В минувшем году его сотрудниками в Минске и регионах выявлено 587 преступлений. Из них 342 тяжких и особо тяжких. В том числе два убийства, восемь грабежей, три разбоя, 23 вымогательства, 183 факта мошенничества, 14 преступлений, подпадающих под антинаркотическую статью Уголовного кодекса, девять преступлений, связанных с «принуждением к выполнению обязательств», десять краж. Также борцы с оргпреступностью раскрыли два факта покушения на совершение террористических актов в Минске и Борисове, четыре теракта, совершенных в Минске по заданию экстремистских структур из-за рубежа. Установлено 386 человек, совершивших все эти преступления.
Что стоит за цифрами статистики?
Денис Чемоданов.
«Показатели нашей работы в прошлом году лучше, чем в 2020-м, — отмечает заместитель начальника ГУБОПиК — начальник 2-го управления полковник милиции Денис Чемоданов. — Число выявленных нами преступлений выросло более чем на 10 процентов. К примеру, на 40 больше по сравнению с позапрошлым годом выявлено тяжких и особо тяжких преступлений. На 86 больше установлено преступников. Если в 2020-м мы выявили 12 фактов вымогательства, то в 2021-м — уже 23. В позапрошлом году в нашей итоговой статистике фигурировало 150 случаев мошенничества. А в минувшем — уже 183. И тут речь не идет о всплеске преступности. Дело в том, что, освободившись от специфических задач 2020 года, в 2021-м мы вновь плотно занялись «авторитетами» преступной среды».
Больше половины белорусских «законников» (Галей, Паштет, Муму, Медвежонок) сейчас находятся за решеткой. Лебедев уже более десяти лет в розыске — скрывается где-то за пределами страны. Александр Кушнеров (Саша Кушнер) проживает в Беларуси, но губоповцы знают о каждом его шаге. Такая же заботливая опека оперов вскоре ждет и Александра Медведева.
«Медвежонок должен выйти на свободу летом этого года — по истечении срока отбытия наказания. Естественно, он будет взят под постоянный оперативный контроль, при его намерении или попытке совершения преступления (или же оказания влияния на криминогенную обстановку) мы будем документировать его преступную деятельность и привлекать к уголовной ответственности», — рисует перспективы «вора в законе» полковник милиции Денис Чемоданов.
Общеизвестно: лакомые кусочки криминального бизнеса осужденных «законников» зачастую пытаются перехватить их ушлые конкуренты. Оперативники ГУБОПиК прекрасно помнят времена нездоровой активности на белорусской земле «воров в законе» из России и стран Закавказья.
— Примерно с 2010 года мы наблюдали тревожную тенденцию: через нашу территорию стали достаточно часто перемещаться российские и грузинские «воры в законе», — делает экскурс в не такую еще и далекую историю Денис Григорьевич. — В основном «авторитеты» преступного мира направлялись транзитом в страны Евросоюза, чтобы там осесть. Либо возвращались, к примеру, через Минск в родные пенаты. Но кое-кто из них планировал закрепиться здесь. Причем год от года таких «воров в законе», имеющих виды на Беларусь, становилось все больше. Мы видели, как некоторые заводят здесь семьи, налаживают новые связи, пытаются с помощью белорусских «воров в законе» вложить свои заработки в местный криминальный бизнес, в серую экономику.
Началась целенаправленная работа по недопущению консолидации преступного мира. Практически во всех странах, которые борются с организованной преступностью, мы взяли максимально возможную информацию о примерно 560 «ворах в законе», промышляющих на постсоветском пространстве, в Европе и мире. Все «законники» были поставлены на контроль пересечения государственной границы. Также мы собрали сведения о нахождении лидеров преступного мира на территории Беларуси, установили их местные связи. Затем начались многочисленные задержания. По многим фигурантам впоследствии принималось решение о принудительной высылке за пределы Беларуси в связи с нежелательностью их нахождения здесь в течение максимального срока.
Бывало, что в иной год мы задерживали и по 10—15 «воров в законе». В результате мы сбили тот наплыв лидеров международного криминалитета в Беларусь, дали преступным «авторитетам» понять, что здесь они себя спокойно чувствовать не будут.На протяжении 2—3 лет на территорию Беларуси из других стран не прибыло ни одного «вора в законе». Но мы не теряем бдительность. В любом случае и далее будем устанавливать непрошеных гостей и привлекать к уголовной ответственности при совершении или намерении совершать преступления. Или принудительно высылать из страны.
Под пристальным вниманием оперативников 2-го управления ГУБОПиК МВД находятся и «стремяги» — так называют уголовников, стремящихся попасть в «воровскую семью».
— Такие люди претендуют на воровской статус, полагая, что заслужили его своими долгими «страданиями» в тюрьмах, — объясняет заместитель начальника ГУБОПиК. — Но при малейшем с их стороны изъявлении желания стать «ворами в законе», мы изолируем «стремяг» от общества. Либо делаем все возможное, чтобы эти граждане покинули пределы Беларуси. Пусть высказывают свои «хотелки» где угодно, но только не у нас.
Впрочем, в ближайшее время даже самым авторитетным кандидатам в «законники» вряд ли что-то светит. Дело в том, что в воровском мире действует мораторий на «коронование», и в течение как минимум восьми лет нарушить его дерзких не нашлось.Правда, сейчас пытается сплотить воров вокруг себя и старается их убедить прервать мораторий небезызвестный Шакро Молодой. Его интерес — пересчитать всех «законников», подтвердить их статус, а затем снять запрет на «коронование». Такая вот «перерегистрация», которая может вызвать настоящее цунами разборок с весьма горячим выяснением отношений в криминальной среде. А ведь постсоветский воровской мир и так расколот на два клана. Сказываются международные «расклады» и на блатной среде белорусских городов.
