стабильность в стране, избежать уничтожения собственного сельскохозяйственного и промышленного производства, расслоения общества на бедных и богатых, формирования олигархического компрадорского политического режима.
В ходе обсуждения внесения изменений и дополнений в проект Конституции в обществе состоялся большой, откровенный и конструктивный разговор по всем ключевым проблемам нашей жизни и государственной политики. На референдуме народ определился в своем стратегическом выборе — «утверждение прав и свобод человека и гражданина, устоев правового государства и социально справедливого общества». Таким образом, были четко расставлены приоритеты и теперь многое, а по существу все, зависит от нас.
Ж. Тарасевич:
Важно, что мы построили свою уникальную модель. Государство для народа, справедливость, защита простого человека. И даже в непростых условиях социальная направленность государственной политики Беларуси не только сохранена, но и усилена.Благодаря этому наши граждане продолжают пользоваться бесплатным и современным медобслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета. Но надо понимать, что подобная поддержка требует значительных инвестиций от нашего государства, что обеспечивается финансированием за счет поступающих в бюджет денежных средств. Каждый гражданин Беларуси участвует в формировании и использовании средств бюджета: как налогоплательщик — в части его формирования, как потребитель услуг, предоставляемых государством, — в части его использования. Наша модель социального государства доказала свою эффективность и в сравнении с другими странами выглядит весьма достойно.
Государство должно думать и об экономике, и о человеке. И здесь — виртуозность государственного управления. С одной стороны, если человек ущемлен, у него не будет заинтересованности идти на работу и хорошо работать. Ему нужна уверенность в завтрашнем дне. Не должно быть догмой, что человек приходит на работу, ничего там не делает и за это работодатель платит зарплату. Человек должен понимать, что деньги зарабатываются честным трудом. С другой стороны, если экономика не будет работать, то и доходов не будет. Поэтому в обществе важно обеспечивать стабильность. И с этой задачей государство успешно справляется.
И. Крачек: В центре внимания нашей страны — человек. Поэтому в сфере социальной политики государство выполняет свои обязательства по отношению к людям. Меры поддержки предусмотрены для всех, кто нуждается в помощи государства. Это семьи с детьми, пожилые граждане, инвалиды. Хочется отметить, что отпуск по уходу за ребенком в нашей стране составляет три года, в то время как в Англии — всего девять месяцев, в Турции — четыре месяца, в Германии — 14 недель. В 2023 году планируется направить в целях выполнения обязательств государства по выплате пенсий и пособий в ФСЗН — 1,9 млрд руб. Также сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Бюджетное финансирование позволит обеспечить стабильное функционирование отраслей образования и здравоохранения, культуры и спорта.
В. Байнев: Я как работник бюджетной организации могу сказать следующее. Поскольку у нас зарплата платится из госбюджета, то, как ни крути, инфляция будет. А инфляция влечет за собой перераспределение доходов. От тех, у кого они постоянные, в пользу тех, у кого зарплата идет вровень с инфляцией. Если ее не компенсировать, получится, что у некоторых реальная зарплата будет уменьшаться. Чтобы этого не происходило, социальное государство индексирует пенсии и зарплаты бюджетников с ростом цен. Если этого не будет, то будет не социальное, а олигархическое государство или фашистская диктатура, как у некоторых сейчас. Мы не можем себе позволить, чтобы в Беларуси возникли такие же ситуации, как на Западе и в США, когда люди умирают от голода. Там просто на человека наплевать сегодня и правительству, и всем остальным. Потому что для правящего там олигархата главное — заработать деньги, и не важно, за счет чего: человеческих жизней, войны. Белорусы избрали совершенно другой путь построения государства.
Валерий БАЙНЕВ:В центре социальной политики нашего государства стоит человек.
— У нас люди уже привыкли, что повышение зарплат и пенсий — это нечто обыденное. Им и в голову не приходит, что во многих странах подобного попросту нет. Там государства на произвол судьбы отпускают своих граждан: барахтайся как хочешь и никаких компенсаций. А у нас государство стабилизирует инфляционные и экономические процессы. Белорусское государство — это могучий маховик, который, раскручиваясь, сглаживает различные негативные пульсации.
Имиджевый аспект, или Санкциям вопреки
И. Крачек: Четкий порядок управления, выстроенная вертикаль власти, участие народа в принятии важных решений позволили нашей стране выдержать в современной гонке геополитического безумия. У нас отстраиваются логистические цепочки, находятся рынки сбыта, экономика функционирует стабильно, что позволяет не только выплачивать заработную плату, пенсии и пособия, но и строить дома, учебные заведения, детские сады. Проводятся культурные и спортивные мероприятия. Что видят люди, посещая нашу страну? Красивые города, чистые улицы, магазины, объекты культуры и спорта. По нашим улицам можно ходить, не опасаясь грабежа, здесь безопасно, здесь нет кварталов для нищих, здесь не жгут машины и не разбивают витрины. Беларусь стояла у истоков образования ООН, а введение санкций противоречит уставу этой организации.Но наша страна даже в такой сложной ситуации не только не прекращает социальную направленность расходования бюджетных средств, но и находит возможности для помощи другим государствам, оказавшимся в беде.В. Байнев: Беларусь всегда была социально ориентированным государством, которое исходило из того, что у него есть определенные задачи и потребности. Наша страна не допустила массовой приватизации и имеет достаточно весомый государственный сектор. Конечно, в условиях, в которых оказалась экономика Беларуси, все обязаны максимально эффективно и напряженно работать. Как говорится, когда дует ветер, одни строят стены, другие — ветряные мельницы.
Сейчас каждому предприятию и руководителю независимо от формы собственности необходимо максимально эффективно построить работу своего предприятия и коллектива. И самое главное — каждый человек должен с максимальной отдачей работать и выполнять свои обязанности.Социально ориентированная политика государства проявляется в заботе о каждом гражданине, учете его возможностей и потребностей.
О. Дьяченко: При этом каждый честный человек в нашей стране видит, какими темпами осуществляется строительство жилья и социокультурных объектов, как модернизируются промышленные предприятия и вводятся в эксплуатацию новые учреждения здравоохранения. На глазах увеличилось производство основных видов сельскохозяйственных продуктов, что означает продовольственную безопасность страны. И это, заметьте, происходит в условиях беспрецедентного санкционного давления, политического шантажа в отношении белорусского государства и непрекращающихся попыток расшатать конституционный строй изнутри.
В то же время мы наблюдаем, как в соседних странах быстро улетучиваются социальные завоевания трудящихся, прогрессирует «инфляция» нравственных ценностей, происходит свертывание социальных программ, катастрофически растут безработица и нищета. Поэтому нам, белорусам, нужно еще раз правильно оценить сложившееся положение и создать такую обстановку в стране, при которой сможем надежно защитить свои национальные интересы.
Жанна ТАРАСЕВИЧ:КСТАТИ
— Социально ориентированная экономика, социально ориентированное государство — это не только господдержка. В первую очередь это забота каждого о каждом. Забота общества о каждом белорусе. И это внутренний запрос нашего общества. Мы не можем отойти от него. Это наша модель, которая сложилась исторически, и предать ее ради каких-то либеральных ценностей было бы недопустимо.
В 2022 году Правительство на основании подходов, одобренных Главой государства, приняло ряд решений по повышению оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета. В частности, имели место:
♦ планомерное увеличение размеров базовой ставки;
♦ трансформация ковидных доплат в надбавки за работу в сфере здравоохранения;
♦ установление дополнительных стимулирующих выплат отдельным категориям работников бюджетной сферы: учителям и преподавателям, осуществляющим функции классного руководства, воспитателям и помощникам воспитателей детских дошкольных учреждений, работникам сфер социального обслуживания, работникам культуры.
Повышаются надбавки работникам сферы социального обслуживания
Увеличение дохода этой категории работников закреплено постановлением Минтруда и соцзащиты от 23 ноября 2022 года № 73.
В частности, с 1 ноября работникам учреждений социального обслуживания увеличиваются размеры надбавки за работу в сфере социального обслуживания.
Как пояснили в ведомстве, надбавка работникам учреждений социального обслуживания установлена в дифференцированных размерах от 20 до 90 процентов от базовой ставки с 1 января текущего года.
С 1 ноября надбавка увеличивается:
♦ социальным работникам, сиделкам, медицинским дезинфекторам и рабочим (санитаркам, няням, младшим медицинским сестрам по уходу за больными и др.) — на 10 процентных пунктов к действующему размеру;
♦ прочим работникам — на 5 процентных пунктов к нынешнему заработку.
Кроме этого, постановлением расширен круг получателей надбавки. Так, с 1 ноября указанную надбавку будут получать работники домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства в следующих размерах:
♦ руководители и специалисты — 30 процентов базовой ставки;
♦ прочие работники — 20 процентов базовой ставки.
По оценкам авторов документа, в результате заработная плата работников домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства за ноябрь в среднем увеличится на 6 — 10 процентов.
— В дальнейшем размер этой надбавки будет увеличиваться пропорционально росту базовой ставки. Очередное повышение базовой ставки произойдет уже с 1 января будущего года, — прокомментировали в ведомстве.
К слову, в ноябре — декабре текущего года и в 2023‑м на выплату надбавки планируется направить средства в размере 92,5 миллиона рублей.
— Таким образом, с учетом увеличения размеров надбавки, а также роста базовой ставки (шесть раз в течение нынешнего года) заработная плата работников сферы социального обслуживания за 2022 год увеличится в среднем на 21 процент и составит около 960 рублей, — подчеркнули в профильном министерстве.
osipov@sb.by
В частности, с 1 ноября работникам учреждений социального обслуживания увеличиваются размеры надбавки за работу в сфере социального обслуживания.
Как пояснили в ведомстве, надбавка работникам учреждений социального обслуживания установлена в дифференцированных размерах от 20 до 90 процентов от базовой ставки с 1 января текущего года.
С 1 ноября надбавка увеличивается:
♦ социальным работникам, сиделкам, медицинским дезинфекторам и рабочим (санитаркам, няням, младшим медицинским сестрам по уходу за больными и др.) — на 10 процентных пунктов к действующему размеру;
♦ прочим работникам — на 5 процентных пунктов к нынешнему заработку.
Кроме этого, постановлением расширен круг получателей надбавки. Так, с 1 ноября указанную надбавку будут получать работники домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства в следующих размерах:
♦ руководители и специалисты — 30 процентов базовой ставки;
♦ прочие работники — 20 процентов базовой ставки.
По оценкам авторов документа, в результате заработная плата работников домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства за ноябрь в среднем увеличится на 6 — 10 процентов.
— В дальнейшем размер этой надбавки будет увеличиваться пропорционально росту базовой ставки. Очередное повышение базовой ставки произойдет уже с 1 января будущего года, — прокомментировали в ведомстве.
К слову, в ноябре — декабре текущего года и в 2023‑м на выплату надбавки планируется направить средства в размере 92,5 миллиона рублей.
— Таким образом, с учетом увеличения размеров надбавки, а также роста базовой ставки (шесть раз в течение нынешнего года) заработная плата работников сферы социального обслуживания за 2022 год увеличится в среднем на 21 процент и составит около 960 рублей, — подчеркнули в профильном министерстве.
osipov@sb.by
sichevich@sb.by