Дикая природа приходит к домику в заповеднике: каково это – жить по соседству с медведями

Заповедная жизнь

Журналист «Р» убедилась, каково это — жить в заповеднике. Минусы и плюсы полного воссоединения с природой.



Завтрак для медведя 

К деревне Переходцы, куда мы едем вместе с заместителем директора Березинского биосферного заповедника Валерием Ивковичем, дорога устлана ковром цветущего иван-чая. Сотрудник заповедника улыбается, глядя на мое наивное восхищение. Сам ничему не удивляется. Это царство природы — его рабочее место.

А как не восхищаться? В лесу всю ночь шел дождь. Теперь деревья стоят свежие, от земли поднимается пар. Воздух кажется густым, до отказа насыщенным коктейлем из кислорода, аромата хвои и луговых трав. Разнообразие живых красок просто зашкаливает. Пока я восторгаюсь, мой экскурсовод решает производственные вопросы: позвонили жители одной из деревень — там сородичи выгнали из стаи лебедя. Нужно птицу забирать. Иначе ей грозит гибель. Лебеди не могут жить в одиночестве, а в местном зоопарке как раз освободился комфортный вольер:

— Поселим с удобствами. Сегодня вечером наши специалисты отправятся в ночную, а на обратном пути и птицу заберут. Почему в ночную? Нужно проверить расписание дня медведя, который нынче выходит на овсяное поле лакомиться. Мы это делаем регулярно, чтобы не обмануть в ожиданиях туристов: полюбоваться на косолапого сюда и иностранцы приезжают.

Старейшине заповедной деревни Зинаиде АВТУШКО (справа) всегда есть что обсудить со своей подругой Александрой.

Чужих проблем не бывает 

А вот и Переходцы — деревня как деревня, если не учитывать, конечно, что расположена она в самом сердце заповедника. 

Увы, цивилизация добралась и сюда — кто-то из сельчан много лет назад привез на свой огород «красивое» растение в виде борщевика. Теперь вот никак до конца избавиться от него жители даже вместе с сельсоветом не могут. Тем более что и осталось-то в лесной деревушке 5 «действующих» хат. Летом, конечно, население увеличивается: приезжают дачники. Старейшина деревни Зинаида Автушко (ей уже 75 лет) только что вернулась из леса. Докладывает:

— Год неурожайный. Нет ни грибов, ни ягод. Собрала литров пять лисичек, сдала по 4 рубля предпринимателю. Он сюда, прямо на место, приезжает. А прошлым летом я на «старые» деньги 30 миллионов заработала! Хорошая прибавка к пенсии.


Хозяйка села показывает свои владения и ведет к подруге и однофамилице — Александре Автушко. Вместе рассказывают: жизнь в заповеднике им нравится, а другой-то они и не знают. С леса кормятся — местным жителям и их близким родственникам это не запрещено. На здоровье не жалуются, Зинаида Лукинична до сих пор читает без очков. Автомагазин приходит, рейсовый автобус есть. Если надо, не дай бог, — «скорую» можно вызвать. С местными зверями научились жить в согласии. Друг другу не мешают. Да, вблизи деревни гуляет медведица с двумя медвежатами. Но как только люди в лес за грибами да ягодами — она подальше уходит. Своевольничают больше лисы, зайцы, лоси, козы, кабаны, но от них вреда особо нет. Огороды обнесены изгородью, домашнюю живность уже почти никто не держит. Бабушка Зинаида — настоящая попечительница в Переходцах:

— Пойдемте. Я вас с нашими молодыми познакомлю. У нас же здесь не одни старики…

«Молодым» Хацкевичам уже под пятьдесят. Нина в юности жила на другой стороне заповедника, за Березиной, в Минской области. Познакомилась с Андреем и перебрались сюда. Дети уже взрослые, разъехались. Супруги работают в местном лесничестве, обустраивают свой дом. Вот сейчас решили сделать капитальный ремонт. Скучно ли в лесу? А разве в лесу может быть скучно?! Следят за порядком в заповеднике, собирают грибы-ягоды, заготавливают сено для зоопарка. С удовольствием участвуют во всех инициативах старейшины деревни и особо активной дачницы Валентины Шепелевич. Оборудовали место общего сбора со скамеечками, вместе с сельсоветом облагородили брошенные усадьбы. Говорят, уединенная жизнь имеет свои прелести — главное, чувство открытости, общей семьи.

У ХАЦКЕВИЧЕЙ — самых молодых жителей деревни Переходцы — во дворе идеальный порядок.

Канал с бобрами 

Мы прощаемся, у нас с Валерием Ивковичем — новый сигнал. В деревне Валова Гора похулиганил бобер. Подрыл дорогу, проезда нет… Едем на другой конец заповедника, километров пять по пути — низкая, болотистая местность. Как тут можно жить? А вот и Валова Гора. Затерялась среди болот и торфяных озер. Огороды — как лесные полянки. Рассмотреть деревню невозможно — впечатление, что в зарослях леса просто разбросано несколько изб. Валерий Семенович объясняет: деревня расположена по обе стороны большого канала, который когда-то был судоходным и имел выход с Черного моря к Балтийскому — стоит как раз на водоразделе. Есть две версии названия отдаленной деревушки. От слова «вал» — то есть гора над каналом, и от слова «волы» — возможно, насыпь делали с помощью волов.

Теперь когда-то полноводный канал зарос, улицу соединяют мостики. Пенсионерка Галина Кульба живет здесь полстолетия. Сейчас ей почти 80 лет. Вышла на улицу с мобильником в руках и ностальгирует:

Дома в Валовой Горе соединяют мостики.

— Ой, красивый был канал, чистый, мосты высокие… От каждого дома — переправа к соседям напротив. Купались, рыбу ловили. А потом дамбу возле озера прорвало, вода и ушла… Зимуем обычно тремя домами. Село относится к охранной зоне, здесь порядки попроще. А вот грибы и ягоды собирать нельзя. Да нет, мы в лес все равно всю жизнь ходили, это сейчас уже сил нет. А так в 4 утра подъем, к 9 — дома. Тихонько. Чтобы инспекторам на глаза не попасться…

А что же бобры? Дорога в деревне повреждена, но грешить на хвостатых вряд ли стоит — низкое место просто размыли сильные дожди. Хотя кто их знает, этих бобров… На крутых берегах канала отчетливо видны норы. Здесь, на краю заповедника, звери тоже считают себя главными хозяевами. И люди с этим вполне согласны. 

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter