Замминистра ЖКХ рассказал, как новации законодательства повлияют на деятельность товариществ собственников

19 сентября Палатой представителей Национального собрания принят в первом чтении проект закона об изменении законодательства по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации. Сегодня, 10 ноября, на пресс-конференции в Доме прессы заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Андрей Ромашко рассказал об основных изменениях по данному вопросу, чем они вызваны, какие нюансы необходимо знать и на что повлияет принятие законопроекта.

Фото из архива «СБ»

– Рассмотрение нового законопроекта – актуальная и резонансная тема в обществе. Прошло общественное обсуждение, на котором были высказаны замечания и предложения. Они рассматриваются, принимаются отдельные решения. Хотелось бы отметить, в связи с чем рассматриваются изменения в законопроект. Несмотря на достаточно подробное законодательное регулирование вопросов деятельности организаций собственников, имеется ряд моментов. По-прежнему тонким остается вопрос назначения либо избрания на должность председателя правления в связи с институционной особенностью его нанимателя, – акцентировал внимание Андрей Ромашко.

Кроме того, по словам замминистра, сегодня нет прозрачности финансовой деятельности организаций собственников. Сообщения о фактах нецелевого использования денег и в принципе отсутствия отчетов о расходовании финансов товариществ собственников поступают не только в МЖКХ, но и в вышестоящие органы:

– С 2001 года около 10 процентов обращений (а это каждое десятое) связаны с работой товариществ собственников (ТС). Половина из них – жалобы и нарекания на работу руководства товариществ собственников. Отмечу, что в Беларуси около 10,5 тысячи ТС и организаций застройщиков. Однако около половины организаций не осуществляют свою деятельность либо из-за отсутствия председателя правления, либо из-за отсутствия самого правления. По этим причинам законопроект решает ряд вопросов в деятельности товариществ собственников.

Замминистра рассказал, что проектом предусмотрен дополнительный механизм прекращения полномочий председателя правления организации собственников и трудовых отношений с ним. Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом принятия решения о необходимости аннулирования свидетельства о прохождении профессиональной аттестации председателя. Такой вердикт может быть вынесен при неисполнении председателем обязательств, установленных законодательством, невыполнении законных требований органов местной власти, при неустранении выявленных нарушений:

 – Аннулирование свидетельства о прохождении профессиональной аттестации является основанием для прекращения трудовых отношений с председателем правления товарищества собственников и организации застройщиков без проведения общего собрания участников совместного домовладения.

Кроме того, изменяются подходы к аккумулированию денежных средств от вносимой плательщиками платы на капитальный ремонт. Так, средства на капитальный ремонт граждане будут отчислять на счета местных исполнительных и распорядительных органов.

– Это вызвано в первую очередь необходимостью единообразной организации проведения капитального ремонта. Да, сегодня есть случаи, когда в товариществах собственников эти средства идут на отдельные счета и в дальнейшем используются не по назначению. Эта мера направлена в первую очередь на защиту интересов граждан, – объяснил Андрей Ромашко.

Из других новшеств – упрощенный процесс ликвидации товариществ собственников. Кроме того, установлен новый порядок определения возможностей председателя правления товариществ собственников.

– Гражданин может занимать должность председателя правления организации собственников в одной организации собственников. Сегодня мы наблюдаем разные мнения по этому вопросу. Но все же мы настаиваем на данной норме в данной редакции. Она не нарушает действующее законодательство и Трудовой кодекс, а также дает возможность председателю правления товарищества собственников по совместительству заниматься другой деятельностью. Принятие данного законопроекта будет способствовать единообразному применению норм жилищного законодательства и обеспечению системного правового регулирования отношений по управлению общим имуществом совместного домовладения, – подытожил замминистра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter