Актуальный разговор с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь

Залог укрепления белорусской государственности

Каковы основные этапы создания системы национальной безопасности страны? Какая военно-политическая обстановка складывается в Беларуси и за рубежом? С чем связана активизация западных спецслужб? Почему так важен электоральный суверенитет? Сегодня на эти и другие актуальные вопросы в интервью для «СБ. Тенденций» отвечает Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Александр ВОЛЬФОВИЧ.

— Александр Григорьевич, электоральная кампания по выборам ­­Президента Республики Беларусь входит в активную фазу. Не сомневаюсь, что она пройдет в спокойной обстановке. Люди придут на избирательные участки и проголосуют за своего кандидата. Между тем хотелось бы поговорить о том, что зачастую остается за кадром. Ведь мир и спокойствие в нашей стране — во многом заслуга грамотно выстроенной системы обеспечения национальной безопасности. Какова цена нашей мирной жизни?

— Вы правы, мир и спокойствие в нашей стране — это не данность. Это результат кропотливой работы, которая активно ведется с момента провозглашения независимости и суверенитета Беларуси.

После развала Советского Союза необходимо было формировать собственную систему национальной безопасности. Делать это пришлось в условиях массированного давления из-за рубежа. Уже тогда, в начале 1990‑х, по указке западных кураторов началась тотальная и, что самое опасное, бездумная демилитаризация республики. Армию сокращали, расформировывали, а по сути целенаправленно уничтожали. Современную дорогостоящую высококлассную технику резали на металлолом. Умышленно и нагло наследницу Белорусского военного округа практически раздели догола. При активной поддержке извне всевозможных фондов, служивших лишь прикрытием для подрывной работы западных спецслужб, проводилась антибелорусская деятельность, направленная на очернение армии, дискредитацию правоохранительных органов, всех людей в погонах, стоявших на страже интересов государства. Это закономерно привело к снижению доверия населения к силовому блоку, ослаблению его кадрового потенциала.

Безусловно, важнейшей отправной точкой на пути создания системы национальной безопасности стало введение института президентства. Именно этот момент нашей истории стал переломным. Своеобразным «моментом истины». Одним из первых решений Главы государства стало подписание 5 августа 1994 года указа о создании Совета Безопасности Республики Беларусь, которому предстояло выработать механизм защиты страны от внешних и внутренних угроз.

В итоге сегодня в стране создана мощная система обеспечения национальной безопасности. Ее основа — компактные, хорошо оснащенные Вооруженные Силы, способные противодействовать современным рискам и вызовам. 

А. Лукашенко проводит совещание на Обуз-Лесновском полигоне, 24 сентября 2024 года.

С размещением на территории Беларуси российского тактического ядерного оружия Главой государства была исправлена допущенная в 1990‑х годах стратегическая ошибка, в результате которой мы лишились этого важнейшего фактора предотвращения агрессии против нашей страны. В настоящее время принято также решение о размещении в Беларуси гиперзвукового ракетного комплекса средней дальности «Орешник». Таким образом, наша страна будет иметь в своем распоряжении ударный кулак, позволяющий нанести неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору: ракетный комплекс «Искандер-М», тактическое ядерное оружие и «Орешник».

Наряду с этим активно развивается и белорусский военно-промышленный комплекс. Вам известна отечественная реактивная система залпового огня «Полонез», которая по своим тактико-техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а по отдельным показателям превосходит их, в частности РСЗО «Хаймарс». 

Также во исполнение поручения Главы государства производятся современные беспилотные летательные аппараты различного назначения, без которых сегодня невозможно успешное ведение боевых действий. А созданные системы территориальной обороны и народного ополчения придают делу защиты государства всенародный характер.

Надежно обеспечена пограничная безопасность. Проведены делимитация и демаркация границы на прибалтийском направлении, практически завершена демаркация на украинском. В связи с напряженной обстановкой на южном участке границы, угрозой проникновения в нашу страну диверсионно-разведывательных групп приняты дополнительные меры по усилению наших южных рубежей. В составе органов пограничной службы сформированы мобильные, хорошо подготовленные маневренные группы. Строятся новые пограничные заставы. Усилены меры по проведению разведки в приграничье.

Важным достижением можно назвать создание и постоянное совершенствование государственной системы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки. Государственным секретариатом Совета Безопасности во взаимодействии с заинтересованными структурами разработаны положения о государственной системе реагирования, об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией (КТО), об органах управления при введении чрезвычайного положения. 



А. Вольфович во время посещения участка государственной границы с Украиной в Брестской области, 13 декабря 2024 года.

Создана оперативная группа по управлению государственными органами — субъектами этой системы при установлении высокого уровня массовых беспорядков или террористической угрозы, отработан четкий алгоритм действий всех привлекаемых госорганов и организаций. В ходе неоднократных проверок и учений проведено их боевое слаживание, проработаны все детали функционирования данной системы. Мелочей здесь не бывает! Это позволило обеспечить высокую готовность сил и средств различных ведомств к выполнению задач по предназначению. Многое сделано впервые, в том числе на постсоветском пространстве.

Отдельно следует отметить внедрение в практику подготовки органов управления проведения учений различного уровня, военно-деловых игр, затрагивающих вопросы организации выполнения задач, возлагаемых на государственные органы в период нарастания военной угрозы. Данные мероприятия позволили выработать и закрепить профессиональные навыки у должностных лиц государственных органов, усовершенствовать порядок их деятельности в этот период.

Белорусскими спецслужбами и правоохранительными органами поставлен надежный заслон организованной преступности и коррупции. Ведется борьба с незаконной миграцией, оборотом наркотиков, оружия, боеприпасов, контрабандой. Сейчас в стране самый низкий уровень преступности за последние 30 лет. Более чем в два раза сократилось количество особо тяжких и тяжких преступлений, из них более чем в пять раз — убийств, в 20 раз — разбоев. Обеспечивается эффективное противодействие новым видам преступлений, в том числе совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий. Положительное влияние на криминогенную обстановку в стране оказало создание и функционирование республиканской системы мониторинга общественной безопасности, специальных подразделений органов внутренних дел по борьбе с киберпреступностью, Национального центра обеспечения кибербезопасности и реагирования на киберинциденты. Проведенные недавно очередные киберучения подтвердили высокий уровень отечественных специалистов в сфере обеспечения информационной безопасности.

Кроме того, в стране сформирована и постоянно совершенствуется государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует полноценная служба спасения. В итоге за последние десятилетия удалось практически в три раза снизить количество пожаров, а также погибших от них граждан.

Таким образом, за 30 лет независимости мы создали эффективную систему обеспечения национальной безопасности, без которой невозможно укрепление белорусской государственности. Наша страна является признанным на международной арене донором глобальной и региональной безопасности, инициатором многих проектов, направленных на укрепление мира и согласия в обществе. При этом сильная президентская власть не отменяет, а только укрепляет истинную демократию. А единственным источником реальной, не показной власти является народ.

— Тем не менее наша страна по-прежнему находится под прицелом деструктивных сил, которые не отказались от своих планов переформатировать Беларусь?

— Сегодня в рамках массированной антибелорусской кампании продолжается поддержка беглых и других подконтрольных деструктивных сил для реализации ими «плана Перамога 2.0» по силовому свержению действующей власти в нашей стране. Ведется активная подготовка боевиков для так называемой «белорусской освободительной армии». В Польше для руководства процессами обучения боевиков создан командно-координационный центр «Посполитое рушение». Готовится «боевое крыло». На территории Украины, которая превратилась в некую серую зону и используется Западом для ведения прокси-войны с Россией и Беларусью, с привлечением специалистов украинских и западных спецслужб и спецподразделений осуществляется военно-диверсионная подготовка членов различных экстремистских формирований, состоящих из белорусских радикалов. Данные подразделения задействуются в боевых операциях ВСУ против российских войск, в которых белорусские экстремисты приобретают боевой опыт, правда, скорость их безвозвратного выбывания (ликвидации) постоянно возрастает. С начала специальной военной операции в Украине все они установлены, в том числе с учетом уничтоженных.

По имеющимся данным, рассматривается возможность задействования указанных экстремистских формирований в вооруженной операции по захвату одного или нескольких приграничных районов Беларуси, провозглашению этой территории «свободной» и вводу туда западными странами некоего «миротворческого» контингента.

Кроме того, украинскими спецслужбами проводится активная работа по дистанционной вербовке через интернет «сочувствующих» белорусских граждан с целью их склонения к оказанию содействия в сборе и предоставлении интересующей информации, а также совершению активных противоправных действий. Сначала им предлагается осуществить фото- и видеосъемку мест дислокации подразделений Вооруженных Сил в приграничных с Украиной районах с последующей передачей им полученных материалов. 

В дальнейшем завербованные белорусские экстремисты используются украинскими спецслужбами и их западными кураторами для создания схронов с оружием и боеприпасами, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами в целях их дальнейшего использования при совершении террористических атак и диверсий на территории Беларуси и России, а также непосредственно для их совершения. При этом, как показывает практика, вопреки обещаниям, жизнь завербованных и членов их семей, обеспечение их безопасности спецслужбы Украины волнуют в последнюю очередь.  


Для них наши люди — это расходный материал.

Пользуясь случаем, хочу со страниц вашего издания обратиться к белорусским гражданам, прежде всего к молодежи. Не ведитесь на посулы таких вербовщиков, не совершайте ошибок, которые могут поломать вам жизнь.

В прошлом году в СМИ уже сообщалось о том, как Комитетом государственной безопасности совместно с ФСБ пресекалась деятельность группы белорусских граждан, которые по заданию украинских спецслужб осуществляли незаконную транспортировку через государственную границу средств поражения и организовывали на территории Беларуси тайники для их последующего использования третьими лицами при совершении актов терроризма на территории России. Также была выявлена и пресечена деятельность активистов белорусской ячейки украинского анархистского движения «Народная освободительная армия», которые готовили террористические акты в зданиях УВД и прокуратуры одного из крупных районных центров Беларуси.

