Что стоит за культурно-цивилизационным кризисом

Закат Европы?

Не принижая культурные и цивилизационные достижения других регионов, но исторически Европа являлась уникальным континентом. На относительно небольшой и весьма густонаселенной территории сталкивались самые разнообразные цивилизации, культуры, народы, религии… И, словно в тигеле, переплавлялись в новые формы, обогащая друг друга. Конечно, были и конфликты. И весьма жестокие. Но в общем и целом миграция и внутри, и извне Европы являлась вполне обычным явлением. И европейская культура, как ни парадоксально, была востребованной даже в колониях. Относясь отрицательно к метрополии в части политической, в цивилизационном плане Европу весьма привлекательной считали в Африке, Латинской Америке и Азии. И следы этого воздействия существуют до сих пор. Впрочем, не менее сильное влияние заморские культуры и традиции оказывали и на империи. Современный миграционный кризис, в результате которого во Франции, Германии, Англии и некоторых других государствах опасаются потерять национальную идентичность, свидетельствует в том числе и о кризисе европейской культуры и цивилизации, которая уже не выдерживает конкуренции с традициями мигрантов.


Даже в эпоху империализма Европа оставалась достаточно восприимчива к чужим культурам. Конечно, нередко покорение государств, территорий и народов происходило при помощи огня и меча. Тем не менее традиции, культура и философия заморских государств захватывали европейцев. И не только ученые круги, но и широкие массы. Иногда подобно эпидемии. В XIX веке Старый Свет пережил буквально бум египтологии, когда пирамидами, иероглифами, фараонами, мумиями и другими тайнами великой цивилизации бредили от мала до велика. Безусловно, далеко не всегда этот интерес выходил за рамки мифов и суеверий, отдачи дани моде. Но в целом неподдельный интерес был. Потом европейцы открывали для себя Восток, Японию, Китай…

Опять же, любая империя строится не только на силе. В той или иной степени всегда используется культурный и цивилизационный фактор, который является привлекательным хотя бы для части элит и населения. Так происходило в Индии, Алжире, Вьетнаме и многих других точках земного шара. Там формировались достаточно многочисленные европейские диаспоры. И, как ни удивительно, они не терялись, не поглощались, а оставались европейцами даже вдалеке от родины. Правда, приобретали местный колорит.

Почему же сейчас европейцы потеряли свое культурное обаяние и силу? И настолько в себе не уверены, что уже боятся потерять свою самоидентификацию у себя на родине. Не свидетельствует ли это о кризисе европейской цивилизации, которая сохранила конкурентоспособность (будем объективны) и привлекательность для других народов практически только исключительно в ее технологическом и экономическом аспектах. А ведь это только составная часть цивилизации. Необходима культура, религия и еще ряд других нематериальных составляющих. В современном виде, получается, кроме утилитарных категорий, Европейский союз уже не может предложить ничего стоящего.

Не по этой ли причине приезжие из Африки, Ближнего Востока даже не пытаются и не стремятся адаптироваться, а создают свои анклавы, которые живут по собственным правилам и понятиям, совершенно игнорируя и местное законодательство, и традиции. Причем, что самое парадоксальное, не вписываются (и не хотят, по сути, этого делать) не только вновь прибывшие. Даже мигранты во втором и третьем поколении не инкорпорируются в местное социальное пространство. Это случайность? Или все-таки свидетельство кризиса?


Мультикультурализм, который проповедовали некоторое время европейские либералы, оказался совершенно не рабочей концепцией. Скорее, разъединяющей людей различных национальностей, чем создающей условия для эклектики, но не бинарности.
Поэтому, даже прожив в ЕС всю свою сознательную жизнь, выходцы из Руанды, Палестины, Курдистана, Алжира и других стран не чувствуют себя европейцами. И не хотят этого по большому счету делать. Да, паспорт у них французский или британский, немецкий или бельгийский, но эта юридическая форма гражданства не трансформируется в ментальный код. Видимо, современная цивилизационная модель Евросоюза не настолько привлекательна во всех своих аспектах, чтобы ее копировать.
Хотя на самом деле так было не всегда. В той же Германии во второй середине прошлого века были совершенно инкорпорированы в местный социум миллионы турок-мигрантов. И их уже сегодня с трудом можно отличить от немцев. По крайней мере, по менталитету. Франция и Британия всегда изобиловали мигрантами. В том числе и по причине сути своей колониальной экспансии, которая неизменно способствовала обмену гражданами между метрополией и периферией. Но в прошлом веке Европа являлась еще культурно устойчивой, развитой и привлекательной. Конечно, эксцессы на национальной почве случались. Но они не приводили к глубоким кризисам. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что националистические идеи, близкие или идентичные немецким, были весьма распространены во многих европейских странах в 1930-х — начале 1940-х. Потом Европе удалось очиститься от этих деструктивных концепций. И цивилизационный статус-кво восстановился.

Сегодня, к сожалению, миграционная проблема спустилась на бытовой уровень. Да, популистские политики разыгрывают карту незаконного въезда в страну граждан из других, не очень благополучных стран. Но они, скорее, не являются изобретателями этой проблемы, а прислушиваются к чаяниям избирателей и толпы. И, надо сказать, попадают в их ожидания. Поэтому набирают все больше голосов. Хотя в действительности не пытаются заглянуть вглубь проблемы, только спекулируя на самых низменных чувствах.

И это лишь усугубляет проблему. Потому что дело-то не в том, что у иностранцев другое мировоззрение, а в том, что европейский образ жизни (если откинуть чистую экономику) уже не является идеалом и эталоном для подражания. Собственно говоря, европейский культурный код размывается, слабеет, становится все более непонятным. Этому свидетельство той же церемонии открытия Олимпийских игр в Париже. Дух творческой свободы (хотя это слишком широкое понятие) оставил в недоумении многих. В том числе и европейцев, которые не совсем поняли: а какая рамка у европейской культуры? Этот вопрос остался у многих. Не начался ли закат Европы? И не будет ли смена культурного вектора? Причем это может быть как европейский ренессанс, так и перенимание других традиций. Тех же ближневосточных, которым отдают предпочтение не только мигранты, но даже коренные европейцы.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter