И что интересно — вовремя-то как появилось это сногсшибательное «разоблачение». Как только комиссии ICAO пришло время (в который раз, замечу) уже хоть что-нибудь рассказать о своем расследовании ситуации с самолетом Ryanair, так — оп! Очередная «сенсация». По сути сказать-то, похоже, и нечего.
Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Артем Сикорский с полным основанием назвал материал New York Times информационным вбросом. И это он еще мягкие слова употребил:
— Появившаяся информация в первую очередь рассчитана на простого обывателя, на общественность, на тех, кто не знает специфики гражданской авиации. Для нас как для профессионалов эти данные несодержательные и даже нелепые.Объяснил почему. Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принимал командир воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно при возможной угрозе авиационной безопасности. Он только передает сведения и помогает командиру воздушного судна в навигации. Во-вторых, инфовброс идет в тот момент, когда белорусская сторона просит от зарубежных партнеров и комиссии ICAO предоставить данные объективного контроля. В частности, переговоры вильнюсского диспетчера с пилотом и внутрикабинные переговоры членов экипажа. Ведь это необходимо для того, чтобы понимать, в чем конкретно нас обвиняют.
— Продемонстрируйте, что мы оказывали какое-то давление, угрожали применением боевой авиации и т.д. Но этого нет, — напомнил глава ведомства. — Мы еще 24 мая опубликовали все переговоры между пилотом и диспетчером, начиная от входа в воздушное пространство Беларуси, заканчивая посадкой, заруливанием на стоянку и стоянкой самолета в Национальном аэропорту Минск. Мы для всех это показали, проводили брифинги, пресс-конференции.
Западные же деятели такой открытости не проявляли. Опять постеснялись?
Кстати, вот что ответил Артем Сикорский на вопрос, почему сейчас понадобился фейк про Ryanair: «Необходимо оправдание для авторов и исполнителей незаконных санкций, авиационной блокады. И чтобы увести расследование куда-то в сторону либо его как можно на дольше затянуть».Для профессионалов понятно, что за пультом находится не один диспетчер. Были и другие. А еще — старший диспетчер, руководитель полета, и на него ложится огромная ответственность за принятие решения.
В общем, прав Артем Игоревич. Обвинить нас не в чем, доказательств против нас нет. Вот и тянут время. Других причин не имеется.
Хотя, казалось бы, всю информацию белорусская сторона предоставила. Вот вам горы документации, вот видео, вот аудиоматериалы. А тут еще наши диспетчеры обо всем подробно рассказали. Что тоже, кстати, запротоколировано, и видео тоже имеется. Есть доказательства правоты наших действий, в который раз напомнил Артем Сикорский. Во всей этой ситуации мы поступили безукоризненно и по международным стандартам.
Так что мы столько данных расследователям из ICAO вручили, что у тех глаза — по 5 копеек! Даже жаловались: многовато, надо бы изучить. Естественно, только вдумчиво, объективно и непредвзято. Согласно нормам международного права.
Что до сбежавшего за границу диспетчера, за которого так основательно вцепились польские и штатовские спецслужбисты, то Артем Сикорский подтвердил — такой диспетчер действительно работал в «Белаэронавигации», когда-то уехал из Беларуси, никто ему в этом не мешал:
— Человек, находясь на территории иностранного государства, при оказании определенного давления на него может согласиться на те или иные виды сотрудничества, пойти на какие-то сделки, в том числе и со своей совестью. Давать ему какую-то оценку я не вправе. Он не сказал что-то конкретное. Мы видим интерпретацию польскими спецслужбами его слов, но не его слова.
Да, спросили мы у руководителя департамента про вброс: мол, при посадке самолета с Р. Протасевичем в диспетчерской вышке находился сотрудник КГБ... Тут бы, конечно, пару крепких слов подошло, но человеку по должности не положено. Ответил деликатно. Суть: вместо того чтобы распространять откровенный бред, пусть бы западные деятели рассказали о работе в своих центрах управления движением, системе обеспечения безопасности и принятии решений. Особенно любопытно послушать специалистов США, к примеру, про 11 сентября 2001 года.
Большой активности расследователи и сейчас не проявляют. В течение 224-й сессии (она закончилась в ноябре этого года) должны были рассмотреть окончательный отчет об инциденте с Ryanair. Но комиссия ICAO не смогла подготовить этот документ, и его рассмотрение перенесли на 225-ю сессию (это с середины января и по март следующего года). Когда и будут ли вообще рассматривать окончательный отчет, ICAO не говорит.Да, последний запрос от ICAO был в октябре. С тех пор никакой дополнительной информации оттуда не запрашивали. Зато обещали с января по март рассмотреть нашу жалобу против действий западных стран по незаконной авиационной блокаде и санкциям в отношении наших перевозчиков. Но тут можно и года три прождать.
Белорусская сторона не раз подчеркивала, что европейские партнеры нарушают соответствующие статьи Чикагской конвенции и по национальному признаку блокируют полеты наших воздушных судов. Что является прямым нарушением данной конвенции, сказал журналистам Артем Сикорский.Ну и еще вопрос: а где, к слову, реакция ICAO и ЕС на случай с «Боингом» авиакомпании «Белавиа», который возвращали в Киев? Тогда же реально была угроза применения боевой авиации. Это есть в переговорах между диспетчером и пилотами. Это тоже зафиксировано. Эти события, что, забылись или у них появился срок давности?
КОММЕНТАРИЙ
Председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадим Гигин в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»:
— Здесь можно ответить одним словом «нiбыта». Наши оппоненты, когда пишут свою недостоверную информацию и запускают фейки, часто им оперируют. Я убежден, что польские спецслужбы очень долго работали, чтобы заполучить такого «диспетчера». Чтобы этот «нiбыта» свидетель что-то показал. Но самый главный вопрос: где результаты расследования ICAO? Расследование международной организации постоянно откладывается. Все понимают почему: никаких доказательств вины белорусской стороны нет. Второй момент — никаких претензий от пассажиров данного рейса не было… Авиакомпания также не выразила четких претензий белорусской стороне. Какие могут быть вопросы? Диспетчер это, мимо проходящий пассажир или уборщица (сообщает о якобы имеющихся подробностях инцидента — прим. ред.), значения не имеет.
В процесс, по мнению Гигина, вмешивается не Ирландия (авиакомпания Ryanair принадлежит этой стране. — Прим. ред.), а Польша, потому что она взяла на себя роль главного противника Беларуси.
gladkaya@sb.by