Наряду с этим с помощью популярных социальных сетей и мессенджеров осуществляются массированное деструктивное психологическое воздействие на белорусских граждан, распространение среди нашей молодежи неонацистской идеологии, попытки вовлечь ее в противоправную деятельность. Одновременно не прекращаются кибератаки на информационные ресурсы белорусских государственных органов и иных субъектов хозяйствования. Ежегодно совершается более 300 миллионов таких атак. Практически ежедневно фиксируются многочисленные заведомо ложные сообщения о минировании вокзалов, торговых центров, школ, больниц, иных социальных и инфраструктурных объектов. В абсолютном большинстве ложные сообщения об опасности поступают с иностранных абонентских номеров, а также серверов, расположенных за пределами Беларуси. Их главная задача — отвлечь наши силы, посеять панику среди населения.

К сожалению, на Западе никак не могут понять, что у белорусского народа уже выработался своеобразный иммунитет к попыткам оказать на него давление.

— Накануне и в период проведения президентских выборов такое давление особенно нарастает?

— Действительно, мы фиксируем активизацию разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб. Видим, как усиленно зондируется почва для поиска болевых точек и триггеров в обществе для организации провокаций, способных раскачать ситуацию в стране. Однако ничего принципиально нового мы не увидели в этот раз.

В интересах влияния на ход электоральной кампании США и их союзники продолжают реализацию комплексной стратегии прессинга на Беларусь в международно-правовой, политической, экономической и других сферах. Ключевые цели остаются прежними: смена власти в стране и разрыв союзнических отношений с Россией. Основные методы — дезинформация, дискредитация власти перед населением и международным сообществом, внесение раскола в госаппарат, силовой блок, нанесение ущерба экономике, политическое и иное гибридное давление по надуманным поводам.

Вместе с тем с учетом отсутствия действенных рычагов влияния на ситуацию внутри Беларуси основные усилия беглых и их кураторов сконцентрированы на:

— во-первых, проведении массированных информационных кампаний по дискредитации органов власти, избиркомов и Главы государства. Для этого организуются так называемые «журналистские расследования» с обвинениями чиновников в коррумпированности, использовании служебного положения в личных целях и т. д.;

2 — во-вторых, инспирировании протестных настроений в отдельных социальных группах (молодежь, профессорско-преподавательская среда, медики, предприниматели и другие категории). В этих целях беглые активно осуществляют поиск информации о проблемных вопросах, волнующих население страны;

— в-третьих, оказании деструктивного психологического давления на членов комиссий всех уровней и их семьи, иных участников избирательного процесса, чиновников с целью склонения их к переходу на ту сторону и внесения раскола в вертикаль власти;

4 — в-четвертых, подготовке и проведении во время выборов провокаций для фиксации якобы протестной позиции граждан, принимавших участие в голосовании.

Результат таких усилий вполне предсказуем: обвинение Беларуси в отсутствии демократических норм, непризнание итогов президентских выборов, призыв к новым санкционным ограничениям. То есть ограничениям в отношении простых граждан.

Пожалуй, соглашусь с зарубежными оппонентами: Беларусь — не демократичная страна в том понимании демократии, которое они в нее вкладывают. Мы не хотим той демократии, которая есть на Западе. Она не гарантирует безопасность народу. Мы всегда серьезно относимся ко всем мероприятиям, проходящим в стране. 

А президентские выборы — особо значимое. И мы не позволим превратить их в комедийное шоу, как в США и других европейских странах. 


При этом в Беларуси обеспечена реализация Конституции и избирательного законодательства, свободы слова.

— То есть закрепление в новой Концепции национальной безопасности, принятой VII Всебелорусским народным собранием, такого понятия, как «электоральный суверенитет», назрело давно?

— Необходимость закрепления неотъемлемого и исключительного права государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы и референдумы — веление времени. Это в том числе наша реакция на перманентные попытки недоброжелателей подорвать основы белорусской государственности. Обеспечение электорального суверенитета Республики Беларусь является одним из национальных интересов, а осуществление действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний, — источником угроз национальной безопасности. Это одна из базовых новелл Концепции национальной безопасности.


Уверен, что белорусский народ на примере других стран прекрасно видит, к чему приводят «цветные революции», и не позволит разрушить нашу мирную и спокойную жизнь. В свою очередь, наши силовые органы держат под постоянным контролем развитие ситуации как внутри страны, так и за ее пределами и готовы противостоять любым вызовам и угрозам.


Спустя три десятка лет можно сказать уверенно: суверенная и независимая Беларусь состоялась. Мы сформировались как полноценное государство с социально ориентированной экономикой и надежной системой обеспечения национальной безопасности. Сегодня мы укрепляем фундамент нашего завтра, думаем о будущем, развиваем новые проекты, которые позволяют быть сильными и успешными в стремительно меняющемся мире.

Беседовал Сергей ЧЕРНОВЕЦ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter