Александр Лукашенко на встрече со студентами в МГЛУ, 22 ноября 2024 года:
— То, что у нас образование не хуже, факт однозначный и в доказательствах не нуждается. Но образование мы даем нашим детям для нашей страны. Важно, чтобы вы изначально определились в своем пути. После первого курса, особенно практико‑ориентированные дисциплины, — в поле, на заводе… Там определяйтесь, туда вы попали или нет.
— То, что у нас образование не хуже, факт однозначный и в доказательствах не нуждается. Но образование мы даем нашим детям для нашей страны. Важно, чтобы вы изначально определились в своем пути. После первого курса, особенно практико‑ориентированные дисциплины, — в поле, на заводе… Там определяйтесь, туда вы попали или нет.
Уровень знаний, получаемых в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, неизменно высок, а белорусские вузы входят в рейтинг лучших университетов мира — за их выпускниками охотятся работодатели соседних государств. Все это отчетливо свидетельствует о высоком качестве белорусского образования, профессионализме наших педагогов, подчеркивает Ирина Немальцева:
— Наше белорусское образование в сравнении с образованием иных государств выделяется своей многовекторностью. Мы даем большой спектр предметов и предлагаем учащимся углубленные знания для реализации себя в любых направлениях; создаем объединения по интересам, организовываем факультативные занятия, инициируем участие в различных конкурсах, конференциях, фестивалях. Одно время бытовало мнение, что на третьей ступени нужно уменьшить количество предметов. К счастью, оно не нашло поддержки у большинства. Нам нужен всесторонне развитый обучающийся. Только когда он будет владеть знаниями в разных областях, образование принесет свои плоды.
Директор утверждает, что белорусская система образования не ограничивается лишь передачей знаний, она активно способствует самовыражению и развитию творческого потенциала молодых людей.
— Наше образование — сильное, всестороннее, — отмечает собеседница. — Учреждения образования не только дают знания, но и способствуют самовыражению молодых людей, реализации их творческого, интеллектуального и спортивного потенциала. На третьей ступени ребята возглавляют школьное ученическое самоуправление, становятся лидерами БРПО, БРСМ и различных клубов. Таким образом мы затрагиваем все аспекты воспитания личности учащегося.
Система профориентации в школах играет ключевую роль в подготовке учащихся к будущей профессиональной жизни, уверена спикер:
— В каждой школе есть кабинет профориентации, где работает в том числе психолог. В обсуждении важных вопросов принимают участие не только учащиеся, но и их законные представители. Ребята посещают дни открытых дверей в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально‑технического образования. Значительно увеличилось количество профориентационных мероприятий. Приезжают преподаватели и студенты, которые рассказывают об учебе, нюансах профессии. Это помогает, потому что на выходе мы получаем выпускника с четким представлением о его будущем.
Для интеграции учащихся в будущие профессии есть специальные программы. По словам Ирины Владимировны, в рамках шестого школьного дня разработан график профессиональных суббот: ученики посещают предприятия и учреждения, знакомятся с профессиями. Учащиеся проходят тестирование по программам «Профиль 2+» и «ПрофиТест», результаты которых дают своеобразные подсказки по выбору будущих специальностей.
Руководитель школы также акцентирует внимание на информационной поддержке профориентации:
— В каждой школе предусмотрены информационные стенды, созданы соответствующие страницы на сайтах учреждений образования, работают кабинеты профориентации. Профильное обучение, организованное на третьей ступени, тоже нацелено на выбор профессии.
Если учащийся желает освоить рабочую специальность, обращаем внимание на успеваемость и проводим работу с ним в 8–9‑м классах, чтобы вовремя помочь. В случае когда подросток имеет средний балл, достаточный для профильного обучения, но ему трудно определиться с направлением, в работу включается буквально весь педколлектив. Поэтому к 10‑му классу, как правило, практически каждый понимает, какое профессиональное направление его интересует.
grudnitskiy@sb.by