Демократия по-латышски
Такое положение дел латвийские власти совсем не устраивало. И начали пугать своих граждан. В прямом смысле. Местный МИД рекомендовал латышам воздержаться от поездок в Беларусь. Напомнили о неких «значительных рисках для граждан Латвии, которые совершают поездки в страну». Как отмечается в сообщении, у МИД Латвии «нет оснований полагать», что в основе решения о разрешении на безвизовый въезд лежат «гуманитарные соображения или добрые намерения».Заигравшиеся в шпиономанию латвийские власти и вовсе предупредили о вербовках белорусскими спецслужбами прибывающих по безвизу.
— МИД обращает внимание на то, что разведывательные службы Латвии и других стран НАТО публично предупреждали о разведывательной деятельности российских и белорусских спецслужб и вербовке граждан соседних стран. Существует серьезный риск того, что такие действия будут направлены и против граждан Латвии, желающих воспользоваться возможностью безвизового въезда, предлагаемого Беларусью, — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства этой страны.
![](/upload/iblock/a6b/a6b91da5a32858df38c30f42f7c0a0d4.jpg)
Но здравомыслящие латыши сказкам не поверили и спокойно поехали туда, где им рады. Поняв, что план с «белорусскими спецслужбами» и «тут опасно» провалился, власти придумали очередной способ «уберечь» своих граждан от посещения Беларуси. Водители, которые отправляются в путешествие на личном автотранспорте, столкнулись с необычным предупреждением. На латвийской границе их уведомляют о том, что покупка для личного пользования нефтепродуктов, находящихся в Беларуси или происходящих из Беларуси, запрещается. В социальных сетях местные жители делятся соответствующими фотографиями листовок, которые им раздают на границе. Причем раздают пограничники. Дошло до того, что в отдельных пунктах пропуска замеряют количество горючего в баках при выезде в Беларусь, а потом сравнивают при возврате в Латвию. Такая вот «демократия».
Из первых уст
Мы решили напрямую спросить в Службе государственных доходов Латвии, так ли это. Приводим наш разговор со специалистом таможенного управления, которая дала нам консультацию по телефону. Для легенды представляемся иностранцем, который жил в Беларуси около года, а сейчас хочет поехать по делам в Латвию. К слову, на вопрос, на каком языке им лучше общаться — английском или русском, латвийские таможенники выбрали второй вариант.![](/upload/iblock/5b6/5b606978fcfd04e94e3bec066f593d27.jpg)
— Это правда. Есть регулирование Евросоюза, в котором оговорено, что нельзя покупать и вести на территорию ЕС белорусское горючее.
— А что мне делать, если я сейчас в Беларуси и мне надо каким-то образом доехать до границы и двигаться дальше? Каким бензином мне заправиться?
— Даже не знаю, что вам сказать (смеется). Когда вы пересекли границу ЕС и Беларуси?
— Около года назад. И сейчас мне по делам надо ехать в Латвию.
— Если вы пересекаете границу и через три дня вернетесь обратно, то в баке не должно быть больше горючего. Но вы же, я так понимаю, находились в Беларуси до момента, как мы начали контролировать количество бензина в баке?
— Именно так. Что вы посоветуете делать, если мне надо по делам на пару дней, а потом снова вернуться в Минск и через неделю опять приехать в Латвию?
— Тогда вам нельзя будет заправляться в Беларуси.
— А как это проверяется, где я заправлял бак и сколько бензина у меня?
— Это на границе наши компетентные структуры работают с данным вопросом. Честно, мы сами не понимаем, по какой схеме они работают и какая у них методика. Мы просто предупреждаем наших граждан, которые едут в Беларусь, что заправляться белорусским топливом запрещено и что это будет проверяться.
![](/upload/iblock/ac4/ac487d53a85a071667c3914033e21f18.jpg)
Слово эксперту
Мы попросили данную ситуацию прокомментировать аналитика БИСИ Алексея Авдонина:![](/upload/iblock/7ab/7abb9b8a509e7e238759d96358293742.jpg)
Экономический аспект
Понять логику латвийских властей просто. Достаточно прочесть последние заявления руководства страны. В частности, премьер-министр Кришьянис Кариньш призвал население изменить привычки и использовать общественный транспорт из-за резкого подорожания топлива. За последние несколько недель цена на бензин марки 95 в Латвии выросла на 17,45 процента, а на дизельное топливо — на 21,86 процента. Одновременно рост потребительских цен в феврале этого года составил 1,6 процента по сравнению с январем. В годовом измерении цены на продукты в Латвии выросли на 8,7 процента.— Давайте будем спокойны, рациональны, не будем подчиняться слухам. Цены идут вверх, но в какой-то момент они остановятся, найдут новый уровень, который, наверное, будет выше, чем сейчас. Значит, надо думать об изменении привычек, — успокаивал население страны Кришьянис Кариньш.
Сравним
Все познается в сравнении. И чтобы понять латвийских граждан, которые на полном баке возвращаются из Беларуси, достаточно сравнить стоимость литра бензина в нашей стране и в Латвии. Сегодня (по состоянию на 29 апреля) литр топлива марки 95 в Латвии стоит 1,787 евро, а в Беларуси — 0,81 евро в эквиваленте. Аналитик БИСИ Алексей Авдонин уверен, что в Европе цены на топливо будут сильно расти:— В среднем в месяц цены на топливо в ЕС будут расти на пять — семь процентов. И к концу года могут, в принципе, увеличиться в два раза. То есть смело можно будет наблюдать цены по 3 евро за литр бензина.
Вместо P.S.
Как говорится, пазл и сложился. Истинная причина, по которой гражданам латвийские власти чинят препоны, — боязнь того, что люди увидят в Беларуси настоящую демократию и заботу государства о своем народе. Все познается в сравнении. А кошелек в этом ой какое хорошее мерило. Тем более когда разница в стоимости топлива доходит до двух раз. Это чревато негодованием, а в дальнейшем и волнениями в обществе. А потом по известной цепочке. Так что Laipni lūdzam Baltkrievija. Benzīns pietiek visiem (переводим: «Добро пожаловать в Беларусь. Бензина хватит на всех»).ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юлия Бресская, старший инспектор Витебской таможни:
— Белорусская сторона сообщает, что никакого запрета на вывоз нефтепродуктов физическими лицами из Беларуси нет. Согласно действующему законодательству, товаром для личного пользования признается вывозимое топливо в количестве целого бака, предусмотренного заводом-изготовителем транспортного средства, и дополнительно не более 10 литров в отдельной емкости. Нормы, указанные латвийской таможенной службой Регламента Совета ЕС от 24 июня 2021 года, не распространяются на покупку в Беларуси нефтепродуктов, которые необходимы для удовлетворения основных потребностей покупателя или гуманитарных проектов.
sichevich@sb.by