Вот экспертное мнение по этому поводу полковника милиции Дениса Чемоданова:
— Корни нынешнего, более чем десятилетнего, раскола — в общероссийских воровских конфликтах. Думаю, что в ближайшие несколько десятков лет перемирия не произойдет. Два клана переругались очень серьезно. А забирать свои слова обратно, признать свою неправоту в воровском сообществе не принято. Поэтому перемирия не ожидается. Как жили блатные в условиях «информационной войны», так и будут продолжать. Однако, по крайней мере, на нашей территории в перестрелки этот раздор не перетекает. Фиксируем мелкие конфликты, максимум драки. К слову, Паштет недавно и лишился свободы за организацию избиения сторонников другого лагеря. А расклад сил в Беларуси между тем таков, что «хасановский» клан представляет Кушнеров. Остальные здешние «воры в законе» стоят за Тариэла Ониани (Таро), продолжая дело убитого Александра Тимошенко (Тимохи Гомельского).
Что ж, время покажет, чем обернется застарелый конфликт. Пока же борцы с оргпреступностью продолжают наносить успешные удары по доморощенным организованным группам уголовников. Начальник 2-го управления ГУБОПиК говорит, что новое поколение «братвы» в последнее время все больше нацелено на криминальный заработок в зарубежных странах:
— Можно дать характеристику преступных групп по регионам, в которых они действуют. Бандиты из областей, граничащих с Россией, выезжают в соседнюю страну для совершения краж автомобилей, краж с большегрузных машин во время их отстоя на больших стоянках, краж в крупных магазинах. Также преступная деятельность связана с вербовкой и поставкой белорусских рабочих на строительные объекты в Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург. Разумеется, «авторитеты», которые на этом специализируются, получают свой выгодный процент. В приграничье с Евросоюзом (Витебская, Гродненская, Брестская области) незаконный бизнес уголовных авторитетов связан с организацией перемещения контрабандной продукции — и на вывоз, и на ввоз. На Гродненщине продолжаем выявлять «черных риелторов», которые охотятся за жильем асоциальных личностей. В Минске и Минской области сосредоточены различные сферы преступного бизнеса — и опять-таки поставка рабсилы на российские стройки, автоугоны, махинации с недвижимостью опустившихся горожан, вымогательство у коммерсантов.
Задержание одного из лидеров преступной среды в Витебской области.
По словам Дениса Григорьевича, классический рэкет, известный нам по лихим 90-м, несколько трансформировался: «Возможно, с учетом жесткого наказания, предусмотренного статьей УК о вымогательстве, рэкет перешел в другую плоскость — в незаконное истребование долга.
Некоторые организованные группы или их лидеры находят должников и впоследствии наносят к ним визиты. Поначалу идут намеки, разговоры, преступники пытаются убедить жертву отдать долги. Если не срабатывает, то уголовные «коллекторы» переходят к более радикальным мерам — вплоть до совершения физической расправы или угрозы физической расправы над должником или членами его семьи. В случае удачи бандиты получают свой процент с возвращенной суммы. Но чаще всего их ждет уголовное дело и очередной срок.
В прошлом году мы задержали организованную группу, состоящую из жителей Постав. Восемь лет назад они уже привлекались нами к уголовной ответственности. А сейчас вышли на свободу и начали заниматься теми же преступлениями: находили коммерсантов, в том числе контрабандистов, и вымогали деньги. Задокументировано около пяти таких эпизодов, сейчас рэкетиры под стражей, ждут суда».
Кстати, вымогатели и выбиватели долгов промышляют в райцентрах. В Минске, крупных городах, где потенциальные жертвы тут же могут обратиться в любой орган внутренних дел или ГУБОПиК, эпизоды с рэкетом достаточно редки. Тем, кто занимается малым и средним бизнесом, не говоря уже о крупном, бояться нечего.
ЭПИЗОДЫСписок очередных побед губоповцев над криминалитетом во всех регионах страны можно продолжать и далее. Он пополняется ежедневно. А потому заместитель начальника ГУБОПиК — начальник 2-го управления Денис Чемоданов считает нужным предупредить и напомнить:
♦ 25 марта прошлого года сотрудниками 2-го управления ГУБОПиК предотвращен подрыв самодельного взрывного устройства на территории воинской части в Борисове и во дворе жилого дома в Минске.
♦ Могилевские оперативники задержали организованную группу, возглавляемую уголовным авторитетом из Бобруйска, причастным к совершению ряда автоугонов на территории Беларуси и России.
♦ 6-е управление ГУБОПиК (по Брестской области) успешно пресекло деятельность группировки вымогателей — ранее судимых, бывших боксеров.
— Про каждого «смотрящего», «вора в законе» мы знаем все. Мы знаем, чем они занимаются, когда они освобождаются из мест лишения свободы. Мы знаем, кто их встречает на свободе, куда они едут, где будут жить и чем заниматься. Мы знаем тех, кто им помогает на первоначальном этапе после освобождения. И практически всех «авторитетов» мы держим на оперативном контроле. В случае малейшего нарушения законодательства эти граждане будут привлечены к уголовной ответственности. Незамедлительно.Добавлю к словам офицера лишь одну красноречивую цифру: в 2021-м с оперативного учета в связи с привлечением к уголовной ответственности снято 20 организованных преступных групп.
Разгром уголовных банд продолжается. Пожелаем губоповцам в День милиции дальнейших успехов. Крепкого здоровья и оперативной удачи!
ЦИФРА
По материалам ГУБОПиК МВД в прошлом году возбуждены уголовные дела в отношении 59 уголовных «авторитетов». Задержаны и осуждены два «вора в законе» — Олег Герасимович (Муму) и Павел Алексеевич (Паштет Минский).