Даже считаться одним из главных «защитников прав авторов и исполнителей» непросто, не говоря уж о том, чтобы — быть. В студии «Альфа Радио» Андрей Муковозчик недавно беседовал с Сергеем Кухто. Интересные фрагменты разговора мы предлагаем читателям «СБ».
Андрей Муковозчик: Одна из ваших любимых фраз: «В жизни нужно делать то, что дается легко, но делать это изо всех сил» (Э.Гофман). Что, и правда так?
Сергей Кухто: Да. Мы ведь часто подменяем: мы идем на работу зарабатывать деньги, потом возвращаемся и занимаемся любимым делом, тратя на это заработанные деньги, — бесконечный ненужный круг. А если человек все–таки находит свое — вот тогда рождаются и какие–то гениальные вещи.
О прошлом
— Из ваших любимых песен одна — это «Боже, какой пустяк». Часто приходилось делать что–нибудь не так?
— Стараюсь. Мы же все — правильные. А когда человек вырывается за границы установленных кем–то правил, в хорошем смысле говорю, — он становится приятно сумасшедшим.
— «Выбросить хлам из дома» и тут же «старых позвать друзей» — нет здесь противоречия?
— Хлам из дома... Мы же все потребители, у нас же вечно балкон «нужными» вещами загружен. Мы пытаемся дружить с «нужными» людьми... Вот выкинуть весь этот хлам: необходимость дружить, необходимость улыбаться, смеяться над несмешными анекдотами — и пригласить ту комфортную среду. А это твои старые друзья, с которыми ты рос, с кем тебе не нужно было выпендриваться, что вот я — такой–то...
— Не факт, что это комфортно. Но одно неоспоримо — та дружба была бескорыстной.
— В моей жизни произошел такой момент, когда я «вернулся». А был достаточно длительный «разрыв», может, лет 15 мы не общались, не встречались. И когда я вернулся к своим старым друзьям...
— Они приняли?
— Вот хорошее слово: приняли. Потому что возвращение было непростое, могу сказать. Я выслушал ряд упреков, дружеских упреков — и тем не менее. Для меня это была своеобразная школа. Но я прошел экзамен, я повинился, было распито несколько самоваров чая — и теперь нас тянет друг к другу, и мы встречаемся, и меня это очень радует.
— А вы согласны с той точкой зрения, что человек по жизни «кожу меняет», себя меняет?
— Да. Я думаю, если с каждой «пятилетки» собрать знакомых, они будут рассказывать про разного Кухто. Я был долгое время романтиком. Потом начал с этим бороться, потому что устал быть романтиком. Когда все человечество шагнуло в век прагматизма, жестокого потребительства, а я такой, с воздушным шариком... Все стали зарабатывать активно деньги, устраиваться на престижные должности, выбирать себе статусных друзей — и мне стало как–то грустно. Я, наверное, неправильно живу, подумал я.
— А вы их — тех Кухто — любите или стараетесь забыть?
— Я им завидую. Особенно 15–летнему. Но он изменился, даже где–то кардинально, наверное... Это как со старой одеждой: иногда хочется открыть платяной шкаф и примерить давние любимые вещи, хоть перед зеркалом на себя посмотреть и вспомнить. Точно так же ты вспоминаешь черты характера себя 15–летнего и думаешь: да пошло оно все! Побуду я таким, тем! Иногда это удается... Минут пять.
— Когда вы вспоминаете о прошлом, чего вам больше всего не хватает?
— Общения. Отношений и общения.
О жизни
— Словосочетание «имею право» — оно для вас носит в первую очередь нравственный характер или юридический?
— Хм... В зависимости от момента, в суде — там «будьте любезны». А в жизни я этим никогда не пользуюсь, считаю, что это чересчур. Я из того времени (господи, как это звучит!), когда некие моральные принципы были главенствующими. Слово, забытое многими, — совесть. Жили по совести. Это передавалось папой и мамой, наверное, и закалялось во дворе. А вот когда нет других инструментов и совесть стала понятием субъективным, тогда вступает все–таки закон.
