Активная жилищная застройка ставит в районах "городские" вопросы

Задачи не из школьного учебника

Современные школьники, особенно сельские, решают порой задачки на скорость, время, расстояние не только на уроках. Многие из них проходят арифметическую теорию на практике. Типичный вариант: дом в деревне, а детский сад и школа за несколько километров. В целом алгоритм действий в подобной ситуации отработан. Есть специальные автобусы и рейсы, доставляющие ребятишек по нужному адресу и обратно. Однако все чаще возникают моменты, которые не вписываются в общий шаблон. Что в таком случае делать?


За последние восемь лет на территории Ченковского сельского Совета, что в пригороде Гомеля, жителей стало больше почти на 2 тысячи человек. За счет деревни Севруки, где в 2010 году заложили микрорайон многоэтажных и индивидуальных новостроек. Продолжается строительство и сегодня. Однако детский сад и школа — единственные на три населенных пункта — остались прежними. Такими, как их строили в советские времена. Отсюда и проблемы у молодых и многодетных семей.

Ченковская базовая школа расположена аккурат в середине поселка. Возводили после войны, потом достраивали, два года назад капитально отремонтировали, придав ей, насколько было возможно, облик современного объекта. Полноценной территории и спортивной площадки при школе нет. Однако и это не главное. Наполняемость — 80 человек, занимаются 173 ребенка при двухсменном режиме работы.

— Всех местных приняли? — уточняю у педагогов.

— Увы, нет. В первый класс, например, в этом году набирали 20 учащихся, а претендовали 80 ребят.

Схожая ситуация и в ГУО «Ченковский ясли–сад». Сад современнее школы, строился в конце 80–х. Однако тогда архитекторы вряд ли знали о масштабах жилищной застройки, которая развернется на территории Севруков в новом веке. Поэтому та же проблема. Сад посещает 131 ребенок. На очереди значится не меньше сотни желающих.

Резонный вопрос: что с теми, кто не попал в учреждения образования по месту жительства? Местные мамы Елена Рудая и Татьяна Смоликова, которых встречаю с малышами на улице, рассказывают как есть:

— Утренний час пик у нас на остановках в 7.10, когда везут детей в сады и школы Гомеля — ближайшие к Ченкам. Вроде недалеко, но для родителей, конечно, неудобно. Добираются обычными рейсовыми автобусами и маршрутками. Поэтому у нас при рождении ребенка становятся на очередь в сад, также стараются заранее подать заявление на место в школе.

Разбираться в ситуации мне помогает исполняющий обязанности председателя Ченковского сельисполкома Вадим Третьяк:

— Детские сады и школы, доступные нашим жителям, расположены в областном центре. Однако централизованный подвоз детей, обычно практикуемый на селе в таких случаях, по действующим инструкциям для нас исключен, поскольку речь идет о разных территориально–административных единицах — городе и районе. Местные власти откорректировали транспортное сообщение, насколько это позволяют стандарты, применимые для сельской местности. Раньше стоял вопрос оплаты проезда для наших детей в город и на его территории. Но не так давно областной Совет депутатов принял отдельное решение, давшее право учащимся Гомельского района в учебное время ездить без оплаты в общественном транспорте.

По словам главы сельисполкома, районный отдел образования, спорта и туризма помогает в устройстве ченковских детей в учреждения областного центра. Но собеседник признает:

— Реально решить проблему может только строительство полноценного учреждения образования на территории Совета, что в одиночку район не потянет. К слову, эта тема стояла на повестке дня и четверть века назад, когда начинали строительство школы в Севруках. Тогда только лишь забили сваи. В 2013 — 2015 годах, когда включили объект в областную программу, реализовать проект тоже не удалось. Промежуточный вариант, который сейчас рассматривается, — переоборудование под детсад–школу одного из зданий оздоровительного лагеря, расположенного в Ченках. Конечная остановка автобуса Гомель — Ченки там и находится. Если это удастся, то проблема частично снимется.


Другой транспортный поворот, не такой масштабный, но не менее житейский, — с пропиской в Калинковичах. О нем рассказала Валентина Пронькина:

— 11–летний внук вместе с другими ребятами ходит в школу, которая в нескольких остановках от дома. Осенью, весной — все нормально. Пешком пройтись полезно. Но зимой, когда светает поздно и темнеет рано, в слякоть и морозы можно было бы подъехать ради безопасности. Тем более что рядом проходит пригородный автобус № 201 Мозырь — Калинковичи, который останавливается как раз неподалеку от школы. Однако проезд в нем платный — 50 копеек. Быть может, есть варианты, которые позволят школьникам в учебное время пользоваться этим автобусом на территории райцентра бесплатно?

В отделе образования, спорта и туризма Калинковичского райисполкома мне понятно объясняют:

— Изучали. Нет такого варианта. Автобус — не городской, а пригородный, соединяющий два районных центра. По действующим нормативным документам проезд для школьников в транспорте такого сообщения без оплаты не предусмотрен.

Сваи на месте недостроенной школы в деревне Севруки

Такие примеры можно найти в любом регионе страны. Подобный вопрос «дети — подвоз — сад–школа» периодически возникает в разных форматах. Пересечение районов, посещение школьниками малых деревень вечерних секций и кружков в ближайших агрогородках... Невелика проблема для того, чтобы менять общепринятую схему действий? Быть может, но если людей она волнует, это уже повод вникнуть, разобраться и если посильно — решить.

В ТЕМУ

Три года назад жители деревень Столинского района обратились на субботнюю «прямую линию» в Гомельский облисполком с просьбой решить вопрос бесплатного подвоза их детей в школы Житковичского района, которые территориально им ближе. Тогда Гомельщина решила проблему, взяв на себя расходы.

КСТАТИ

На территории Ченковского сельсовета проживает более 5,2 тысячи жителей. В возрасте от 1 года до 6 лет здесь 538 малышей, от 6 до 14 лет — 659 детей.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter