— Сейчас дистанционные технологии широко распространены во многих вузах страны, — говорит начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович. — Это касается БГУ, БГУИР, БГПУ имени М. Танка и других. Из региональных я бы отметил Гродненский государственный университет, хотя и остальные высшие учебные заведения в областных центрах и регионах постепенно осваивают этот сегмент. И речь идет не об указании сверху, а о процессах, идущих в вузах естественным образом. Ведь современное образование уже не может существовать исключительно в академическом формате аудиторных лекций. Об этом говорит и создание специализированных внутривузовских ИT-структур, осуществляющих техническую поддержку и помощь преподавателям в создании интернет-контента.
Суть дистанционных образовательных технологий в том, что сейчас для очников и заочников существует ряд тем (модулей) внутри отдельных дисциплин для изучения в удаленном формате. Мультимедийные лекции и лабораторные размещаются во внутриуниверситетских системах дистанционного обучения. Все это студенты и преподаватели активно используют в работе. В различных вузах существуют определенные образовательные платформы.
— В некоторых университетах, например в БГУИР, студенты могут взять отдельные учебные дисциплины в полном объеме для изучения в таком формате, — поясняет Сергей Касперович. — Правда, сдача аттестации происходит очно. Фактически дистанционные образовательные технологии сейчас пронизывают весь процесс обучения. Это касается получения знаний, их закрепления и отработки практических навыков. По некоторым учебным дисциплинам технического профиля существуют даже мультимедийные симуляторы, на которых можно потренироваться управлять каким-то агрегатом, устройством или станком.
Конечно, для создания такого контента преподаватель должен не только представлять, что именно ему нужно делать, но и иметь определенный опыт работы со специализированными программными продуктами. И по статистике, большая часть продвинутых лекторов — это молодые люди, в жизни которых интернет-технологии присутствуют со школьной скамьи.
— Существуют учебные дисциплины, предполагающие только начитку лекций, но их немного, — говорит специалист. — В основном любой курс — это сочетание лекционных занятий и мультимедийного контента. При этом администрации вузов заинтересованы в том, чтобы уровень преподавания стабильно повышался. Поэтому в понятие внутренней системы менеджмента качества входят самые разные вещи — от студенческих рейтингов по совокупности целого ряда критериев (которые, кстати сказать, часто инициируют сами преподаватели) до мер материального стимулирования. В рейтинговых подходах к оплате труда учитывается и структура работы (как выстроен курс), готовит ли преподаватель новые курсы лекций, разрабатывает ли контент, в том числе дистанционный. Кстати, преподаватели и сами понимают, что использование современных методов повышает эффективность их труда.
Сейчас же мы и вовсе занимаемся цифровой трансформацией образования. Поэтому навыкам работы в информационной среде и обучению преподавательского состава уделяется серьезное внимание. Для этого действует система повышения квалификации педагогических кадров. Например, активно в этом направлении работают Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования, академия последипломного образования и другие учреждения.
Следует отличать дистанционное образование в его классическом понимании от дистанционных образовательных технологий, обращает внимание Сергей Касперович:
— Дистанционная форма обучения — это целый комплекс очень серьезных мероприятий и технологий, подразумевающий получение знаний полностью в онлайн-формате. В белорусских вузах она пока функционирует как разновидность заочной. Но в новой редакции Кодекса об образовании, который прошел все основные стадии согласования, дистанционная форма уже закреплена как отдельная. После того как закон будет принят, она будет внедрена достаточно быстро — сейчас ведется интенсивная подготовка. Нужно учесть международный опыт, но при этом выработать свою стратегию, так как в мире существует два диаметрально противоположных взгляда. Согласно первому, дистанционная форма не содержит внутренних мотивов, достаточных для качественного освоения материала. В таких случаях аттестация, предполагающая выдачу документа об обучении (образовании), проходит, как правило, в очной форме или через региональную сеть центров тестирования. Вторая точка зрения признает эффективность дистанционного образования, что подразумевает сдачу итоговых тестов онлайн.
