Заместитель начальника Могилевского аэроклуба по летной подготовке Виталий Шамардин и авиатехник Анатолий Тонкий готовят “Як” к полетам.
— Несколько лет назад наши пилоты участвовали и в параде Победы в Минске. Пришлось мне вести четверку “яков”. Непростое это дело, скажу я вам. Самолеты-то у нас маленькие, легкие, реагируют на любые аэродинамические изменения: воздушные ямы, возмущенность атмосферы. А строй надо держать ровно. Малейшее отклонение — и он рассыпался, “картинка” испортилась. Но благодаря слетанности и мастерству наших летчиков все прошло без замечаний.
Могилевские пилоты в воздушный парадный расчет включались не случайно. Именно воспитанники этого аэроклуба составляют сборную страны по пилотажу, которая на международных соревнованиях заявила о себе пять лет назад и “уважать себя заставила”. Тогда Дмитрий Пащук на “Як-55” стал бронзовым призером чемпионата мира в одном из упражнений. Соперники выступали на новейших марках машин известнейших авиационных фирм. Но могилевчанин сумел обойти многих зарубежных асов на своем самолете, который был современным два десятилетия назад.
— И сейчас выступаем на своих самолетах, — уточняет Иван Касим. — Мы, наверное, одни из немногих пилотажников, сохранивших парк машин. Даже россияне для выступления на соревнованиях арендуют их у частных владельцев.
В период “разброда и шатаний” аэроклубу удалось сохранить материальную базу ценой неимоверных собственных усилий и благодаря поддержке государства. Последняя выразилась в том, что при создании своей национальной военной и гражданской авиации в систему подготовки пилотов были включены и могилевские авиаторы. Не обошлось без споров, скептических заключений. Но после того как руководство Военной академии и образованного в ней авиационного факультета проэкзаменовало их на летное мастерство, было принято решение проводить первоначальную полетную практику будущих белорусских асов на базе Могилевского аэроклуба.
— В принципе у нас и становятся летчиками. Взлетать, садиться, держаться в паре курсанты военной академии учатся в нашем аэроклубе. Здесь они впервые чувствуют небо. И, наверное, впервые понимают, насколько непростую профессию выбрали. После, пересев на боевые самолеты, пилотируют их уверенно. Ведь от наших “яков” они отличаются в основном лишь скоростными и боевыми характеристиками и сложностью выполнения задач.
Вообще, считает Касим, небо не любит равнодушных. Им надо хронически заболеть. Как болеют заместитель начальника аэроклуба по летной подготовке Дмитрий Пащук, летчик-инструктор Денис Шкарендо, авиационный техник Александр Донской, который после “земной” работы садится за штурвал самолета, чтобы совершенствовать пилотажное мастерство. Да и у самого начальника давняя и “запущенная” форма небесной болезни. Ведь и теперь, несмотря на ранг, не бросил летное дело. А недавно летал с Леонидом Якубовичем, который был гостем проходившего в Могилеве международного фестиваля анимационных фильмов. И удивился высокому пилотажному мастерству известного шоумена, давно имеющего сертификат летчика.
В ожидании свидания с небом.
“Человек рожден для счастья, как птица для полета”, — писал Владимир Короленко. Но сейчас и человеку в полете свойственно испытывать счастье. Если пилота несут крылья и “пламенный мотор”, то парашютист доверяет свою жизнь куску материи. И от этого не перестает испытывать счастье полета. Семья известных парашютистов Раковичей в полном составе заболела небом. Отец Юрий-старший — рекордсмен мира, неоднократный призер соревнований различного ранга. Мать Галина — чемпионка мира. Стремится к родительским спортивным высотам Юрий-младший.
Как-то к Касиму обратилась руководитель подросткового клуба “Эверест”, в котором занимались трудные подростки. Попросила подготовить их к прыжкам с парашютом. И после обучения ребята прыгнули. Потом педагоги не могли скрыть удивления, насколько изменились характеры и поведение ребят, отношения между ними.
В аэроклубе можно выучиться и пилотажу. Но соответствующее удостоверение курсант получит только в Москве, где придется сдавать экзамен. Правда, такая учеба будет стоить немалых денег. В прошлом году курс обучения прошел лишь один любитель. А так наведываются, чтобы один-два раза полетать. На бюджетные же средства готовят лишь перспективных летчиков-спортсменов, резерв сборной страны.
В будущем году в середине апреля Могилевский аэроклуб отметит свое 80-летие. И все это время, несмотря на различные профпереориентации, учит людей любить небо.
Полет в самолете меняет и характер человека, а иногда и взгляд на смысл жизни. Одного он делает более уверенным в себе, у другого снижает самооценку
Фото автора
infong@sb.by
infong@sb.by