О народном ополчении
Законопроект о народном ополчении, пожалуй, можно назвать главным документом, рассмотренным на прошедшем заседании Палаты представителей. Его принятие позволит решить сразу две задачи: предоставить возможность гражданам, которые не подлежат мобилизации, с оружием в руках добровольно участвовать в обороне страны, а также создать дополнительные условия для оказания помощи правоохранительным органам для исполнения ими своих полномочий при обеспечении военного положения. Учитывая сложную геополитическую обстановку, разработчики документа уверены, что защита Беларуси должна носить всенародный характер.— Проект закона «О народном ополчении» подготовлен во исполнение поручения Президента Республики Беларусь Министерством обороны совместно с Министерством внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами, — отметил министр обороны Виктор Хренин. — Подготовка данного законопроекта осуществлялась с целью создания правовых основ добровольного участия граждан в обеспечении военного положения в составе отрядов народного ополчения. До этого законодательные акты в сфере деятельности народного ополчения в Беларуси отсутствовали.Фото из архива «СБ»
Законопроектом о народном ополчении:
♦ закладываются правовые основы реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории страны, права на добровольное участие в обеспечении военного положения в Беларуси;
♦ определяются термины «народное ополчение», «отряд народного ополчения» и «доброволец народного ополчения»;
♦ регулируются общие вопросы финансового и материального обеспечения народного ополчения;
♦ разъясняется порядок руководства народным ополчением, формирования, комплектования и дислокации отрядов народного ополчения, выполнения ими задач, полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере деятельности народного ополчения;
♦ закладываются ограничения при зачислении граждан в народное ополчение.
Следует отметить, что разработчики, учитывая поручения Президента, аккуратно подошли к вопросу недопущения в народное ополчение радикальных элементов. То есть в сам закон заложен механизм, исключающий попадание в ополчение тех, кто не должен попасть.
О предпринимательской деятельности
Активные дебаты среди парламентариев вызвал законопроект, которым вносятся изменения в деятельность предпринимателей. Еще до того как документ попал на рассмотрение к депутатам, он прошел широкое обсуждение с участием практически всех категорий бизнес-сообщества — от ИП до представителей малого и среднего бизнеса. Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко призвал депутатов приложить максимум усилий к работе над данным законопроектом, чтобы уже в июне принять его во втором чтении. А министр экономики Александр Червяков озвучил главное требование, которое нужно учесть при доработке документа: экономическая целесообразность и социальная безопасность.Итак, основные новации законопроекта о предпринимательской деятельности:
♦ изменяются подходы к регламентации предпринимательской деятельности граждан, устанавливается ответственность за нарушение порядка и условий ее осуществления;
♦ исключается категория «микроорганизаций» (однако депутаты предполагают, что малые коммерческие организации численностью до 50 человек будут иметь те права, которые были для микроорганизаций);
♦ закрепляются новые критерии отнесения физических и юридических лиц к соответствующей категории субъектов малого и среднего предпринимательства и подтверждение их статуса посредством соответствующего реестра.
— Предусмотрено, что юридический адрес у ИП при трансформации останется по месту жительства, — объяснил член Постоянной комиссии по экономической политике Анатолий Насеня. — Вопрос еще требует доработки, в том числе с представителями ЖКХ. Законопроектом также заявлено, что эта трансформация будет происходить в краткие сроки, для предпринимателей это будет бесплатным. В целом реформа воспринимается бизнес-сообществом конструктивно. Думаю, что на выходе мы действительно получим качественный законопроект, который будет иметь значительный не только экономический, но и социальный эффект, ведь его действие затронет порядка 400 тысяч граждан и 100 тысяч организаций.
О здравоохранении
На прошлой неделе во время совещания по актуальным вопросам здравоохранения Глава государства раскритиковал деятельность системы охраны здоровья. Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич во время заседания Палаты представителей обратил внимание, что корректировка Закона «О здравоохранении» была инициирована еще в прошлом году: нужно было учесть практику его применения, а также современные вызовы и тенденции. Ведь любое действие государственных органов должно быть регламентировано буквой закона.— На прошедшем 23 мая совещании Главы государства были даны конкретные поручения по устранению выявленных недостатков в здравоохранении и ликвидации выявленных негативных явлений, — сказал Дмитрий Пиневич. — Перед отраслью поставлены первоочередные задачи — обеспечить надлежащее качество и доступность медпомощи, развивать диспансеризацию населения и раннюю диагностику заболеваний, повысить значимость медицинской аккредитации организаций здравоохранения, наладить контроль за работой медтехники и решить глобальные вопросы с подготовкой и закреплением медкадров.
По сути, решение этих задач и было сформировано в новациях законодательства, касающегося системы здравоохранения. Если говорить обобщенно, то это:
♦ совершенствование норм, касающихся оказания медицинской помощи;
♦ контроль качества оказания медицинской помощи;
♦ улучшение профессиональной подготовки медицинских работников.
О средствах массовой информации
Во втором чтении приняты поправки в законодательство, регулирующее деятельность СМИ. При разработке законопроекта использован международный опыт регулирования медиасферы. Одно из ключевых нововведений, которое повлияет на эффективность предстоящей электоральной кампании, — введение симметричных мер в отношении иностранных СМИ. Как пояснял министр информации Владимир Перцов в ходе рассмотрения данного законопроекта в первом чтении, этот механизм будет запускаться в случае недружественных действий иностранных государств по отношению к СМИ Беларуси.Также законопроектом о средствах массовой информации:
♦ предлагается запретить распространение результатов опросов общественного мнения, относящегося к политической ситуации в стране, республиканскому референдуму, выборам Президента, делегатов ВНС, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, проведенных без получения соответствующей аккредитации;
♦ расширить перечень оснований для аннулирования свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации и ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию;
♦ уточнить порядок деятельности иностранных СМИ на территории Беларуси.
Белорусское информационное пространство остается открытым для иностранных СМИ, соблюдающих требования законодательства Беларуси, подчеркнул министр:
— Но вместе с тем виртуальная среда стала инструментом информационных войн, направленным на разрушение общественных устоев, нравственных ценностей, а порой и целых государств. Именно поэтому ряд новаций законопроекта нацелен на регулирование правоотношений в интернете и защиту национального информационного пространства.
КСТАТИ
Во время заседания депутаты ратифицировали Протокол между Беларусью и Россией о внесении изменений в Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 года. В связи с этим министр обороны Виктор Хренин отметил:
— Недавно подписанное с российским коллегой положение о порядке содержания ядерного оружия на территории Республики Беларусь — это и есть та действенная мера, которая должна охладить агрессивный характер и воинственную риторику, которая идет прежде всего от наших соседей. А с происходящим в информационном поле мы, конечно, будем работать и далее.
demeshko@sb.by