Нет сомнений, что дистанционное образование — важный сегмент экспорта образовательных услуг, без которого в полном смысле слова качественным и конкурентоспособным высшее образование считаться не может. Но какой подход целесообразно реализовывать у нас — вопрос открытый. В любом случае это связано, помимо всего прочего, и с созданием необходимых технической и научно-методической баз. Например, для уверенности в том, что получает диплом (а также сдает зачеты и экзамены) именно определенный онлайн-студент, а не кто-то другой, важно установление подлинности личности. Уже сегодня развивается практика прокторинга — создание специально оборудованных центров в разных населенных пунктах. Идентификация проводится разными методами — от биометрии до установки специальных камер.
— Нужны технические средства, инфраструктурные решения, разработка соответствующей нормативно-правовой базы с учетом мирового опыта, — отмечает Сергей Касперович. — Помимо идентификации «удаленного» студента, договор, который он заключает с вузом, подразумевает расширение подходов, связанных с заключением договоров на условиях публичной оферты (то, что мы видим в современных банках, когда сидя дома можно оформить кредит или депозит, не посещая офис). Соответственно, нужно вносить изменения в законодательство.
Впрочем, далеко не все специальности в принципе подразумевают онлайн-подготовку. Поэтому говорить о том, что дистанционное образование будет полностью дублировать или вовсе заменит очную форму, нельзя. Например, на данный момент (хотя вполне возможно, что в будущем с развитием технологий виртуальной и дополненной реальности сфера применения дистанционных технологий в образовании расширится) удаленно нельзя подготовить врача. Есть также ряд технических профессий и специальностей, которым на расстоянии не обучишь. Да и образование в своей традиционной форме (все же студенческая пора — удивительный и уникальный этап в жизни) для многих молодых людей по-прежнему остается предпочтительным.
В ТЕМУ
Не секрет, что не все люди могут успешно заниматься онлайн — у одних это получается, другие слишком поверхностно относятся к процессу. Причины, почему возникает сопротивление к дистанционной учебе, разные, считает врач-психотерапевт, психолог Михаил Дернаковский:
— Есть страх неудачного опыта: дескать, ничего не получится, разорвется соединение в интернете, студент ничего не освоит и так далее. Такое возможно, если преподаватель не использует живую коммуникацию с группой, а просто демонстрирует записанные ранее обучающие ролики. При живом онлайн-взаимодействии обучение проходит увлекательно. Часто люди рисуют себе мрачные картинки любого будущего процесса. Но нельзя представить новый опыт, пока его не переживешь. Еще одна из причин — убеждения по поводу себя самого: я не тот человек, который способен что-то изучить онлайн (неусидчив, не умею концентрировать внимание). Но на самом деле обучение онлайн при использовании нужного программного обеспечения не менее эффективно и увлекательно, чем офлайн. Кто-то постоянно испытывает потребность в движении (но можно учиться, например, надев наушники и используя смартфон). Существует, наконец, и просто этическое и эстетическое неприятие онлайн-технологий как угрозы привычному укладу жизни. Но, как правило, если человек любит учиться вживую, то он любит учиться и онлайн. Недостаточная мотивация — важный вопрос. Здесь нужно понять, зачем необходимо что-то выучить: что важного человек благодаря этому обучению получит и с какими негативными факторами сможет разобраться, какие проблемы сможет решить.
Недавно я слышал интервью с исполнительным директором корпорации Microsoft Сатья Наделла, который входит в десятку самых эффективных менеджеров в мире. В ответ на вопрос о важнейшем качестве, делающем человека эффективным, он ответил «любознательность». Современный мир настолько быстро меняется, что нам волей-неволей приходится учиться. Но одни при этом испытывают стресс, а другие удовольствие. От чего это зависит? Просто от наших внутренних установок. Чтобы полюбить учебу, нужно просто научиться ее ценить и больше ничего на самом деле не надо.
МНЕНИЯ
Александр Маковчик, проректор по учебной работе БГПУ:
— Более пяти лет назад наш университет стал активно внедрять элементы дистанционного обучения при подготовке студентов дневной и заочной форм получения высшего образования. В репозитории БГПУ размещено более 1000 учебно-методических комплексов для студентов всех специальностей первой и второй ступеней высшего образования. Почти все преподаватели (более 700) используют блоги для интерактивного дистанционного взаимодействия со студентами, которые могут ознакомиться с текстами лекций, рекомендациями по изучению дисциплины и другим.
В БГПУ активно проводятся вебинары. У нас используется система дистанционного обучения Mооdle. К слову, около 10 тысяч студентов очной и заочной форм обучения активно работают в ней. Там размещены задания, которые нужно выполнять в отведенное преподавателем время. Это хороший инструмент для организации управляемой самостоятельной работы студентов.
Сергей Кричевский, декан факультета Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ:
— Более 300 студентов получают второе высшее образование на дистанционной форме обучения в БГЭУ. На образовательном портале IT SEU нужно ознакомиться с теоретической частью лекции, затем выполнить задание. Если студент плохо справился с практической частью, ему не открывается доступ к следующей лекции. Ответы на интересующие вопросы можно задавать преподавателям в онлайн-режиме. Стоит отметить, что после окончания учебы молодые люди получают обычные дипломы об окончании университета. Мы проводили опрос среди студентов дистанционной формы обучения и выяснили, что более 80% нравится доступ к учебным материалам в удобное время. Оперативную связь с деканатом и преподавателями отметили 90% респондентов. Дистанционное обучение помогает получить высшее образование, не отвлекаясь от работы, семейной жизни. Хочется, чтобы был принят документ, регламентирующий дистанционное обучение. Это поможет привлечь больше студентов к получению высшего образования в такой форме.
bebenina@sb.by
Цифрой и словом
Электронная учеба не заменяет классические лекции, а дополняет ихФакультет журналистики. Очередное дистанционное занятие. Захожу на сайт edujourn.bsu.by. Ввожу логин и пароль. Появляется иконка с моей фотографией, фамилией, именем и отчеством. Чуть ниже список курсов, которые мы проходим в университете. Кликаю на курс Алеси Юрьевны Кузьминовой: «Информационно-развлекательное телевидение». Вверху приветственное видео от преподавателя. Чуть ниже видео, как пользоваться порталом. Расписаны и дедлайны: когда нужно сдать то или иное задание. Под каждой темой есть аудиолекция, задание от преподавателя, вопросы для самоконтроля и дополнительные материалы. Нынешняя тема: «Телешоу как наиболее востребованный информационно-развлекательный продукт». Кликаю на нее. Далее вкладка — лекции и дополнительные видео по теме. Первое, что вижу, — авторская аудиолекция Алеси Юрьевны, она-то мне и нужна, нажимаю play. В наушниках хорошо знакомый голос преподавателя рассказывает про реалити-шоу, ток-шоу, шоу-игры и так далее. Листаю ниже — дополнительные видео. Здесь видео мастер-классов знаменитых шоуменов. Но какое задание по этой теме висит на портале? Возвращаюсь на несколько вкладок назад. Первое задание — создание авторской концепции информационно-развлекательного телепроекта, второе — выполнение двух тестов. Это нужно успеть сделать за неделю. В спокойном темпе, совмещая с выполнением заданий по другим предметам и работой, я успею все выполнить в срок. На этом закрываю ноутбук.
Заведующая кафедрой телевидения и радиовещания Алеся Кузьминова рассказывает, что ее электронные курсы включают в себя материалы, которые позволяют студентам готовиться к парам самостоятельно и расширять знания по предмету:
— Например, у меня есть задание «Дневник телекритика». Учащийся на протяжении семестра ведет блог, в котором анализирует эфир, высказывает свою позицию относительно качества той или иной передачи. Затем система автоматически назначает среди группы как минимум трех рецензентов на каждое такое задание. Также работы комментирую я. В итоге студент получает фидбэк на свое творчество как минимум из четырех мнений и сам учится обосновывать свою позицию, комментируя работы других.
Два года назад Белорусский государственный университет разработал Стратегические цели развития университета до 2021 года. Этот документ предполагает внедрение в систему образования в вузе известной в мире концепции смешанного обучения В-learning.
— Она предусматривает наравне с традиционными аудиторными занятиями активное использование различных электронных сервисов, систем аудио- и видеосвязи, — говорит проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ Оксана Здрок.
На площадке Moodle в БГУ был создан Образовательный портал, где каждый факультет имеет собственный код доступа и свой сервер. Здесь преподаватели могут завести личный кабинет с названием учебного курса и добавить студентов в число слушателей этого курса. Учащиеся выполняют тесты и иные задания, преподаватель осуществляет проверку, выставляет отметку, дает комментарии к ответам.
— В течение двух лет мы наполнили Образовательный портал методическими разработками высокого уровня — размещены программы курсов, методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям, презентации лекций, тренировочные и проверочные тесты, задания для управляемой самостоятельной работы (в том числе творческие), — рассказала Оксана Здрок. — Этот электронный сервис позволяет размещать также учебные видео, организовывать интерактивное общение со студентами через форум или чат. Мы апробируем и возможность проведения учебных занятий в дистанционном режиме с использованием современных платформ, разработанных специально для организации вебинаров, видео- и аудиоконференций. Например, система Zoom — аналог Skype — создает широкие возможности для интерактива.
Студентка 3-го курса юридического факультета БГУ Александра Медведева считает, что популярность дистанционных сервисов заключается в том, что изучать материал и выполнять задания можно в любое удобное для тебя время: «Но проблема многих — самоорганизоваться и взяться за учебу самостоятельно». Для преподавателей же один из плюсов, отмечает Оксана Здрок, экономия времени на проверку тестов: «Система это осуществляет автоматически. А сформированный банк таких заданий может использоваться неоднократно и в любых вариациях».
В БГУ также существует система поощрения для учителей, чьи курсы на портале наиболее интересны для студентов и сделаны с использованием различных инновационных технологий.
— Например, за подготовку учебного видео или электронных учебных комплексов с креативным компонентом предусмотрено снижение годовой нагрузки до 50 часов. Это также учитывается при подсчете рейтинга преподавателя по итогам года, — подчеркивает Оксана Николаевна.
Обучение через портал предусматривает более жесткий процесс по сравнению с аудиторными занятиями. Студенты должны четко в срок предоставить ответ на задание. Поэтому порой активное использование портала вызывает негативные отзывы обучающихся: «Не надо так много заданий в сети, давайте вернемся в аудиторию».
Студентка 2-го курса факультета журналистики Дарья Прокопович говорит, что, если переходить полностью на дистанционное обучение и делать все задания по правилам, учиться станет сложнее, нежели просто ходить на пары в университет.
— Принцип смешанного обучения — частично в аудитории, частично с использованием электронных средств — позволяет быть в русле мировых тенденций развития сферы образовательных услуг. Образовательный портал не может целиком заменить прямое общение преподавателя со студентами. Он больше подходит для организации управляемой самостоятельной работы обучающегося. Кроме того, чтобы ввести полностью дистанционное обучение, нужно согласие и желание студента, — заключает проректор.
ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК
В ПТУ и ссузах в Беларуси система дистанционного образования пока развита слабо. В то же время лицей БГУ предоставляет абитуриентам платные дистанционные курсы для подготовки к поступлению в это учебное заведение и для подготовки к ЦТ. А в столичной гимназии № 13 десятый класс может дистанционно углубить свои знания по биологии, шестой класс — по математике. Также можно онлайн проверить уровень владения английским языком и отдельным курсом начать его изучать.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА УДАЛЕНИИ
Популярный сервис для видеоконференций Zoom порой становится легкой мишенью для хакеров, подключающихся, например, к деловым звонкам и детским утренникам. Zoom предоставляет возможность начать собрание, когда присоединяется первый человек, даже если он не является организатором, не дожидаясь остальных, однако это большая дыра в системе безопасности. Отключите эту функцию в Zoom и начинайте конференцию только тогда, когда все члены команды будут в сборе. Эксперты также советуют не публиковать в интернете личный идентификатор встречи (PMI) — 10-значный номер, необходимый для доступа в личную комнату собраний, — с его помощью относительно легко присоединиться к любой встрече, которую вы проводите. Вместо этого используйте уникальный PMI для каждой конференции.
infong@sb.by