— Как главный защитник «прав авторов и исполнителей»...
— Не главный. У нас есть Национальный центр интеллектуальной собственности, давно работающий, с опытными сотрудниками, они все–таки главные. В своем профиле. Мы, становящаяся на ноги организация, — в своем.
— Так вы кого бы защищали — Э.С.Ханка или А.И.Ярмоленко?
— Ханок имеет право. В данном случае я бы руководствовался законом. Если бы те два человека руководствовались законом 20 — 30 лет назад, то этого конфликта бы не было. Но тогда и закона этого не было — вот в чем парадокс.
— А еще какое событие для вас за прошедший год было знаковым?
— Я его жду. Как представитель достаточно большого коллектива творческих людей, которые почти уже 1,5 года назад приняли решение о создании объединения по коллективному управлению авторскими правами. И вот мы ждем, когда будем работоспособными, признанными, нужными. Для нас это очень важно — быть нужными и признанными. А сейчас — период ожидания.
— А это тяжело.
— Да, хотя понятно, что быстро быть не может. А если и будет быстро — то, факт, с ошибками, и потом придется делать шаги назад, переделывать. И себе, и своим коллегам говорю: наберитесь терпения, это надо пройти, это надо пережить. Как сказал один депутат: ты не забывай, что ты делаешь нормативную, юридическую базу, но надо что–то менять и в сознании людей. Надо, чтобы люди были готовы.
— И этот конфликт между композитором и исполнителями — он, получается, тоже играет на изменение отношения общества к авторскому праву?
— Конечно. Обратите внимание, как разделилось по этому вопросу общество. А всем творческим людям надо открыть и читать этот закон. В обязательном порядке. Потому что, как показала наша годовая уже практика, у нас и толковых юристов–то в области авторского права немного.
— А им и незачем быть, поскольку оно в зачаточном состоянии.
— Да, не было востребованности, нужды. И так получается, что самим фактом организации нашего общества мы потянули целый пласт нового направления.
— Или сдвинули ту лавину, которая вот–вот рухнет вниз?
— Нет, вы знаете, очень много позитивного. Уже более полугода при Совете Республики действует рабочая группа по внесению изменений в закон об авторском праве. Давно в нем ничего не менялось. К этому подключено и большое количество чиновников, творческих людей, юристов — и я бы очень хотел, чтобы там многое было осовременено, чтобы стало понятнее для элиты, да и для всех творческих людей. Авторское право — оно не может быть обособлено для Беларуси. Это тот инструмент, который работает вне зависимости от территорий, стран и границ. И то, что с существующим, скажем так, хаосом надо заканчивать — вот это уже все понимают.
О музыке
Играю на гитаре. Я из того времени, когда мозоли от струн на пальцах — это считалось достоинством. Потом я понял, что на гитаре играют многие и — барабаны. Мне очень нравится сильная доля и нравится четверть, откуда любовь к кантри, к регги... А еще я люблю маршевую музыку. И обожаю духовой оркестр.
КТО ЕСТЬ КТО
Сергей Александрович Кухто — телеведущий, побывавший и в теленачальниках. Медийная персона, готовая в любой момент уйти в тень. Юбиляр, о котором даже в интернете мало биографических сведений. В настоящее время — председатель правления общественного объединения «Белорусский союз авторов и исполнителей».
К СВЕДЕНИЮ
«Альфа Радио» уже два года живет новой жизнью в составе объединенной редакции «СБ». Слушать его можно в Минске на 107,9 FM, в Бресте — на 100,8, в Витебске — на 107,6 и в Гродно — на 98,4. Авторская программа А.Муковозчика «Песня о жизни» выходит в эфир каждую пятницу в 20.00 и в воскресенье в 19.00.
mukovoz@sb.by
Защитник прав авторов и исполнителей: в студии «Альфа Радио» Андрей Муковозчик беседовал с Сергеем Кухто
Защитник прав авторов и исполнителей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.