«Витязь» заканчивает работу над супербыстрой ЭЗС мощностью 200 кВт для зарядной сети Malanka

Заряд набирает мощность

Запрос на создание электрозарядной сети в стране появился сравнительно недавно, но вполне закономерно. За последние пару лет производители электромобилей заметно удешевили их конечную стоимость, да и экологическая повестка подталкивает к переходу на более чистые машины. Сегодня в Беларуси мы имеем уже достаточно развитую сеть ЭЗС, которая вскоре будет насчитывать более 600 единиц. Недавно Президент обратил внимание на то, что на заправочных станциях по всей стране должна быть возможность быстрой зарядки легковых электромобилей. Глава государства отметил, что в данный момент лишь около десяти процентов АЗС предоставляют такую услугу, а надо значительно больше. Представители ПО «Белоруснефть» пояснили, что национальный оператор в следующем году продолжит способствовать опережающему развитию зарядной инфраструктуры. При этом ставка будет делаться на быстрые зарядные станции. Такие создает отечественный производитель ОАО «Витязь». В компании «Р» рассказали о планах по созданию более быстрых зарядных комплексов нового поколения, которые будут доступны для пользователей уже в 2022-м.

ЭЗС в разрезе

За четыре года на предприятии ОАО «Витязь» наладили производство широкого ряда зарядных станций. Разработчики здесь прошли все этапы — от создания станций переменного тока мощностью до 22 кВт, которые сегодня может поставить в своем гараже любой желающий, до выпуска сверхбыстрых ЭЗС постоянного тока. Наиболее востребованные из них сегодня ЭЗС мощностью 50—60 кВт. Такие за час зарядят электрокар на 300 км. Вместе с тем на стадии освоения находятся и более быстрые зарядные станции постоянного тока мощностью 200 кВт, которые поставят национальному оператору уже в начале следующего года.

Помощник генерального директора по внедрению новой техники и технологии Владислав Павленко акцентирует, что произвести мощную станцию достаточно просто с компетенциями компании. Если посмотреть на нее в разрезе, то станция от 60 кВт до 120 кВт состоит из ряда стандартизированных компонентов, за исключением специфических изделий, таких как коннекторы, контроллеры заряда, блоков, которые преобразуют ток из переменного в постоянный. Если взять в расчет станцию большей мощности, то добавляется еще и активное жидкостное охлаждение — коннектор и кабель сильно нагреваются в процессе заряда. Изготовить такие станции в зависимости от их мощности на конвейере завода можно от недели до двух месяцев, учитывая весь спектр испытаний и разрешений.

Владислав Павленко.
— Важнее подготовить электросети, которые будут подпитывать станцию, ведь ЭЗС оказывают на них существенную нагрузку. Этот вопрос также сейчас в проработке. Видим, что национальный оператор идет в сторону увеличения мощности своей сети. Мы же сегодня испытываем более мощные станции и готовимся их поставить уже в 2022-м, — подчеркнул помощник гендиректора.

Супербыстрый комплекс

Говоря о планах на следующий год, Владислав Павленко обратил внимание, что в компании работают над несколькими направлениями по развитию ЭЗС:

— Одно из них — усовершенствование сегмента 50—60 кВт. Эти станции мы сейчас активно поставляем ПО «Белоруснефть». В 2022-м обновим модельный ряд: немного изменим их дизайн, повысим мощность выпрямительных блоков и добавим некоторые конструктивные решения, связанные с позиционированием зарядных разъемов.

В компании активно конструируют ЭЗС повышенной мощности.

Также в компании конструируют станцию повышенной мощности — до 200 кВт. В этом году здесь уже изготовили первый образец, а в следующем — будут поставлять изделия ПО «Белоруснефть» в опытно-промышленной эксплуатации. Отличительная черта таких зарядок — повышенные токи, которые подразумевают активное охлаждение кабеля и коннектора. Такую станцию без проблем можно эксплуатировать и в зимних условиях — специальная охлаждающая жидкость не замерзает и является полноценным диэлектриком.

— Мы также начали работать над суперзарядным комплексом мощностью 350 кВт. Сейчас разрабатываем систему распределения мощности между зарядными постами. Супербыстрая ЭЗС будет представлять из себя целый комплекс зарядных станций, из которых шесть поддерживают мощность в 100 кВт и одна — в 350 кВт. Комплекс сможет заряжать как общественный транспорт, так и легковые авто.

Всего в стране планируется установить в 2022-м несколько суперзарядных комплексов, один из них — в столичном микрорайоне Брилевичи, а местоположение другого еще в проработке.

Владислав Павленко отметил, что в следующем году компания значительно повысит мощность станций для национального оператора:

— В конструировании мы будем применять принципиально новые подходы, которые ранее не использовались в Беларуси и СНГ.

Курс на локализацию

Также Владислав Павленко обратил внимание на то, что быстрые станции компании имеют примерно 40 процентов комплектующих белорусского производства.

— Высокая импортоемкость быстрых ЭЗС заключается в стоимости выпрямительных блоков. На территории стран СНГ они не выпускаются. Сейчас мы занимаемся локализацией своего силового блока совместно с организацией, входящей в структуру Государственного комитета по стандартизации. Уже локализовали контроллеры заряда, задействуем наше программное обеспечение.

При этом разработан план по углублению локализации на все модели станций с переменным и постоянным током до 2023 года. Вопрос поставок также в активной проработке — в частности, экспорт ЭЗС в Россию. Уже были запросы и из Казахстана.


kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter